Снятие и установка двигателя BMW X5 E53
В зависимости от периода выпуска автомобиля и модели, компоновка его оборудования, жгуты проводов, трубопроводы и шланги могут быть проложены в двигательном отсеке с индивидуальными особенностями. Все работы на двигателе М62 выполнять с помощником.
Внимание! Отсоединение «–» клеммы АБ проводить только при выключенном зажигании.
Перед расстыковкой и снятием элементов провести их маркировку с помощью бирок или клейкой ленты. Зафиксировать на плане двигательного отсека места расположения снимаемых узлов и деталей.
При монтажных работах на системе охлаждения заменить ленточные хомуты винтовыми хомутами.
Двигатель следует снимать с автомобиля вверх, при отсоединенной КПП и в зафиксированном приспособлением «51.2.170» положении капота в следующем порядке.
Снять показания с ШР диагностики, выключить зажигание, отсоединить «–» клемму АБ и снять перегородку отопителя в двигательном отсеке. Повернуть затворы (рис. 4.26) звукоизоляционного кожуха на 90° против часовой стрелки и снять кожух.
Снять гофрированный чехол с оси дроссельной заслонки. Снять корпус воздушного фильтра вместе с измерителем расхода воздуха и бачок для жидкости стеклоомывателя.
Отсоединить хомут (1, рис. 4.27) крепления шланга и отсоединить шланг (2) вакуумного усилителя тормозов.
Сбросить давления в топливных магистралях, отсоединить трубопровод подвода от распределительной магистрали и заглушить отверстия шлангов/трубопроводов пробками или струбцинами («13.5.281» и «13.5.282»),
Снять переднюю панель защиты вспомогательных агрегатов двигателя. Отвернуть болты крепления в передней части пластины жесткости (позади бампера), затем болты в задней части, и снять пластину жесткости (рис. 4.28).
Слить и отправить на утилизацию охлаждающую жидкость. Снять ремень привода генератора и насос гидроусилителя рулевого управления, который необходимо закрепить на кузове проволочной скобой. Трубопроводы оставить подсоединенными.
Вакуумировать кондиционер и снять трубопроводы между компрессором кондиционера и конденсатором. Снять всасывающий трубопровод с компрессора кондиционера, отвести его в сторону и закрепить. Компрессор кондиционера остается на двигателе.
Отсоединить маслопроводы от теплообменника АКПП, снять теплообменник. Снять АКПП и теплоизоляционный экран со стартера. Отсоединить кабельные соединения и крепления стартера и вынуть его.
Снять теплообменник АКПП с радиатора системы охлаждения и снять радиатор системы охлаждения двигателя. Ослабить хомуты (рис. 4.29) и отсоединить шланги от коллектора системы охлаждения двигателя, генератора и корпуса термостата.
Отсоединить шланги от системы отопления салона кузова и ШС (1, рис. 4.30) от клапанного блока отопителя.
Снять клапанный блок отопителя (2) в сборе со шлангами.
Отжать фиксатор (1, рис. 4.31) и отсоединить шланг (2) от клапана вентиляции топливного бака.
Отсоединить ответвление жгута проводов двигателя в отсеке управляющей электроники, отсоединить «+» кабель от вывода АБ и отсоединить ответвление жгута проводов АКПП в отсеке управляющей электроники.
Закрепить отсоединенные жгуты проводов на двигателе и в двигательном отсеке.
Отсоединить штепсельные соединители (ШСы) от датчиков содержания кислорода в ОГ и вынуть вверх жгуты проводов, закрепив их на двигателе. Снять расширительный бачок системы охлаждения двигателя.
Открыть крышку бачка (1, рис. 4.32) рабочей жидкости гидроусилителя рулевого управления, откачать рабочую жидкость и отправить ее на утилизацию.
Закрыть крышку и отвернуть крепление бачка от опорной балки. Трубопроводы оставить подсоединенными.
Отсоединить перемычку (2) соединения с «массой» от корпуса масляного фильтра. Отвернуть корпус масляного фильтра (3) от кронштейна, отцепить от опорной балки и закрепить его на двигателе с помощью проволочной скобы. Трубопроводы оставить подсоединенными. Снова, временно установить бачок насоса гидроусилителя рулевого управления.
Внимание! После снятия поворотной опоры и выходных валов переднего моста, двигатель наклоняется вперед.
Подпереть двигатель с помощью деревянного бруска (1, рис. 4.33) на балке переднего моста, закрепив его с помощью бандажа.
Снять левую и правую поворотные опоры, выходные валы привода колес, передний карданный вал и перегородку (3, рис. 4.34) в двигательном отсеке, для чего необходимо:
- освободить из зажимов шланг и жгут проводов;
- отсоединить ШС (1);
- извлечь жгут проводов (2);
- отвернуть гайку и болты (стрелки) и снять перегородку.
Это обеспечит проход двигателя с установленным выпускным коллектором.
Отсоединить ленточный провод на «массу» от правого переднего лонжерона. Отвернуть верхние гайки (9, см. рис. 4.146) левой и правой подушек крепления двигателя.
Установить приспособление «11.0.000» (рис. 4.35) на подъемные приспособления двигателя и слегка натянуть цепи талью.
Отсоединить приемные трубы системы выпуска ОГ от выпускных коллекторов двигателя.
Убедиться, что отсоединены все шланги, трубопроводы и жгуты проводов, связывающие двигатель с отсеком кузова, обратив особое внимание на:
- трубопровод на крышке головки блока цилиндров;
- компрессор кондиционера и его трубопроводы;
- конденсатор кондиционера;
- выпускной коллектор;
- редуктор переднего моста;
- вал рулевого управления.
Плавно приподнять двигатель талью (краном) и вынуть его из отсека, следя за тем, чтобы не повредить смежные конструкции при случайном их касании.
Внимание! Двигатель должен находится постоянно в вертикальном положении, что обеспечивает сохранность масла в цилиндрах гидротолкателей. При необходимости перевернуть двигатель, следует предварительно снять гидротолкатели или же двигатель должен быть в повернутом состоянии не более 5-7 минут.
При расстыковки элементов гидроприводов в систему может попасть воздух. После сборки системы необходимо прокачать ее для удаления воздуха. Установку двигателя следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить опоры двигателя, шланги охлаждающей жидкости, масла и топлива на отсутствие пористости, расслоений и трещин. При обнаружении дефектов заменить детали новыми.
Проверить наличие центрирующих втулок для соединения двигателя с АКПП и плавно опустить двигатель на его опоры.
Установить от руки на опоры двигателя новые самоконтрящиеся гайки, но не затягивать их. Автомобиль стоит на колесах. Сильными встряхивающими движениями выставить двигатель и затянуть гайки опор двигателя к кузову моментом 42 Н·м (4,2 кгс·м). Болты соединения выпускных коллекторов с системой выпуска ОГ затянуть моментом 15 Н·м (1,5 кгс·м). Заменить уплотнительное кольцо пробки сливного отверстия блока цилиндров и затянуть пробку (М14х1,5) моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м)
Проверить уровень масла в двигателе и АКПП, антифриза в системе охлаждения и рабочей жидкости в усилителе рулевого управления.
Внимание! Аккумуляторную батарею подключать только при выключенном зажигании.
Запустить и прогреть двигатель, проверить герметичность систем. Повторно проверить уровень масла и антифриза.
Проверить частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода и содержание СО в ОГ.
Установить пластину жесткости двигательного отсека. При этом обязательно установить прокладочные шайбы. Момент затяжки новых болтов и гаек состоит из двух приемов – 56 Н·м (5,6 кгс·м) + 90°.
Снятие и установка двигателя
Внимание! Отсоединение «–» клеммы от АБ проводить только при выключенном зажигании. При этом из запоминающего устройства стираются коды неисправностей КСУД, коды противоугонной системы и индивидуальная настройка аудиоаппаратуры.
Примечание. Отсоединение провода «массы» при включенном зажигании приводит к выходу из строя электронных приборов.
В зависимости от периода выпуска автомобиля и его модели, компоновка его оборудования, электрические жгуты, трубопроводы и шланги могут быть проложены в двигательном отсеке с индивидуальными особенностями.
Примечание. Перед расстыковкой и снятием элементов провести их маркировку с помощью бирок или клейкой ленты. Зафиксировать на плане двигательного отсека места расположения снимаемых узлов и деталей.
Перед началом работы подготовить рабочее место (стенд, верстак или стеллаж), приспособления «11.0.020», «13.5.281», «13.5.282», гаражный домкрат, опоры (подставки) и грузоподъемное устройство типа крана (тали). Приготовить защитный чехол или плотный тканевый материал для закрытия поверхности крыльев кузова при выполнении работ. Двигатель следует снимать с автомобиля вверх, при отсоединенной коробке передач и зафиксированном капоте. Снятие двигателя необходимо проводить в следующем порядке.
Установить автомобиль на рампе или ровной площадке с использованием подставок. Затянуть стояночный тормоз. Зафиксировать показания с ШР диагностики КСУД.
- Оба выпускных коллектора остаются на двигателе.
- Не отсоединять маслопроводы от АКПП к теплообменнику. Существует опасность повреждения маслопровода на рулевом механизме.
- При установке соблюдать моменты затяжки соединений.
Все работы следует проводить с помощником. Выключить зажигание и отсоединить «–» клемму АБ. Снять переднюю панель защиты картера двигателя и пластину жесткости.
Предпринять меры против опрокидывания двигателя вперед. Снять систему выпуска ОГ, АКПП/РКПП, передний приводной вал. Задний приводной вал закрепить на кузове.
Слить и направить на утилизацию охлаждающую жидкостью. Отвернуть крепление компрессора кондиционера, отвести его в сторону и закрепить на кузове проволочной скобой, шланги не отсоединять.
Снять ремень привода генератора и корпус воздушного фильтра вместе с измерителем расхода воздуха (ИРВ). Отвернуть крепление теплообменника АКПП от радиатора системы охлаждения двигателя . Снять радиатор охлаждения двигателя и отсоединить маслопроводы. Снять бачок для жидкости стеклоомывателя и перегородку отопителя.
Зафиксировать стартер (1, рис. 5.29) с помощью болта (2) коробки передач для предотвращения его выпадения.
Отвернуть резьбовые соединение подающего маслопровода усилителя рулевого управления, отложить его вперед в двигательном отсеке и принять меры против падения маслопровода. Снять насос гидроусилителя рулевого управления. Для предотвращения падения насоса закрепить его на стабилизаторе поперечной устойчивости бандажом или проволочной скобой.
Снять подводящий топливопровод с распределительной магистрали и заглушить шланги с помощью приспособлений «13.5.281» и «13.5.282». Собрать вытекшее топливо. Ослабить хомут и отвести шланг отвода жидкости от отопителя.
Ослабить хомут (1, рис. 5.30), отсоединить вакуумный трубопровод (2) от вакуумного насоса. Извлечь из держателя (3) вакуумный трубопровод.
Освободить вакуумный трубопровод (1, рис. 5.31) из держателя (2) и отвести его в сторону. Разблокировать и вынуть клапан (3) вентиляции топливного бака.
Отсоединить жгут проводов двигателя от отсека управляющей электроники, отсоединить «+» провод от вывода «+» АБ. Отсоединить ответвление жгута проводов от КПП и вынуть датчики кислорода в ОГ, закрепит их на двигателе.
Снять перегородку (3, рис. 5.32), для чего необходимо освободить из зажимов шланги и провода, отсоединить ШС (1), отделить жгут (2) проводов, отвернуть гайку и вывернуть болты.
Установить приспособление «11.0.020» на двигатель и таль (рис. 5.33). Отвернуть верхние гайки подушек крепления двигателя на левом и правом передних лонжеронах кузова. Снять перемычку соединения двигателя с «массой» кузова.
- топливопроводы около головки блока цилиндров;
- компрессор кондиционера;
- трубопроводы компрессора кондиционера;
- конденсатор кондиционера;
- выпускной коллектор;
- редуктор переднего моста;
- вал рулевого управления.
Установку двигателя на автомобиль следует проводить в обратном порядке, при этом необходимо проверить опоры двигателя, шланги охлаждающей жидкости, масла и топлива на отсутствие пористости, отсутствие расслоений и трещин. Проверить наличие центрирующих втулок для соединения двигателя с КПП. При обнаружении дефектов, заменить детали новыми.
Внимание! Существует опасность повреждения трубопроводов АКПП и маслопроводов гидравлических приводов.
При установке пластины жесткости обязательно отследить наличие прокладочных шайб. Процесс затяжки новых болтов ее крепления состоит из двух приемов – затянуть моментом 56 Н·м (5,6 кгс·м) + довернуть на угол 90°.