Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов Киа Спортейдж
Демонтаж и установка коленчатого вала и шатунно-поршневых сборок может быть произведен без снятия двигателя с автомобиля.
Конструкция блока цилиндров (см. также иллюстрацию Детали установки маховика/приводного диска)
1 — Крышка нижней головки шатуна
2 — Вкладыши шатунного подшипника
3 — Шатун с поршнем
4 — Поршневой палец
5 — Поршневые кольца
6 — Крышка коренного подшипника
7 — Коленчатый вал
8 — Направляющий подшипник
9 — Вкладыш коренного подшипника
10 — Литье блока
11 — Стопорное кольцо
- Снимите двигатель (см. Раздел Системы электрооборудования двигателя).
- Снимите головку цилиндров (см. Раздел Обслуживание головки цилиндров и компонентов газораспределительного механизма).
- Снимите масляный насос (см. Раздел Снятие, установка и обслуживание масляного насоса).
- Снимите поддон картера и маховик/приводной диск (см. Раздел Снятие и установка поддона картера).
- Снимите задний сальник с крышкой (см. Раздел Замена сальников коленчатого вала).
- Выверните крепежные болты и снимите крышки коренных подшипников с сборе с вкладышами.
- Выверните крепежные болты и снимите крышку нижней головки первого шатуна в сборе с вкладышем. Упритесь в головку шатуна рукояткой молотка и, толкая шатунно-поршневую сборку вверх, извлеките ее из цилиндра.
- Действуя в аналогичной манере, извлеките оставшиеся сборки.
- С целью предотвращения путаницы при проверке состояния компонентов сразу же установите на свои прежние места крышки шатунных и коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами и зафиксируйте их крепежными болтами.
- При помощи инерционного съемника демонтируйте установленный в задней цапфе коленчатого вала направляющий подшипник (см. иллюстрацию).
- Внимательно изучите состояние литья блока. Проверьте каждый цилиндр на наличие трещин, задиров и прочих механических повреждений.
- Действуя в манере, аналогичной описанной в Разделе Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов, оцените степень нарушения плоскостности сопрягаемой с головкой цилиндров поверхности блока (см. иллюстрацию). В случае необходимости замените блок.
Восстановление плоскостности сопрягаемой поверхности блока путем ее механической обработки ни в коем случае не допустимо!
Одновременно с поршнем следует заменять также поршневые кольца (на соответствующие ремонтного размера, — см. Спецификации Главы Двигатель).
- Проверьте поршневые кольца на наличие признаков чрезмерного износа, трещин, сколов и прочих механических повреждений. В случае необходимости произведите замену.
- Поочередно заправляя поршневые кольца в цилиндр и проталкивая их днищем поршня в нижнюю часть последнего (положение НМТ поршня), замерьте величины зазоров в замках колец (см. иллюстрацию). Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости расточите замки, либо замените кольца.
- Измерьте величину люфта посадки колец в канавках поршней (см. иллюстрацию), в случае необходимости замените кольца/поршень.
Измерение следует производить в нескольких точках периметра канавки. С этого момента кольца должны оставаться «привязанными» к своим поршням/цилиндрам.
Ни в коем случае не срезайте скругления шеек, — минимальный допустимый радиус скругления составляет 2.6 ÷ 3 мм.
Скребки маслосъемного кольца идентичны по конструкции и не требуют однозначности посадки при установке.
Упорным является центральный коренной подшипник.
- Еще раз протрите коренные шейки вала, уложите вдоль них калиброванную пластмассовую проволоку из набора Plastigage для определения рабочих зазоров в подшипниках скольжения.
Следите, чтобы проволока не укладывалась поверх масляных отверстий шеек!
В ходе проверки не проворачивайте коленчатый вал! Если результат измерения превышает предельное допустимое значение, произведите подбор новых вкладышей, в случае необходимости проточите вал до соответствующего ремонтного размера и установите ремонтные же вкладыши.
При возникновении сопротивления следует немедленно прекратить проталкивание поршня, извлечь сборку и удостовериться в полноте удаления ступенчатого износа в верхней части цилиндра!
- Посадив нижние головки шатунов на шатунные шейки вала, произведите замер рабочих зазоров в шатунных подшипниках, — действуйте в манере, аналогичной описанной выше для коренных подшипников. Помните, что вкладыши подшипников при проверке должны устанавливаться на сухую, проследите за правильностью расположения крышек.
- При помощи щупа лезвийного типа произведите замер величин осевых люфтов шатунов (см. иллюстрацию). Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости замените соответствующие шатуны.
- Окончательно установите шатунные крышки (смазав рабочие поверхности подшипников маслом), — проследите за правильностью совмещения посадочных меток и затяните болты их крепления с требуемым усилием.
Резьбовые части болтов и гаек перед затягиванием также следует смазать чистым двигательным маслом.
3.6 Поршни и шатуны
Поршни и шатуны могут быть сняты без снятия двигателя, например, для замены какого-либо поршня или шатунного подшипника. В этом случае необходимо снять головку цилиндров и поддон картера, как это описано в соответствующем разделе.
Отверните болты и снимите всасывающий патрубок масляного насоса и маслоуспокоительный лист . Если требуется более значительный ремонт, двигатель необходимо снимать.
Поршни и шатуны выдавливаются наверх рукояткой молотка. После этого могут быть сняты крышки и вкладыши шатунных подшипников. Перед проведением указанных работ необходимо ознакомиться с приведенными ниже указаниями, касающимися маркировок, направлений установки и других особенностей:
Кривошипно-шатунный механизм этого двигателя полностью взят с предшествующего двигателя. Поэтому в отношении этого двигателя справедливо вышеприведенное описание.
ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л OHC
Работы проводятся аналогично вышеописанной схеме, включая маркировку днища поршней, шатунов и т.п. Стрелка или метка на днище поршня должна быть обращена вперед. Выступ на шатуне должен быть обращен назад. Поршневой палец удерживается стопорными кольцами.
ДВИГАТЕЛЬ DOHC
Указания, приведенные относительно двигателя OHC действительны и для двигателя DOHC, если это касается снятия. Отличия имеются при разборке шатунно-поршневой группы, так как в данном случае детали группы могут быть заменены независимо друг от друга. Следует также обратить внимание на конструкцию поддона картера двигателя до конца 1997 г. выпуска и далее. Подробности описаны в соответствующем разделе.
Все детали тщательно проверьте. При наличии задиров, глубоких царапин или следов износа детали заменяются. Рассматриваемые детали подлежат следующей проверке:
Эта операция описывается ниже в подразделе «Проверка деталей коленчатого вала».
Сборка шатунно-поршневой группы
ДВИГАТЕЛЬ 2.0 Л OHC
При замене поршней все они устанавливаются одного размера.
Если поршневой палец не удалось запрессовать, как описано выше с первого раза, или перепутано направление установки поршня или шатуна, шатунно-поршневая группа подлежит замене. Разумеется, такая ситуация должна быть исключена.
Необходимо также иметь в виду, что все шатуны должны быть заменены в комплекте, так как они подбираются по весу только в комплекте. ДВИГАТЕЛЬ 2.4 Л OHC
В рассматриваемом двигателе фиксация поршневого пальца производится стопорными кольцами. Поэтому сборка в данном случае выполняется так же как для двигателя DOHC (смотри ниже).
ДВИГАТЕЛЬ DOHC
Поршень с шатуном данного двигателя легко собирается после нагрева головки шатуна. Необходимо следить за правильной ориентацией поршня и шатуна. Выступы на шатуне и крышке подшипника должны находиться на той же стороне, что и площадка у прилива для поршневого пальца.
Установка шатунно-поршневых групп на этом двигателе выполняется также, как на двигателе OHC 2.0 л. Расположение поршневых колец здесь также аналогично. Следуйте указаниям, действующим в отношении двигателя 2.0 л. Это относится к моменту затяжки шатунных болтов.
Установка поддона картера выполнятся в соответствии с указаниями, приведенными в соответствующем разделе, т.к. эта операция имеет отличия, зависящие от года выпуска двигателя. (до и после 1997г.).
3.2.2.29 Поршни и шатуны
Снимать поршни с шатунами рекомендуется только для их замены. Если поршни сняты, то обязательно следует заменить поршневые пальцы. При осмотре поршня обратите внимание на наличие сколов, трещин или следов усиленного износа. Снятые кольца следует хранить так, чтобы при сборке установить на прежние места. Проверьте основные размеры поршня микрометром. При установке колец обратите внимание, чтобы метка NPR или ТОР была обращена вверх. На каждом поршне имеется ориентационная метка, которая нанесена в верхней части отверстия под палец. При сборке эта метка должна быть обращена вперед. Кроме того, на теле и на крышке шатуна выбит номер цилиндра, в котором данный поршень был установлен. Перед снятием шатуна и крышки нанесите на эти детали номер соответствующего цилиндра, чтобы облегчить сборку.
Снятие буртика на цилиндре Предупреждение
Эта процедура легко выполнима когда двигатель снят с автомобиля. Если можно снять поддон без снятия двигателя, то буртика можно снять и без снятия двигателя.
Запрещается прилагать усилия при извлечении поршня.
Если буртик не удалить, то при установке новых колец возможна их поломка.
Ориентационная метка на поршне
Метки взаимной ориентации шатуна и крышки шатунного подшипника
Почти на всех поршнях имеются ориентационные выемки или метки. Если метки отсутствуют, то перед снятием поршней их следует нанести. Поршни устанавливаются так, чтобы ориентационные метки были обращены вперед.
Очистка и проверка состояния
Расточку и хоннингование цилиндров следует выполнять в мастерской автосервиса. При незначительном износе цилиндра допускается выполнить хоннингование прямо на автомобиле, без снятия двигателя, однако, если требуется расточка и хоннингование под ремонтный размер, то двигатель следует снять и полностью разобрать.
Установка поршневого пальца и стопорного кольца на дизельных двигателях
При полной разборке следует особенно тщательно обращаться с поршнями, отлитыми из мягкого алюминиевого сплава. Запрещается подвергать их ударам и зажимать в тиски. На части двигателей рассматриваемых модификаций палец запрессовывается в поршень, а на шатуне имеет плавающую посадку. Для выпрессовки и запрессовки пальца в таких двигателях требуется специальная оснастка, поэтому эту работу целесообразно выполнять в мастерских автосервиса. Предупреждение
На 4-цилиндровых двигателях всех модификаций ориентационная метка на поршне (которая должна быть обращена вперед по ходу автомобиля) и фирменное клеймо ISUZU на шатуне должны быть обращены в одну сторону.
Методика измерений поршней, снятых с автомобиля
Измерение диаметра юбки поршня
Для измерения конусности поршня измеряется диаметр по оси поршневого пальца и в основании юбки.
Диаметр поршня измеряется на расстоянии 19,0 мм ниже оси поршневого пальца.
Эти измерения необходимы для проверки зазора между поршнем и цилиндром для определения дальнейшей пригодности поршня.
В запчасти поставляются поршни ремонтного размера, диаметр которых увеличен относительно диаметра стандартного поршня с шагом 0,25 мм (0,25, 0,75, 1,00 и 1,5 мм).
Цилиндр растачивается и хоннингуется по подобранным поршням. На поршни наносится номер соответствующего цилиндра.
Проверка зазора в стыке колец
Проверка зазора в стыке поршневого кольца
Установка колец и проверка зазора между стенкой канавки и кольцом
Установка поршня с помощью приспособления для сжатия колец
Проверка зазора между стенкой канавки и кольцом