Техническое обслуживание свечей зажигания двигателя УМЗ-421, провода высокого напряжения.
Для двигателей УМЗ-421.10, варианты исполнения 421, 42101, 42107, устанавливаемых на грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-31512 и имеющих степень сжатия 7.0, для работы на бензине А-76 — используются свечи зажигания с калильным числом 11 или 14, например А11, А11-3.
Для двигателей УМЗ-421.10, варианты исполнения 421-30 и 42107-30, устанавливаемых на грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160 и имеющих степень сжатия 8.2, для работы на бензине А-92 — применяются свечи зажигания с калильным числом 17, например А17В.
Для двигателей УМЗ-4218.10, варианты исполнения 4218, 42181, 42187, 4218-01, 42187-01, 4218-05, 42187-05, устанавливаемых на автомобили УАЗ модификаций 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069 и имеющих степень сжатия 7.0, для работы на бензине А-76 — используются свечи зажигания с калильным числом 11 или 14, например А11, А11-3.
Для двигателей УМЗ-4218.10, варианты исполнения 4218-10 и 42187-10, устанавливаемых на автомобили УАЗ модификаций 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069 и имеющих степень сжатия 8.2, для работы на бензине А-92 — применяются свечи зажигания с калильным числом 17, например А17В.
Техническое обслуживание свечей зажигания двигателя УМЗ-421.
Техническое обслуживание свечей зажигания заключается в проверке их состояния, очистке от нагара и регулировке зазора между электродами. Необходимо регулярно протирать изоляторы свечей. Перед вывертыванием свечи нужно обязательно удалить грязь щеткой или сжатым воздухом из гнезда свечи в головке цилиндров, чтобы грязь не попала в цилиндр.
Свечи следует проверить после работы двигателя под нагрузкой. Работа двигателя на холостом ходу изменяет характер нагара, по которому можно сделать неправильные выводы о работе свечи. Вывертывать свечи следует только специальным свечным торцовым ключом, имеющимся в комплекте шоферского инструмента.
При осмотре свечи следует особенно внимательно проверить, нет ли трещин на изоляции, обратить внимание на характер нагара, а также на состояние электродов и зазор между ними. Корпусная часть изолятора свечи (юбка) не должна иметь нагара и трещин. Свечи, имеющие трещины изолятора, подлежат замене.
Свечи с нагаром подлежат тщательной очистке на специальном пескоструйном аппарате. При очистке изолятора не рекомендуется применять острые стальные предметы, так как при этом на его поверхности образуются царапины и неровности, способствующие в дальнейшем отложению нагара. Если очистку свечей сделать невозможно и слой нагара велик, то свечи следует заменить.
Необходимо помнить, что при работе свечей зажигания на их юбках обычно образуется красновато-коричневый налет, который не мешает работе свечей. Этот налет не следует путать с нагаром, такие свечи в чистке не нуждаются.
После чистки необходимо проверить зазор между электродами при помощи круглого проволочного щупа. Регулировка зазора между электродами свечи должна производится за счет подгибки бокового электрода. Величина зазора между электродами свечи зажигания на двигателе УМЗ-421 должна быть 0.7-0.85 мм.
Свечи, очищенные от нагара, с отрегулированными зазорами между электродами, рекомендуется перед установкой на двигатель проверить на приборе для испытаний свечей под давлением. У исправных свечей при давлении 800-900 кПа (8-9 кгс/см2) искра должна появляться регулярно, без перебоев, между центральным и боковым электродами и без поверхностного разряда.
При давлении 1000 кПа (10 кгс/см2) новая не работавшая свеча должна быть полностью герметичной: не должна пропускать воздух ни по соединению корпуса с изолятором, ни по соединению центрального электрода с изолятором. Для свечей, работавших на двигателе, допускается пропуск воздуха до 40 см3/мин.
Свеча должна устанавливаться на место с обязательной прокладкой, ввертывать свечу следует сначала рукой, а затем подтянуть свечным ключом. Прокладка представляет собой шайбу, свернутую из тонкого металла, и рассчитана на смятие при затяжке, поэтому не следует при установке свечи прилагать чрезмерное усилие. Необходимо затянуть ее так, чтобы прокладка не была полностью сплющена. Полностью сплющенную прокладку рекомендуется заменить на новую при очередном снятии свечей.
Проверка исправности свечей зажигания на двигателе.
При отсоединении провода высокого напряжения от нормально работающей свечи число оборотов двигателя снижается, а при отсоединении провода от поврежденной свечи число оборотов остается не измененным.
Неработающие свечи или работающие с перебоями на ощупь холоднее остальных, следовательно, их можно иногда обнаружить по этому признаку. Неисправная работа свечей зажигания является одной из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжиженного масла его необходимо сменить, а свечи проверить и неработающие заменить.
Провода высокого напряжения.
Провода высокого напряжения изготовлены из провода марка ПВВП или ПВППВ. Эти провода имеют сердечник с ферритовым наполнителем, на который намотана спираль из провода с высоким омическим сопротивлением, 2000+-200 Ом на метр длины. Провода с распределительным сопротивлением снижают уровень радиопомех, создаваемых системой зажигания.
При эксплуатации автомобиля необходимо следить, чтобы на поверхность проводов не попало масло, что приводит к их загрязнению и вызывает утечку тока и пробой изоляции. С целью удаления с проводов пыли и грязи их следует протирать салфеткой, слегка смоченной в бензине.