- Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402
- Регулировка момента зажигания
- Техническая характеристика системы зажигания
- Установка зажигания, привода трамблера на 402 двигателе УАЗ ЗМЗ
- Элементы системы зажигания
- Порядок работы системы зажигания
- Раннее зажигание
- Позднее зажигание
- Порядок регулировки системы зажигания
- Сопоставление меток
- Регулировка угла опережения
- Проверка правильности установки зажигания
- Как самостоятельно установить зажигание
- Установка трамблера с приводом
- Снятие распределителя в сборе с приводом масляного насоса
- Заключение
Регулировка момента зажигания двигателя ЗМЗ-402
На двигателе типа ЗМЗ-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания
Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.
Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя.
В бегунке установлен помехоподавительный резистор.
Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Регулировка момента зажигания
Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°.
Для этого на двигателе ЗМЗ-402 (рис. 1) совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).
Для двигателя УМЗ-4215 (рис. 2) выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.
Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра (рис. 3).
В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра.
Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал.
Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия.
Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора (рис. 4).
Устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы) (рис. 5).
Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора (рис. 6).
Поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре).
Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт (рис. 7).
Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров – считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1–2–4–3.
После того как вы все сделали, проверьте правильность установки момента зажигания на ходу автомобиля.
Заводим двигатель, прогреваем и когда уже переключили на четвертую передачу при скорости 50 – 60 км/час, резко нажимаем на газ.
Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно – на 1–3 с – момент зажигания выбран правильно.
Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление.
Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.
Техническая характеристика системы зажигания
Порядок работы цилиндров 1–2–4–3
Направление вращения ротора распределителя против часовой стрелки
Угол опережения зажигания max, град:
Зазор свечи зажигания, мм 0,8
Сопротивление резистора бегунка*, кОм 5–8
Сопротивление наконечника свечи, кОм 4–7
Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм 8–13
Сопротивление обмотки статора, кОм 0,4–0,45
* На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом
Установка зажигания, привода трамблера на 402 двигателе УАЗ ЗМЗ
Чтобы двигатель с карбюратором 402 от УАЗ нормально работал, нужно правильно выставить зажигание, а как это сделать будет рассказано в данной статье. Многие начинающие автовладельцы неправильно выставляют метки при смене ГРМ, поэтому часто в наш авто-сервис попадают движки, которым требуется капитальный ремонт. Подобного нельзя допускать, так как для владельца это, во-первых, затратно. Во-вторых, такая поломка приводит к покупке нового двигателя. Но такое случается нечасто.
Элементы системы зажигания
Элементы поджига горючего в двигателе являются главенствующими. Посредством ее запускается силовой агрегат. Для движков на бензине разработано пара типов систем зажигания:
Элементы поджига горючего бензинового двигателя даны в списке:
- распределитель или прерыватель искры. Устанавливают для определения момента в зажигании появления искры и передачи высокого напряжения на цилиндры мотора. Устройство совмещает свою работу с движением поршней в цилиндрах;
- катушка;
- коммутатор. Эта деталь гасит поступление электричества на обмотку катушки и превращает сигнал от регулятора в сигнал тока;
- свечи;
- замок;
- стартер;
- сопротивление. Добавляют иногда.
Внимание! На двигателе от Газели или УАЗ используют бесконтактную систему поджига. В нее добавляют генератор для управления сигналами и устройства для регулирования опережения: вакуумное и центробежное.
Опытные механики советуют для правильного выставления зажигания прочесть характеристики, которые даны ниже:
- работа цилиндров мотора производится таким образом: один, два, четыре, три;
- устройство ротора всегда крутится против минутной стрелки часов;
- центробежная деталь имеет угол опережения в восемнадцать градусов;
- вакуумная деталь имеет угол опережения в десять градусов;
- люфт СЗ не превышает 0,8 мм;
- R резистора не превышает 8 кОм;
- R СЗ не больше 7 кОм;
- R в обмотке статора – 0,5 кОм.
Теперь поговорим о том, как работает поджиг горючего в силовом агрегате.
Порядок работы системы зажигания
Поджиг смеси горючего происходит следующем образом:
- Водитель поворачивает ключ в замке.
- Ток от аккумулятора поступает в стартер.
- Начинается вращение коленвала.
- Включается трамблер.
- Ток попадает на катушку.
- Через коммутатор проходит в распределитель.
- Последнее устройство распределяет ток по свечам.
Таким образом происходит правильное зажигание в моторе. Однако, бывают ранние и поздние поджиги. Тогда можно говорить о неисправностях силового агрегата.
Раннее зажигание
Ранний поджиг происходит раньше момента подхода поршня цилиндра к верхней мертвой точке. Бензин с воздухом и маслом поджигается, когда поршень еще двигается. Подобные проблемы появляются из-за неправильно постановленного угла поджига.
Опытные механики определяют подобную поломку по следующим признакам:
- силовой агрегат не заводится сразу;
- нестабильная работа движка при простое на светофорах, когда машина стоит на месте;
- появление звука стрекотания, который не проходит, когда нагрузка увеличивается;
- при разборке мотора, механики обнаруживают нагар на свечах. Это значит, что горючее не прогорает до конца;
- увеличение расхода горючего;
- темный дым из трубы глушителя.
Это все признаки раннего зажигания. Давайте посмотрим, что бывает, когда зажигание медлит и воспламенение не происходит вовремя.
Позднее зажигание
При неправильной настройке меток на моторах 402 ЗМЗ позднее зажигание происходит тогда, когда поршень уже прошел верхнюю точку. Автовладелец это может заметить по падению мощности при увеличенном расходе бензина.
Опытные механики замечают позднее зажигание по следующим признакам:
- свечи сереют или белеют;
- двигатель начинает сильно нагреваться, хотя система охлаждения в порядке;
- мотор может глохнуть, когда увеличивается нагрузка.
Верная регулировка поджига и адекватное раставление меток поможет справиться с вышеописанными неполадками.
Порядок регулировки системы зажигания
Чтобы верно отрегулировать поджиг, нужно не только выставить углы опережения, но и верно расположить метки. Кстати, если автовладелец не понимает и не разбирается в конструкции двигателя, то лучше эту работу отдать опытным механикам в сервис-центре.
Давайте разберем все нюансы регулировки зажигания.
Сопоставление меток
Для верного сопоставления меток и выставления зажигания двигателя делают следующее:
- Выставляют первый цилиндр в верхней мертвой точке.
- Коленвал проворачивают так, чтобы метка на его шкиве сошлась с меткой на ГБЦ.
Чтобы сделать эти действия, потребуется вынуть свечу первого цилиндра и заткнуть отверстие тряпкой. Проворачивать до тех пор коленвал, пока данная тряпка не будет вынута воздухом, который создает давление внутри цилиндра.
Подобные действия помогут найти окончание такта сжатия, иначе верхнюю мертвую точку цилиндра.
Регулировка угла опережения
Чтобы выставить угол опережения зажигания ЗМЗ 402, нужно сделать следующее:
- Немного открутить болт корректора октанового числа на трамблере.
- Выставить угол опережения на двигателе по центру шкалы.
- Немного открутить винт, который фиксирует пластинки устройства, корректирующего октан.
- Прокрутить распределитель так, чтобы красная отметина на головке ротора стала прямо перед меткой на статоре.
Затем автовладелец должен с помощью одной руки удерживать распределитель двигателя. А второй рукой он будет закручивать винты. Таким образом выставляется зажигание ЗМЗ 402.
Проверка правильности установки зажигания
Теперь автовладельцу останется проверить правильность установки зажигания. Верно ли он установил зажигание или нет, определить можно так:
- Разогнать транспортное средство до 60 километров в час.
- На этой скорости резко нажать на педаль газа.
- Произойдет детонация в течение трех секунд.
- Если в дальнейшем она не продолжается, то зажигание двигателя было выставлено верно.
Внимание! Опытные механики выставляют зажигание в двигателе с помощью стробоскопа.
Как самостоятельно установить зажигание
Установку зажигания можно провести самостоятельно. Для подобной процедуры понадобится стандартный набор инструментов. Если есть стробоскоп, то это хорошо. Инструмент позволит выставить верно поджиг смеси, чтобы не лазить без конца под капот.
А делается процедура следующим образом:
- Прогревают мотор до 80 градусов. Это его рабочая температура.
- К бортовому компьютеру подключают инструмент.
- Фиксатор крышки распределителя нужно будет открутить.
- Датчик сигнала нужно одеть на высоковольтный провод первого цилиндра.
- Если есть шланг корректора вакуума двигателя, то его нужно заглушить.
- На шкив коленчатого вала двигателя направляют свет от стробоскопа.
- Заводят мотор и оставляют работать на холостом ходу.
- Проворачивают корпус трамблера.
- Совмещают метки.
- Затягивают фиксатор.
На этом процедура установки закончена.
Установка трамблера с приводом
Установка трамблера с приводом производится следующим образом (все работы проводятся на работающем силовом агрегате):
- Поворачивают распределитель против часовой стрелки.
- Будьте готовы к тому, что обороты мотора возрастут.
- Если автовладелец продолжит прокручивать распределитель двигателя, то силовой агрегат может перестать работать стабильно.
- Когда обороты мотора понизятся, необходимо распределитель прокрутить по часовой стрелке.
Чтобы протестировать правильно ли все сделано, рекомендуется резко газануть на машине или, наоборот, резко затормозить и постоять немного. При этом работа движка должна быть стабильна, и он не должен заглохнуть.
Снятие распределителя в сборе с приводом масляного насоса
Чтобы провести ремонтные работы трамблера на моторе Газели или УАЗ, потребуется его снять. Это делается таким образом:
- Демонтируют крышку вместе с проводами, которые находятся там.
- Удаляют шланг вакуумного регулятора.
- Демонтируют крепление низковольтного провода.
- Снимают крепления октан-корректора. Для этого используют ключ на десять. А для демонтажа низковольтного провода – ключ на семь.
- Наконец снимают сам трамблер двигателя.
Эта задача легкая и не требует для выполнения особых умений. Однако автовладелец должен иметь понимание конструкции мотора. Установка производится в обратной последовательности. Нужно помнить, что установить распределитель можно только в одном положении.
Если потребуется снять еще масляный насос с трамблером, то необходимо сделать так:
- Демонтируют крышку распределителя двигателя. Убирают высоковольтные провода.
- Теперь необходимо запомнить, как расположен бегунок относительно корпуса.
- Демонтируют вакуумный шланг и провод коммутатора.
- Откручивают две гайки крепления. Ключ используют на тринадцать.
- Демонтируют датчик распределителя и масляный привод.
Удаляют прокладку на двигателе и кладут новую, если дело в ней. При неизменном положении коленвала двигателя, устанавливают все в обратной последовательности. Если же произошли даже небольшие изменения, то вначале поршень переводят в верхнюю мертвую точку. Совмещают метку шкива коленвала с меткой на ГБЦ. Цилиндры должны быть закрыты.
Затем производят установку трамблера.
Заключение
Установка трамблера двигателя сама по себе проста. Нужно знать, как выставляются метки и быть внимательны. Так как небольшие изменения в миллиметрах у меток, могут привести к капитальному ремонту на 402 двигателе. Опытные механики советуют не начинать работы, если нет соответствующего опыта. Так как в этом случае не поможет даже эта статья, потому автовладелец не будет знать, где, что находится.