Замена охлаждающей жидкости
Слив охлаждающей жидкости с необходимо проводить в следующем порядке. Снять звукоизоляционный кожух, панель защиты вспомогательных агрегатов двигателя и пластину жесткости.
Снять крышку на расширительном бачке системы охлаждения. Вывернуть резьбовую пробку (1, рис. 6.97) сливного отверстия в нижней части радиатора системы охлаждения.
Вывернуть пробку (10, см. рис. 6.2) сливного отверстия на блоке цилиндров с правой стороны.
Ослабить винты (1 и 2, рис. 6.98), предназначенные для удаления воздуха.
Слить охлаждающую жидкость и направить ее на утилизацию. Заменить уплотнительную прокладку пробки (М14х1,5) блока цилиндров и затянуть ее моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м).
Заливку охлаждающей жидкости в необходимо проводить через горловину расширительного бачка в следующем порядке. Заменить уплотнительную прокладку сливного отверстия в нижней части радиатора и затянуть его пробку моментом 2,5 Н·м (0,25 кгс·м).
Включить зажигание. Установить регулятор отопителя на максимальную температуру, а вентилятор на самую низкую скорость вращения. При этом открываются клапаны блока отопителя и начинает работать его дополнительный насос. Вывернуть винт (1 и 2) для удаления воздуха из системы охлаждения двигателя.
Медленно производить заливку охлаждающей жидкости через горловину расширительного бачка радиатора до максимальной отметки. Дождаться, пока через вентиляционное отверстие расширительного бачка радиатора не начнет выходить охлаждающая жидкость без пузырьков воздуха. Завернуть пробку вентиляционного отверстия моментом 8,0 Н·м (0,8 кгс·м).
Закрыть расширительный бачок системы охлаждения. Прокачать систему охлаждения двигателя и проверить ее на герметичность. Запустить двигатель, погреть его до рабочей температуры и проконтролировать герметичность системы охлаждения и уровень в расширительном бачке системы охлаждения.
Замена охлаждающей жидкости
В системе охлаждения двигателя должна периодически, раз в три года, заменяться охлаждающая жидкость — антифриз, смесь этилен гликоля и дистиллированной воды. Помните, антифриз ядовит. Одновременно, с заменой жидкости, необходимо провести дефектацию всей системы охлаждения двигателя и заменить неисправные элементы.
Внимание! Все работы проводить на холодном двигателе. Температура охлаждающей жидкости менее +40°С.
- Выставить автомобиль неподвижно на ровной площадке и снять крышку с расширительного бачка, подстраховав свою руку большим куском ткани, если двигатель еще полностью не остыл. Ослабить винт для удаления воздуха на патрубке радиатора (двигатели «М62» и «N62») или на расширительном бачке (двигатели «М54» и «М57»).
- Снять пластину жесткости и переднюю облицовку днища кузова Подставить под радиатор чистую емкость и отвернуть большой плоской отверткой сливную пробку в нижней части радиатора, двигатель «М62» (рис. 2.39), двигатель «М54» и «М57» (рис. 2.40).
Подставить под блок цилиндров чистую емкость и отвернуть гаечным ключом сливную пробку (2.41) на блоке цилиндров, которая расположена под выпускным коллектором.
- Проверить состояние шлангов радиатора, отопителя и хомуты их крепления. Дефектные детали заменить. Поврежденный радиатор снять и отправить в специализированную мастерскую.
- Установить на блок цилиндров сливную пробку (М14х1,5) с новой прокладкой (А14х18) и затянуть моментом 25 Н.м (2,5 кгс·м).
- Ввернуть сливную пробку в радиатор, затянув ее на двигателе «М62» моментом 2,5 Н.м (0,25 кгс·м), на двигателях «М54» и «М57» — моментом 8,0 Н.м (0,8 кгс·м). Можно воспользоваться монетой.
- Для удаления ржавчины и накипи необходимо использовать химический очиститель системы охлаждения. Порядок его применения описан изготовителем на этикетке упаковки (флакона). После удаления (слива) всего химического очистителя, промыть систему охлаждения двигателя проточной водой, как описано выше.
- Установить на место сливные пробки системы охлаждения, см. выше.
- При установке в системе охлаждения двигателя выносного расширительного бачка («М62») необходимо снять с него переливной шланг, слить охладитель, промыть его отдельно чистой водой и подключить к системе охлаждения двигателя.
- Проверку качества охлаждающей жидкости необходимо проводить в следующем порядке. Заливать в систему только качественную охлаждающую жидкость и в соответствии с климатическими условиями эксплуатации автомобиля. Для европейского региона России это температура до -35°С. Приготовить прибор для проверки плотности охлаждающей жидкости — ареометр.
- Отобрать ареометром из расширительного бачка или емкости для хранения охладителя пробу жидкости. Снять показания прибора, плотность должна быть в пределах 1,080— 1,085 r/см 3 . По соображениям коррозионной стойкости в смеси круглогодично должно выдерживаться соотношение воды и этиленгликоля (антифриза) порядка 50:50.
- Заполнять систему охлаждения двигателя необходимо в следующем порядке. Заполнить расширительный бачок новой охлаждающей жидкостью до краев. Обложить вентиляционную пробку радиатора чистой ветошью. Пробка располагается на расширительном бачке (см. рис. 2.22), патрубке или радиаторе, в зависимости от комплектации автомобиля двигателем. Открыть вентиляционную пробку (пробку удаления воздуха).
- Заливать новую охлаждающую жидкость до тех пор, пока из вентиляционной пробки не пойдет жидкость, не содержащая пузырьков воздуха. Закрыть вентиляционную пробку и восстановить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, см. рис. 2.22.
- Закрыть горловину расширительного бачка пробкой и запустить двигатель. включить отопитльно-вентиля- ционную установку в режим «Тепло» («Warm») и прогреть двигатель до включения вязкостной муфты вентилятора. При этом поддерживать частоту вращения вала в районе 2500 мин’ 1 . В процессе удаления воздуха из системы уровень жидкости опуститься до отметки «MIN» на расширительном бачке и даже ниже. Заглушить двигатель и дать ему остыть до 20—30°С.
- Открыть пробку на расширительном бачке и восстановить уровень охлаждающей жидкости. Уровень в норме (М62), если конец красного поплавка расположен заподлицо с верхним краем заливной горловины (стрелка, см. рис. 2.22). Еще раз открыть вентиляционные пробки и убедиться, что жидкость выходит без пузырьков воздуха.
- Проверить уплотнения крышки расширительного бачка, установить крышку и завернуть ее. Проверить визуально герметичность системы охлаждения. Особенно в местах стыковки шлангов и установки пробок. Шланги должны далеко находить на соединительные патрубки и плотно прихватываться винтовыми хомутами. Появление охладительной жидкости под насосом свидетельствует о повреждении сальника насоса. Насос заменить.
Замена охлаждающей жидкости
Заливать охлаждающую жидкость следует через расширительный бачок системы охлаждения и марок, строго аттестованных фирмой «BMW».
Отметка на расширительном бачке системы охлаждения показывает максимальный уровень жидкости в системе при температуре 20°С.
Слив охлаждающей жидкости необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить емкость для слива охлаждающей жидкости и чистую ветошь. Отвернуть крышку (30, см. рис. 3.17) на расширительном бачке системы охлаждения.
1 — радиатор; 2 — датчик температуры; 3, 17, 20, 22 — шланг; 5 — болт (М6х25); 6 — термостат в корпусе; 7 — прокладка; 3 — головка блока; 9, 13 — кольцо (20×3); 10 — шланг отопления; 11 — гайка (М6); 12, 15, 16 — болт; 14 — трубопровод; 18 — насос отопления; 19 — держатель; 21 — винт удаления воздуха; 23 — крышка ГРМ; 24 — кольцо (68×5); 25 — насос двигателя; 26 — шкив; 27 — болт (М6х16); 28 — гайка (Мб); 29 — расширительный бачок; 30 — пробка бачка
Ослабить винт (21, см. рис. 3.17) для удаления воздуха на расширительном бачке радиатора (только для автомобиля оснащенного РКПП) или шланге (22). Снять пластину жесткости. Вывернуть болты (см. рис. 3.56) и снять панель защитный вспомогательных агрегатов двигателя.
Вывернуть резьбовую пробку сливного отверстия в нижней части радиатора (рис. 1.137) системы охлаждения.
. и пробку (стрелка, рис. 3.138) сливного отверстия на блоке цилиндров с правой стороны.
Слить охлаждающую жидкость и отправить ее на утилизацию. Заменить уплотнительную прокладку пробки (М14×1,5) блока цилиндров и затянуть ее моментом 25 Н·м (2,5 кгс·м).
Заправку охлаждающей жидкости необходимо проводить через горловину расширительного бачка в следующем порядке. Заменить уплотнительную прокладку сливного отверстия в нижней части радиатора и затянуть его пробку моментом 2,5 Н·м (0,25 кгс·м).
Включить зажигание. Установить регулятор отопителя на максимальную температуру. Установить вентилятор на самую низкую скорость вращения. При этом открываются клапаны блока отопителя, и начинает работать его дополнительный насос (18, см. рис. 3.17).
Вывернуть винт (21) для удаления воздуха из системы охлаждения двигателя. Обложить горловину расширительного бачка чистой ветошью. Медленно производить заливку охлаждающей жидкости через горловину расширительного бачка радиатора до максимальной отметки (2, рис. 3.139).
Дождаться, пока через вентиляционное отверстие радиатора (или отверстия винта 21) не начнет выходить охлаждающая жидкость без пузырьков воздуха. Закрыть пробку на расширительном бачке и завернуть винт на патрубке (22) моментом 8,0 Н·м (0.8 кгс·м). Удалить ветошь и направить ее на утилизацию.
Прокачать систему охлаждения двигателя и проверить ее на герметичность. Запустить двигатель, погреть его до рабочей температуры, пока не откроется термостат. Проконтролировать герметичность системы охлаждения и уровень жидкости в расширительном бачке системы охлаждения.