Замена термостата. Фотоотчет
и почувствовал, что он не холодный, а довольно таки теплый.
И закрались у меня смутные сомнения, а правильно ли работает термостат. Начал подробнее изучать данную тему и вот, что нашел.
Общий принцип работы нашего типа термостатов виден из следующего рисунка:
До того момента, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 82*С, термостат находится в закрытом положении и охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по малому кругу. После открытия термостата перекрывается малый круг и открывается большой круг, ОЖ начинает прокачиваться через радиатор.
Применительно к нашим авто относятся вот такие схемы (взято отсюда):
Получается, что до момента открытия термостата верхний патрубок не должен становится теплым. А потому решил разобрать и посмотреть, что и как, а заодно поделиться отчетом здесь.
В общем, для замены термостата (применительно для Аутлендера XL с двигателем 2,4) необходимо совершить следующее.
1. Снимаем 2 клипсы, которые крепят воздухозаборник к передней подкапотной рамке:
и потянув чуть вверх и на себя снимаем воздухозаборник
2. Снимаем разъем с датчика массового расхода воздуха
3. Отстегиваем защелки воздушного фильтра
4. Откручиваем торцевым ключом на 10 болт крепления кожуха (красная стрелка) воздушного фильтра и снимаем кожух
5. Тем же торцевым ключом на 10 ослабляем винт хомута воздушного патрубка и потянув, демонтируем второй элемент кожуха воздушного фильтра
6. Ну а теперь доступу к термостату ничего не мешает. Расположен он в месте, отмеченной стрелкой
7. Головкой на 12 откручиваем 2 болта крепления крышки термостата. Место расположение второго болта отмечено стрелкой, но не видно за крышкой. Понадобится головка и удлинитель для нее, т.к. откручивать этот болт мешает тяга управления вариатором
8. Снимаем крышку и видим внутри установленный термостат:
9. Вытаскиваем его. Вот собственно и он
Отдельно хотелось бы остановиться на сливе антифриза из системы.
В случае замены термостата возможны 2 варианта.
1. Антифриз сливается при помощи краника установленного снизу, под радиатором и в этом случае он может быть повторно использован. Подробности обсуждаются тут: https://out-club.ru/board/showthread.php?t=28810
И уже после того как антифриз слит откручиваются болты крышки термостата
но я решил этим не заморачиваться и воспользовался вариантом №2
2. Под автомобиль снизу в районе двигателя устанавливается плоская посудина (корыто и т.п.). Сначала ослабляется нижний болт крепления крышки термостата, а затем верхний. Таким образом антифриз через образовавшуюся щель самотеком сливается в установленную внизу посудину. Повторно его конечно уже использовать будет нельзя.
После того, как термостат заменен, сборка совершается в последовательности, обратной вышеописанной.
Не забудьте установить прокладку на новый термостат.
Оригинальный термостат Митсубиши (партнамбер MN 187250) я подозреваю идет уже с прокладкой, хотя могу и ошибаться. Но прокладку можно установить например вот такую «Tama» партнамбер P101. Прокладка прорезью НАДЕВАЕТСЯ на торец большого кольца термостата, а не просто прикладывается к плоскости термостата или его крышки.
Оригинальный термостат имеет вот такие размеры:
После того, как сборка завершена необходимо залить антифриз обратно в систему. Для этого снимаем крышку радиатора
и заливаем в горловину антифриз, до тех пор, пока горловина не заполнится им и он не начнет поступать в расширительный бачок. Закрываем крышку радиатора. После этого доливаем антифриз в расширительный бачок, заводим автомобиль и прогреваем двигатель до рабочей температуры, чтобы открылся термостат и ОЖ прогнало по большому кругу. Желательно дождаться, когда включится вентилятор охлаждения радиатора, но я не дождался, т.к. погода была достаточно морозной. Все. Проверяем уровень антифриза в расширительном бачке и доливаем при необходимости. В случае образования воздушных пробок рекомендуют остудить двигатель, открыть пробку радиатора и дать двигателю поработать 5-7-минут, чтобы воздух вышел из системы.
С учетом того, что ОЖ я не сливал, а вылил, на доливку мне потребовалось 3 литра антифриза. Использовал 1,5 л. концентрата и 1,5 дистиллированной воды.
———- Добавлено в 23:38 ———- Предыдущее сообщение было написано в 23:24 ———-
С отчетом все, теперь немного о своих наблюдениях. Сняв термостат проверил, не подклинивает ли. Оказалось нет. На вид работоспособный, правда в горячей воде испытать его и исследовать температуру открытия возможности не было. Поэтому посмотрев поставил на место. Но после оказалось, что верхний патрубок, с которого я начал эту тему так и продолжает нагреваться, еще до момента открытия термостата.
Может конечно оно и должно так быть. Сможет кто нибудь проверить это на своем авто и поделиться наблюдениями здесь. Интересует время именно в моменты прогрева двигателя, пока закрашенная полоска датчика температуры находится еще в первой четверти своей зоны.
Но в любом случае это мне еще предстоит проверить, т.к. задумал поставить новый термостат но с температурой открытия не 82*С, а более горячий, с температурой 88*С. Порылся в источниках необъятной сети и обнаружил, что владельцы Тойот ЛК Прада с двигателями 2,7 (а наши термостаты и их в оригинале являются аналогами), пригнанных с Эмиратов очень озабочены установкой более «горячих» термостатов, чтобы в условиях наших суровых зим в машине было более тепло, да и авто стало поэкономичнее. Так вот они вовсю ставят японские термостаты Tama WV56TA-88. У них температура открытия составляет 88*С. Сегодня заказал себе такой, жду поставки. Само собой после установки по результатам отпишусь!
Снятие и установка термостата Mitsubishi Outlander XL 2007 — 2012
Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя (перегреве или недостаточном прогреве).
Для проверки термостата на автомобиле пустите холодный двигатель и потрогайте рукой верхний (подводящий) шланг радиатора – он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 82-87 °С, шланг должен быстро нагреваться, что указывает на начало циркуляции жидкости по большому контуру. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.
Корпус термостата выполнен за одно целое с распределителем охлаждающей жидкости, расположен в задней части двигателя и закреплен на блоке цилиндров.
Снятие термостата Митсубиси Аутлендер
1. Слейте охлаждающую жидкость из двигателя, как описано в этой статье.
2. Снимите декоративный кожух двигателя, как описано здесь.
3. Снимите воздушный фильтр, воздуховод и впускной воздушный шланг, как описано в этой статье.
4. Выверните 3 болта крепления и отведите крышку термостата Митсубиси Аутлендер вместе со шлангом радиатора в сторону, насколько позволит шланг (размещение болтов для наглядности показано на снятом двигателе, первое фото ниже – двигатель 4B12, второе – 6В31). В двигателе 4B11/4B12 третьим болтом крепится соединение фиксатора жгута проводов.
5. Придерживая рукой отведенную крышку вместе с шлангом радиатора, извлеките термостат и уплотнительное кольцо.
Проверка термостата Митсубиси Аутлендер
1. Проверьте, что основной клапан термостата плотно закрыт при комнатной температуре (20°С).
2. Проверьте отсутствие дефектов или повреждений термостата. Если присутствуют различные деформации, видимые повреждения или другие дефекты, то необходима замена термостата Митсубиси Аутлендер ХЛ.
3. Проверьте отсутствие ржавчины или отложений на клапанах термостата. Если обнаружена ржавчина или отложения, то очистите клапаны.
4. Проверка работы термостата происходит следующим образом: погрузите термостат Аутлендер ХЛ в сосуд с водой и нагревайте воду при одновременном ее помешивании.
5. Проверьте, что температура начала открытия клапана, температура полного открытия клапана и величина хода клапана при полном его открытии соответствуют номинальным значениям.
Номинальные значения температуры начала открытия клапана: двигатель 4B11 и двигатель 4В12 (модели для Европы) – 87 ±1,5°С; двигатель 4В12 (модели для России) и двигатель 6B31 – 82 ±1,5°С.
Номинальные значения температуры полного открытия клапана – 95°С.
Ход клапана при полном его открытии: двигатели 4B11 и 4B12 – 8,5 мм или больше; двигатель 6B31 – 9,0 мм или больше.
Измерьте расстояние от нижней плоскости клапана до корпуса термостата, когда он полностью закрыт, а затем полностью открыт, после чего вычислите ход клапана.
Установка термостата Митсубиси Аутлендер
1. Установите термостат так, чтобы воздушный клапан был расположен сверху, как показано на рисунке, и совмещен с соответствующей меткой на корпусе термостата.
Необходимо убедиться в полном отсутствии масла на резиновом уплотнительном кольце термостата.
Будьте осторожны, чтобы не перегнуть и не поцарапать уплотнительное кольцо при установке.
Если резиновое кольцо повреждено, замените термостат.
2. Установите крышку термостата вместе со шлангом радиатора на место, затянув болты ее крепления номинальным моментом (на фото – двигатель 4B12).
Номинальный момент затяжки болтов крепления крышки термостата: двигатели 4B11 и 4B12 – 24 ± 3 Н·м (верхний и правый болт)/ 11 ± 1 Н·м (нижний болт крепления провода «массы»); двигатель 6B31 – 23 ± 6 Н·м.
3. Установите на место остальные снятые детали в последовательности, обратной снятию.
5. Проверьте отсутствие утечек охлаждающей жидкости.
В статье не хватает: