Регулировка бокового зазора и положения шестерен главной передачи
Регулировку бокового зазора и положения шестерен главной передачи производите после регулировки подшипников ведущей шестерни и дифференциала в следующем порядке:
- Установите в картер дифференциал с отрегулированными подшипниками в сборе. Установите прокладку на плоскость разъема картера с крышкой. Установите крышку картера и закрепите болтами.
Рис. 161. Задний мост:
1-предохранительный клапан; 2-подшипник дифференциала; 3,8-регулировочные прокладки; 4-задний подшипник ведущей шестерни; 5-регулировочное кольцо (с 1991 г. не устанавливается); 6-маслосгонное кольцо; 7-гайка; 9-ведущая шестерня; 10-передний подшипник ведущей шестерни; 11-упорная шайба полуосевой шестерни; 12-ведомая шестерня - Замерьте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен, который должен быть 0,2-0,6 мм. Замер производите на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм (рис.177). Боковой зазор регулируйте перестановкой прокладок 3 (см. рис.161) с одной стороны коробки дифференциала на другую. Если снимаете прокладки со стороны ведомой шестерни, то зазор в зацеплении увеличивается, если же прибавляете, зазор уменьшается. Прокладки переставляйте, не изменяя их количества, так как это нарушит натяг подшипников дифференциала.
Рис. 177. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи
На мостах, имеющих регулировочное кольцо 5 (см. рис.161), проверьте зацепление шестерен по пятну контакта. Для этого окрасьте зубья ведомой шестерни краской. Учитывайте, что очень жидкая краска растекается, а слишком густая-не выжимается из промежутков между зубьями. Затем с помощью полуосей притормозите ведомую шестерню, а ведущую вращайте в обоих направлениях до тех пор, пока не обозначится четкое пятно контакта. На рис.178 показаны типичные положения пятна контакта на зубьях ведомой шестерни и способы устранения неправильного контакта. Перемещение ведущей шестерни производите установкой регулировочного кольца 5 (см. рис.161) другой толщины. Перемещение ведомой шестерни производите перестановкой прокладок 3 подшипников дифференциала.
Рис. 178. Пятно контакта шестерен главной передачи:
I-сторона переднего хода; II-сторона заднего хода;
- правильный контакт в зацеплении шестерен при проверке под небольшой нагрузкой;
- контакт на вершине зуба (для исправления следует ведущую шестерню подвинуть к ведомой);
- контакт на корне зуба (для исправления следует ведущую шестерню отодвинуть от ведомой);
- контакт на узком конце зуба (для исправления следует отодвинуть ведомую шестерню от ведущей);
- контакт на широком конце зуба (для исправления следует подвинуть ведомую шестерню к ведущей)
Примечание. Указанную проверку зацепления шестерен производите и на мостах с бортовыми передачами.
Регулировка бокового зазора и положения шестерен главной передачи УАЗ: https://uaz.service-manual.company/zadniy-most/regulirovka-bokovogo-zazora-i-polozheniya-shesteren-glavnoy-peredachi/
Задний мост
Сборка и регулировка заднего моста УАЗ-3151
Сборку дифференциала производите в следующем порядке:
- 1. Перед сборкой дифференциала смажьте шестерни полуосей, сателлиты, упорные шайбы и оси сателлитов трансмиссионным маслом
- 2. Установите упорные шайбы на шейки шестерен полуосей.
- 3. Установите шестерню полуоси с упорной шайбой в сборе в левую коробку сателлитов.
- 4. Установите сателлиты на оси разъемной крестовины.
Рис. 7. Выпрессовка наружного кольца подшипника дифференциала
Рис. 8. Установка коробок сателлитов по меткам
Придерживая шестерню полуоси, установите правую чашку сателлитов на левую так, чтобы метки (рис. 2) (порядковые номера) обеих чашек были совмещены.
- 8. Установите ведомую шестерню главной передачи на коробку сателлитов, совместив отверстия под болты. Установите болты и затяните их.
Момент затяжки 98–137 Н·м (10–14 кгс·м).
У собранного дифференциала шестерни полуосей должны проворачиваться с помощью шлицевой оправки от усилия не более 59 Н (6 кгс), приложенного на радиусе 80 мм.
Регулировку подшипников дифференциала производите (в случае их замены) в следующем порядке:
Рис. 9. Предварительная напрессовка внутренних колец подшипников дифференциала
- 1. Напрессуйте внутренние кольца подшипников (рис. 9) дифференциала на шейки собранного дифференциала так, чтобы между торцами коробки сателлитов и торцами внутренних колец подшипников был зазор 3,5–4,0 мм.
Рис. 10. Прикатка роликов подшипников дифференциала
- 2. Установите дифференциал в сборе в картер, затем прокладку и крышку картера и, проворачивая крышку за кожух, прикатайте подшипники так, чтобы ролики заняли правильное положение (рис. 10).
Затем болтами и гайками равномерно соедините крышку с картером.
Рис. 11. Замеры зазоров при регулировке подшипников дифференциала
Рис. 12. Зазоры А и А1 между торцами внутренних колец подшипников и коробки сателлитов
- 3. Вновь отверните болты, осторожно снимите крышку, выньте из картера дифференциал и щупом замерьте зазоры А и А1 (рис. 11 и 12) между торцами внутренних колец подшипников и коробки сателлитов.
- 4. Подберите пакет прокладок толщиной, рассчитанной по формуле:
- s = А + А1 + 0,1, где: s – толщина пакета прокладок, мм;
- А и А1 – зазоры между торцами внутренних колец подшипников и коробкой сателлитов, мм;
- 0,1 – постоянная величина (для обеспечения предварительного натяга), мм.
- 5. Снимите внутренние кольца подшипников дифференциала. Разделите подобранный пакет прокладок примерно пополам.
Установите прокладки на шейки коробки сателлитов и напрессуйте внутренние кольца подшипников до упора.
Сборку и регулировку подшипников ведущей шестерни производите в следующем порядке:
Рис. 13. Кернение торца хвостовика после напрессовки подшипника: А – место кернения
Рис. 14. Установка распорной втулки и регулировочных прокладок переднего подшипника ведущей шестерни
- 1. Напрессуйте подшипники на ведущую шестерню. После напрессовки заднего опорного подшипника с цилиндрическими роликами раскерните торец хвостовика, на который он напрессован (рис. 13).
Распорную втулку (рис. 14) и регулировочные прокладки переднего подшипника (двухрядного конического) ведущей шестерни располагайте между внутренними кольцами.
Рис. 15. Проверка затяжки подшипников ведущей шестерни
- 3. Запрессуйте ведущую шестерню в сборе с подшипниками в картер до упора и отрегулируйте предварительный натяг переднего подшипника, изменяя толщину пакета прокладок 8 и затяжкой гайки 7 до отказа.
При этом маслоотгонное кольцо 6 и фланец должны быть установлены на вал шестерни, а крышка переднего подшипника должна быть снята, чтобы трение манжеты о фланец не влияло на показания замеров.
Для уменьшения натяга добавьте прокладки, для увеличения – уберите.
При правильной регулировке осевой зазор должен отсутствовать, а пружинный динамометр должен показывать усилие 15–30 Н (1,5–3 кгс) для приработанных подшипников и 20–35 Н (2,0–3,5 кгс) для новых подшипников при проворачивании шестерни за отверстие во фланце (рис. 15).
- 4. После окончания регулировки, сняв фланец, установите прокладки и крышку переднего подшипника ведущей шестерни.
Закрепите крышку болтами. Поставьте фланец, затяните гайку 7 (см. рис. 20) и зашплинтуйте. Момент затяжки 167–206 Нм (17–21 кгс·м).
Регулировку бокового зазора и положения шестерен главной передачи производите после регулировки подшипников ведущей шестерни и дифференциала в следующем порядке:
Установите прокладку на плоскость разъема картера с крышкой. Установите крышку картера и закрепите болтами.
Рис. 16. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи
2. Замерьте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен, который должен быть 0,2–0,6 мм.
Замер производите на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм (рис. 16).
Боковой зазор регулируйте перестановкой прокладок 3 (см. рис. 20) с одной стороны коробки дифференциала на другую.
Если снимаете прокладки со стороны ведомой шестерни, то зазор в зацеплении увеличивается, если же прибавляете, зазор уменьшается.
Прокладки переставляйте, не изменяя их количества, так как это нарушит натяг подшипников дифференциала.
Рис. 17. Пятно контакта шестерен главной передачи
- 3. На мостах, имеющих регулировочное кольцо 5 (см. рис. 20), проверьте зацепление шестерен по пятну контакта.
Для этого окрасьте зубья ведомой шестерни краской.
Учитывайте, что очень жидкая краска растекается, а слишком густая – не выжимается из промежутков между зубьями.
Затем с помощью полуосей притормозите ведомую шестерню, а ведущую вращайте в обоих направлениях до тех пор, пока не обозначится четкое пятно контакта.
На рис. 17 показаны типичные положения пятна контакта на зубьях ведомой шестерни и способы устранения неправильного контакта.
Перемещение ведущей шестерни производите установкой регулировочного кольца 5 (см. рис. 20) другой толщины.
Перемещение ведомой шестерни производите перестановкой прокладок 3 подшипников дифференциала.
Указанную проверку зацепления шестерен производите и на мостах с бортовыми передачами.
Сборка заднего моста
Сборку заднего моста производите после регулировки зацепления шестерен в следующем порядке:
Рис. 18. Замер зазора между крышкой подшипника и картером для подбора прокладок
- 1. Установите пакет прокладок между торцом крышки переднего подшипника ведущей шестерни и картером.
Толщина пакета должна быть в 1,3 раза больше зазора (рис. 18) между торцами крышки и картера. При необходимости толщину пакета увеличьте в 1,4 раза.
- 2. Установите крышку переднего подшипника ведущей шестерни с манжетой в сборе и закрепите болтами.
- 3. Установите фланец и шайбу. Затяните гайку 7 (см. рис. 20) до отказа так, чтобы прорези в ней совпали с отверстиями в хвостовике шестерни и зашплинтуйте. Момент затяжки 167– 206 Нм (17–21 кгс·м).
Не отворачивайте гайку для совпадения паза и отверстия под шплинт.
- 4. Установите дифференциал с ведомой шестерней и подшипниками в сборе в картер моста.
- 5. Установите прокладку между картером и крышкой.
- 6. Установите крышку картера так, чтобы обе подушки рессор находились в верхней части моста.
Соедините крышку и картер с помощью болтов и гаек.
После сборки моста проверьте его нагревание во время движения автомобиля. Если картер сильно нагревается (свыше 90 °С), проверьте правильность регулировки подшипников.