Замена прокладки головки блока цилиндров — установка
Установка деталей производится в порядке, обратном снятию. При установке деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Установка головки блока цилиндров и прокладки головки блока цилиндров.
а) Очистите привалочные плоскости под прокладку на головке блока цилиндров и блоке цилиндров.
б) Проверьте соответствие идентификационных меток прокладки головки блока цилиндров техническим данным.
в) Установите прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров идентификационной меткой вверх (к головке блока цилиндров).
д) Если была заменена прокладка головки блока цилиндров или головка блока цилиндров, то в порядке, указанном на рисунке, предварительно затяните болты моментом 63 Нм, затем полностью ослабьте в два-три приема в обратном порядке.
- Сначала затяните все болты моментом 20 Нм.
- Доверните все болты крепления на угол 90-94°.
- Окончательно доверните все болты крепления на угол 90-94°.
2. Установка прокладок коллекторов.
Внимание: замените прокладку коллектора новой перед установкой на место.
3. Установка распределительных валов, сальника распределительного вала шкива распределительного вала и крышки головки блока цилиндров.
а) Установите распределительные валы в головку блоке цилиндров.
Не устанавливайте коромысла клапанов.
Нанесите моторное масло на опорные шейки и кулачки распределительных валов.
На заднем торце распределительного вала выпускных клапанов расположены пазы под установку датчика положения распределительного вала.
в) Проверьте плавность вращения распределительных валов от руки. После проверки снимите крышки подшипников и установите коромысла клапанов.
г) Установите распределительные валы так, чтобы направляющие штифты располагались, как показано на рисунке.
д) Затяните болты крепления крышек подшипников распределительных валов номинальным моментом в два-три приема в последовательности номеров, указанной на рисунке.
е) С помощью специального инструмента (оправка для установки сальника распределительного вала, направляющая) запрессуйте сальник распределительного вала. Убедитесь, что рабочая кромка и наружная поверхность сальника распределительного вала смазаны моторным маслом. Наденьте сальник на распределительный вал со стороны шкива, затем ударами молотка по оправке установите сальник до упора.
Нанесите указанный герметик на поверхность полукруглой заглушки (область «А») в местах, показанных на рисунке, затем установите ее.
Установите крышку на головку блока цилиндров.
л) Расположите направляющий штифт шкива распределительного вала выпускных клапанов, как показано на рисунке.
4. Установите ремень привода ГРМ (см. раздел «Ремень привода ГРМ»).
5. После завершения установки всех деталей залейте охлаждающую жидкость. Запустите двигатель и проверьте отсутствие утечек.
Замена прокладки головки блока цилиндров — установка
Установка деталей производится в порядке, обратном снятию. При установке деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Установка новой прокладки головки блока цилиндров.
Внимание: если поверхности блока цилиндров и головки блока цилиндров под прокладку были отшлифованы перед установкой прокладки головки блока цилиндров или были заменены блок цилиндров, поршень, шатун или коленчатый вал, то необходимо подобрать прокладку головки блока цилиндров в соответствии со специальной процедурой (см. пункт «2»).
а) Удалите остатки старой прокладки, масло и смазку с привалочных поверхностей головки блока цилиндров и блока цилиндров.
Внимание: будьте осторожны при очистке привалочных поверхностей головки блока цилиндров и блока цилиндров, не допускайте попадания остатков прокладки или других частиц в цилиндры, каналы системы смазки и каналы системы охлаждения, а также резьбовые отверстия.
б) Подберите новую прокладку той же самой размерной группы по идентификационной метке на снятой прокладке.
Для компенсации разницы выступания поршней применяются прокладки головки блока цилиндров разной толщины. Прокладки идентифицируются по специальной идентификационной метке.
Всегда устанавливайте прокладку той же размерной группы, что и заменяемая прокладка (кроме случая, когда заменяется шатуннопоршневая группа).
2. Подбор прокладки головки блока цилиндров.
Примечание: данная процедура производится только после замены поршня, шатуна, коленчатого вала, блока цилиндров или механической обработки (шлифовки) блока цилиндров или коленчатого вала.
а) Перед проверкой убедитесь, что остатки старой прокладки, масло и смазка удалены с привалочных поверхностей головки блока цилиндров и блока цилиндров.
б) Выполните измерения величины выступания для каждого поршня, когда он находится в ВМТ, в точках, расположенных на оси блока цилиндров, как показано на рисунке.
в) Определите среднее значение величины выступания по результатам измерений в 8 точках. По приведенной таблице подберите прокладку головки блока цилиндров, размерная группа которой соответствует полученному среднему значению. Если для какого-либо поршня величина выступания превышает допустимую величину для выбранной размерной группы, то подберите прокладку на один размер толще.
2. Установка головки блока цилиндров.
а) Осторожно установите головку блока цилиндров на двигатель, чтобы не повредить прокладку.
б) Смажьте небольшим количеством чистого моторного масла резьбу и нижнюю поверхность головок болтов крепления головки блока цилиндров.
в) Установите шайбы болтов головки блока цилиндров стороной с фаской вверх.
3. Установка распределительных валов.
Примечание: установите толкатели-гидрокомпенсаторы в головку цилиндров, если они были сняты.
а) Установите постель коленчатого вала на головку блока цилиндров.
б) Смажьте моторным маслом опорные шейки распределительного вала, затем установите распределительный вал на место.
в) Установите крышки подшипников распределительных валов в соответствии с номером подшипника.
в) Затяните болты крепления крышек подшипников распределительных валов номинальным моментом затяжки в два-три приема (в последовательности от центра к периферии).
Таблица. Подбор прокладки головки блока цилиндров.
4. Установка крышки головки блока цилиндров.
а) Установите новую прокладку в канавку крышки головки блока цилиндров.
5. После завершения установки всех деталей залейте моторное масло и охлаждающую жидкость. Запустите двигатель, дайте ему поработать на холостом ходу и проверьте отсутствие утечек.
Замена прокладки головки блока цилиндров — снятие
Во избежание повреждения окрашенных поверхностей кузова закройте передние крылья автомобиля защитными чехлами.
Снятие головки блока цилиндров производится, когда температура охлаждающей жидкости соответствует температуре окружающей среды (двигатель холодный).
Заглушите отсоединенные трубки или шланги, чтобы предотвратить попадание посторонних частиц внутрь.
Будьте осторожны при отсоединении шлангов, не проливайте масло или другую жидкость.
Будьте осторожны при отсоединении разъемов жгута проводов, удерживайте их за корпус разъема.
Примечание: при отсоединении шлангов всегда предварительно наносите установочные метки, чтобы при подсоединении шланги были установлены в исходное положение.
1. Снимите шумозащитный кожух двигателя (если установлен).
2. Снимите защитный кожух картера двигателя (если установлен).
3. Отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи.
4. Снимите аккумуляторную батарею и ее поддон.
5. Слейте охлаждающую жидкость. Отверните сливную пробку радиатора и слейте охлаждающую жидкость.
Примечание: для ускорения слива охлаждающей жидкости снимите крышку радиатора.
6. Снимите крышку маслозаливной горловины двигателя, затем слейте моторное масло.
7. Отсоедините разъемы следующих компонентов системы управления двигателем:
а) Датчик массового расхода воздуха.
в) Датчик температуры охлаждающей жидкости.
г) Датчик положения распределительного вала.
д) Датчик давления топлива в аккумуляторе.
е) Клапан-регулятор давления топлива в аккумуляторе.
ж) (Модификация VGT) Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе.
з) (Модификация VGT) Кислородный датчик.
и) (Модификация VGT) Датчик давления наддува и датчик температуры воздуха на впуске №2.
к) (Модификация VGT) Электромагнитный клапан управления дроссельной заслонкой.
л) (Модификация VGT) Электромагнитный клапан системы рециркуляции ОГ.
м) Регулятор давления топлива и датчик температуры топлива (только для модификации VGT).
н) (Модификация VGT) Электромагнитный клапан системы изменения положения лопаток турбокомпрессора.
8. (Модификация VGT) Снимите вакуумные шланги.
9. Отсоедините разъемы от генератора.
10. Отсоедините шланг и трубку промежуточного охладителя наддувочного воздуха.
11. Отсоедините впускной воздушный шланг со стороны воздушного фильтра.
12. Снимите воздушный фильтр в сборе.
13. Отсоедините вентиляционную трубку от крышки головки блока цилиндров.
14. Снимите форсунки (смотрите соответствующий раздел главы «Топливная система дизельного двигателя»).
15. Снимите крышку головки блока цилиндров.
16. Снимите аккумулятор топлива (смотрите соответствующий раздел главы «Топливная система дизельного двигателя»).
17. Снимите верхний шланг радиатора, затем снимите верхнюю крышку радиатора.
18. Снимите вентилятор системы охлаждения в сборе с вязкостной муфтой и диффузор вентилятора
19. Снимите впускной коллектор с клапаном системы рециркуляции ОГ (см. главу «Система турбонаддува, впуска и выпуска»).
20. Отсоедините шланг промежуточного охладителя наддувочного воздуха со стороны турбокомпрессора
21. Снимите выпускной коллектор и турбокомпрессор (см. главу «Системе турбонаддува, впуска и выпуска»).
22. С помощью специального ключа поверните натяжитель ремня привода навесных агрегатов по часовой стрелке для ослабления натяжения ремня, затем снимите его.
Примечание: если ремень привода навесных агрегатов будет использоваться повторно, то нанесите мелом на обратной (нерабочей) стороне ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
23. (Модификация VGT) Снимите вакуумный насос.
24. Снимите крышку головки блока цилиндров.
25. Снимите генератор и кронштейн крепления генератора.
26. Снимите цепь привода распределительных валов (см. соответствующий раздел).
27. Снимите распределительные валы и постель распределительных болтов.
а) Снимите звездочки распределительных валов, удерживая распределительный вал от проворота за специальный участок на валу и отвернув болт крепления звездочки.
б) Отверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в два-три приема и в последовательности от центра к периферии.
Примечание: смотрите рисунок «Распределительные валы и постель распределительных валов».
Внимание: разложите снятые крышки подшипников распределительных валов в порядке их соответствия номеру подшипника.
в) Снимите распределительные валы и постель распределительных валов.
г) Снимите коромысла клапанов и гидрокомпенсаторы.
25. Снимите головку блока цилиндров. С помощью инструментальных головок ослабьте болты крепления в два-три приема (в последовательности, показанной на рисунке), и затем отверните их, после чего снимите головку блока цилиндров в сборе вверх с блока цилиндров.
Внимание: головка цилиндров может быть повреждена, если последовательность отворачивания болтов крепления будет некорректной.
Примечание: во избежание повреждения поверхности под прокладку установите головку блока цилиндров в сборе на деревянные бруски после снятия с двигателя.
Распределительные валы и постель распределительных валов.
1 — крышка подшипника распределительного вала,
2 — распределительный вал (левый),
3 — распределительный вал (правый),
4 — постель распределительных валов.