- Как заменить подшипник полуоси Нива Шевроле у заднего моста (2123, 2121, 2131)
- Признаки неисправности и износа подшипника задней полуоси Нива Шевроле
- Инструкция по замене подшипника и сальника задней полуоси на Шевроле Нива
- Устройство
- Основные параметры заводских деталей для ремонта
- Полуось
- Шариковые подшипники качения
- Сальники
- Готовые ремкомплекты
- Усиленные модификации
- Замена привода, сальника и подшипника
- Процесс разборки и замены полуоси:
- Процесс замены сальника:
- Процесс замены подшипника:
Как заменить подшипник полуоси Нива Шевроле у заднего моста (2123, 2121, 2131)
У Нивы Шевроле 4×4 за передачу крутящего момента от редуктора к колесам отвечает полуось, которая так же воспринимает радиальную и осевую нагрузку. Подшипник полуоси Нива Шевроле в этой конструкции является опорой, поэтому нагрузки в большей степени передаются именно на него — это служит причиной частых поломок.
Замена подшипника полуоси Нива Шевроле, операция, которая не рекомендуется заводом изготовителем. В официальном руководстве указано, что в случае поломки составляющих деталей оси, требуется заменить узел целиком.
Так как стоимость узла в сборе на много превышает стоимость подшипника, сальника и опорного кольца, владельцам целесообразнее менять шарикоподшипник отдельно.
В данном материале подробно изложена пошаговая инструкция по замене подшипника задней полуоси на Нива Шевроле (ВАЗ 2123) своими руками, а именно:
- Как сделать диагностику и проверку;
- Как правильно вынуть ось из моста и демонтировать старые детали;
- Как установить новый шарикоподшипник на ось;
- Как выбрать шарикоподшипник по производителю (с абс / без абс), цене, номеру, маркировке, артикулу и размерам;
- Дополнительные рекомендации по выполнению ремонта с полезными видео (например, замена сальника).
Признаки неисправности и износа подшипника задней полуоси Нива Шевроле
Как было сказано в начале статьи, на подшипнике полуоси заднего моста Нива Шевроле сосредоточены нагрузки радиального и осевого типа.
Так как сам шарикоподшипник радиальный, это означает, что осевые нагрузки должны быть минимальны или отсутствовать, но они появляются в случае возникновения люфта внутренней обоймы по посадочной поверхности. Так же люфт появляется внутри самого подшипника, когда изнашивается дорожка качения, шарики, сепаратор.
Другие причины поломки:
- Износ и протечка сальника;
- Попадание грязи и влаги;
- Биение вала;
- Перемещение запорной (стопорной) планшайбы по шейке вала, в результате чего появляется люфт у подшипника;
- Дисбаланс вала.
- Поднимите автомобиль домкратом, вывесите колесо;
- Начните раскручивать колесо, вращение должно быть плавным, без шума.
- Перемешайте колесо в осевом направлении, если ощущается люфт более 1-2 мм, то потребуется снятие полуоси для проверки самого подшипника на работоспособность.
Главным признаком неисправности и износа подшипника полуоси являются шум при поездке со стороны колеса, а иногда срежет, стук, вибрация на малой скорости.
Какие бывают неисправности у полуоси:
Инструкция по замене подшипника и сальника задней полуоси на Шевроле Нива
На внедорожниках Нива Шевроле полный привод задних колес реализован с помощью заднего моста в конструкции трансмиссии. В нем установлены полуоси, которые через пазовые соединения приводят в движение колеса.
Для обеспечения закрепления и плавности осевого вращения в конструкции трансмиссии устанавливаются одно- или двухрядные опорные подшипники.
Устройство
Конструктивно карданные валы заднего моста идентичны и взаимозаменяемы. На фиг.1 показано, что ведущий вал номер 22 входит в зацепление внутри через шлицевое отверстие шестерни ведущего вала, однорядный шарикоподшипник 8 прижимается к внешней стороне вала.
Подшипник приводного вала Шевроле Нива запрессован в посадочный ремень балки изнутри самозатягивающимся двусторонним сальником 11, а снаружи резиновым кольцом.
Основные параметры заводских деталей для ремонта
Основные технические показатели агрегата: диаметр и длина вала, количество и длина рифленого ремня, тип подшипников и уплотнений. Эти показатели определяются проектными характеристиками системы и растягивающими усилиями, рассчитанными в сопоставимых условиях эксплуатации во время проектирования и производства.
Часто под действием высоких нагрузок происходит деформация приводных валов, преждевременный износ и заклинивание упорных шарикоподшипников, деформация и усталостный износ уплотнительных сальников с последующей утечкой трансмиссионного масла из оси.
Производственные мощности для отечественного автомобилестроения постоянно стремятся к совершенствованию выпускаемых узлов и агрегатов автомобиля. Они регулярно предлагают потребителям более новый, надежный и обновленный товар.
Рассмотрим технические параметры элементов привода заднего моста внедорожника.
Полуось
- Каталожный номер: 21230-2403069-00, 21230240306900, 2123-2403069.
- Длина: 760 мм.
- Диаметр сальника: 35 мм
- Вес: 8,4 кг.
- Производитель: Автоваз
- Среднерыночные цены: 6900 руб.
- карданный вал производства ВолгаАвтоПром, типовой размер на ВАЗ 2121 Шевроле Нива, средняя цена 3400 руб.;
- российская фирма «Автостандарт», средняя цена 3900 руб.
Шариковые подшипники качения
- Каталожный номер: 2121-2403080. Название — ГПЗ — Б76-180508АК2УС9.
- Индекс производства: 180508, 62208-2РС
- Производитель: АВТОВАЗ
- Среднерыночные цены: 400 руб;
- Внутренний диаметр — 40 мм;
- Внешний диаметр — 80 мм;
- Ширина — 23 мм;
- Вес: 440 г;
- Номинальная частота вращения — 5600 об / мин.
Зарубежные производители подшипников — NSK, SKF, SNR. Средняя цена от 600 руб.
Сальники
- Каталожный номер: 21100-2301034-00-0 — левый и 21100-2301035-00-0 — правый.
- Габаритные размеры: 35x57x9 мм.
- Производитель: АВТОВАЗ.
- Среднерыночные цены: 45-60 руб.
- сальник шарнира равных угловых скоростей 2110.08 «РТ» универсальный, производитель РЕЗИНОВАЯ МАШИНА;
- прокладка привода вала ВАЗ-2110-2112, 2123 правая / левая (35x57x9) производства General Motors.
Также стоит отметить немецкого производителя Corteco. Эта компания производит широкий ассортимент сальников для ВАЗ-2123.
Готовые ремкомплекты
На рынке запчастей также можно купить готовый ремкомплект для обслуживания задних приводных валов ВАЗ-2123.
Ремкомплект заднего карданного вала ESPRA ВАЗ 2123 Шеви Нива состоит из подшипника 2121-2403080, сальника 2110-2301034 и стопорного кольца 2123-2403084. Средняя цена такого набора 690 — 890 руб.
Интересно! Некоторые владельцы Нивы предпочитают покупать готовые комплекты у одного производителя, считая это определенной гарантией сопоставимости заменяемых деталей.
Усиленные модификации
Чем усиленные складывающиеся полуоси выхлопного типа лучше штатных:
- Двухрядный подшипник от передней ступицы Приоры, выдерживает гораздо более высокие нагрузки и более прочный.
- При изготовлении вала используется легированная сталь, прошедшая специальную термообработку, благодаря которой он имеет повышенное сопротивление к закручиванию (сталь 35ХГСА и твердость термообработки 55-56). Производители усиленных приводных валов имеют возможность увеличить предел крутящего момента с более прочными материалами с требуемого стандарта с 250 до 350 кг.
- Конструкция сборки на 24 паза снижает вероятность разрыва наиболее опасной части соединения;
- Съемная конструкция ступицы;
- Самоконтрящаяся гайка ступицы;
- Не требует обязательного усиления заднего моста;
- Не превышает массу штатного карданного вала;
- Позволяет использовать колеса большего диаметра;
- Эта деталь полностью взаимозаменяема со стандартной заводской модификацией.
Читайте также: Проверка раздаточной коробки Шевроле Нива: устройство, как включать и выключать?
Удобство: заменить подшипник намного проще, так как не требуется нагрев стопорного кольца и слив масла, что облегчает процесс ремонта. Установленный двухрядный подшипник легко найти практически в любом магазине автозапчастей.
Стоит отметить других производителей усиленных механизмов заднего моста:
- усиленные модификации для ВАЗ 2121 и Шевроле Нива производства АВТ. Средняя цена 16000 руб.;
- комплект усиленных приводных валов для 24 шлицев VAL-RACING, позиция для заказа: VR-30-B24002ABS. Средняя цена 17100 руб.
Замена привода, сальника и подшипника
Необходимость замены приводного вала и его компонентов может быть вызвана повышенным посторонним шумом в задней оси, износом обоих шлицевых соединений и усталостным разрушением опорных подшипников.
Также часто возникает деформация сальника. В результате уровень трансмиссионного масла падает, что может привести к выходу из строя всей системы.
Регулярный осмотр и диагностика заднего моста поможет избежать сложного и дорогостоящего ремонта в будущем.
Для замены деталей задней трансмиссии потребуются следующие инструменты и материалы:
- торцевые ключи и торцевые ключи в одном наборе;
- отвертка плоская;
- баллонный ключ;
- молоток;
- болгарский;
- паяльная или газовая горелка;
- стамеска;
- стол тиски;
- джек;
- дополнительная деревянная опора;
- шпиндель, равный диаметру сальника полуоси;
- обратный молоток.
Процесс разборки и замены полуоси:
- Поставьте машину на лифт или эстакаду. Работы следует проводить при отпущенном ручном тормозе.
- Снимите задние колеса, открутив крепежные гайки
- Задний тормозной барабан крепится к ступице двумя болтами. Чтобы удалить его, используйте гаечный ключ на 12 дюймов и молоток (желательно с пластмассовой ударной частью), чтобы постучать по корпусу по периметру.
- После снятия необходимо очистить его внутреннюю поверхность металлической щеткой и удалить крайнюю втулку шлифовальным кругом с болгаркой. Это обеспечит более быструю и легкую сборку тормоза в обратном порядке.
- Чтобы избежать повторной сборки заднего тормоза, привяжите все проволокой или стяжкой к задней пружине.
- Снимите 4 стопорные гайки болтов опорной пластины подшипника.
- Чтобы задний мост не выпадал, подпереть его упором штангой или закрепить на домкрате. Поставьте на пол большую емкость для сбора вытекшего трансмиссионного масла.
- Снимаем кронштейн амортизатора.
- Используя обратный молоток, резкими движениями извлеките приводной вал из гнезда.
Процесс замены сальника:
- Снимите резиновую заглушку с фланца оси.
- Используя плоскогубцы и отвертку с плоским лезвием, осторожно снимите старую прокладку. Будьте осторожны, чтобы не поцарапать зеркало корпуса сальника в картере заднего моста. В противном случае трансмиссия будет регулярно проигрывать из-за рисков в металле.
- Перед установкой нового сальника его внешний ремень безопасности следует слегка смазать WD-40 или маслом с моста. Для прессования используйте старый сальник или оправку и молоток подходящего диаметра. Во время установки убедитесь, что корпус уплотнения выровнен и совмещен с осью.
Читайте также: Все о замене масла в коробке Шевроле Нива своими руками — что, сколько и как?
Совет владельца Шевроле Нива: «Денис-142» с сайта «ПРИВОД-2» также рекомендует попутно проверять ступичный подшипник, менять смазку в корпусе для лучшей работы. Денис установил на свой автомобиль комплект сальников «Резинотехника», подходящих по размеру.
Процесс замены подшипника:
- Закрепите старый приводной вал в тисках.
- Чтобы разобрать стопорное кольцо и подшипник, нужно аккуратно проделать косой пропил без сквозного пропила отрезным кругом с болгаркой.
- Затем, используя долото и молоток, последовательно постукивайте по замененным деталям, пока они полностью не снимутся с вала.
- Для установки нового упорного подшипника используйте отрезок трубы подходящего диаметра или специальную оправку. Вам нужно только опереться на внутреннее кольцо шарикового подшипника.
- Используйте газовую горелку или паяльную лампу, чтобы установить стопорное кольцо на вал. Новую запчасть необходимо нагреть в течение 5 минут и через переходную трубку быстро надеть на вал до упора. Соблюдайте правила техники безопасности при работе!
- После остывания кольца собранную конструкцию можно устанавливать в задний мост в обратном порядке.
Совет от опытного владельца внедорожника: «Сан Саныч 45» из Кореновска с форума «дром.ру» советует при сбивании подшипника молотком бить по кругу, а не по одному месту, чтобы не было растяжений . К тому же Александр всегда открывает новый подшипник, по его мнению, заводской смазки недостаточно для длительной эксплуатации подшипника карданного вала. По его опыту, были случаи приобретения новых деталей с полным отсутствием смазки внутри корпуса.
Совет! Центровка полуоси при деформации предполагает использование технологического оборудования. В случае биения, повышенного люфта в системе настоятельно рекомендуется не экономить, а заменить собранную неисправную деталь комплектующими.
После сборки системы, затянув все крепления ремонтного узла, поставьте автомобиль на ровную поверхность. Обязательно визуально проверьте необходимый уровень трансмиссионного масла в задней трансмиссии Нивы.