Почему покупатели выбирают кроссоверы
Кроссоверы, появившиеся на рынке 25 лет назад, в ближайшее время окончательно вытеснят седаны, считают эксперты. Автомобили повышенной проходимости, в которых объединены элементы внедорожника, минивэна и хетчбэка, стали универсальным и функциональным транспортным средством, способным при этом удовлетворить индивидуальные запросы владельца.
Кроссоверы в целом дороже седанов. Но в 2021 году повышенным спросом пользуются именно дорогие комплектации. Даже в бюджетном сегменте клиенты стали выбирать модификации в верхнем сегменте, говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. «Возможно, это связано с тем, что сложившийся уровень цен изначально выступает неким фильтром платежеспособности для покупательской аудитории», — говорит он.
Вряд ли покупатели сами по себе стремятся приобретать более дорогие комплектации. Если раньше они могли бы выбрать что-то более доступное, то теперь покупают то, что есть, отмечает владелец дилерских центров Сергей Киселев. Конечно, это касается тех, кто может найти дополнительные деньги или привлечь кредит.
За период пандемии в России появился запрос на автопутешествия внутри страны, и в целом вырос спрос на дорогие качественные автомобили, замечает президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. С февраля по август этого года в Россию было ввезено более 800 автодомов, приводит он пример. Значит, спрос есть, хотя стоят такие автомобили около десяти миллионов. Конечно, и дилеры воспользовались высоким спросом, реализовав более дорогие модели, замечает Лобарев.
При этом клиенты больше не делают больших различий в плане цветовых решений или отделки салона, указывают представители авторынка. Кроссоверы лучше всего вписались в эту ситуацию.
Сейчас на такой тип автомобилей уже приходится 70% рынка. Основные продажи седанов сейчас приходятся на такси. А частные потребители на 90% ориентированы именно на кроссоверы. «Эра седанов однозначно прошла. Как автомобили для личного пользования они интересны сейчас только каким-то фанатам», — говорит Киселев.
Кроссоверы востребованы по нескольким причинам. Во-первых, отсутствие рамы делает такие автомобили достаточно комфортными при посадке средней высоты. Удовлетворяется запрос на более высокий клиренс, то есть просвет между поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля по сравнению с седаном. Это удобно в городе, когда, например, нужно проехать по не очищенным от снега улицам. Удобно и для выездов на природу.
При этом такие автомобили достаточно вместительны. В большие багажники кроссоверов можно положить сумки, даже велосипеды.
Запрос на кроссоверы стал формироваться еще лет 10-15 назад, и производители стремились его удовлетворить. Сейчас автоконцернам удалось создать нужное количество моделей, которые в итоге перестали быть дорогими, а потому становятся массовыми. Универсальным становится также дизайн автомобилей. Например, заметен тренд на смещение фар головного света ниже бампера, размещение цельной полосы между двумя задними фарами и изогнутую линию багажника.
Покупать ли кроссовер: вспоминаем «за» и «против»
Для среднестатистического пользователя паркетник — это идеал. Легковая управляемость, проходимость, комфорт. Но что из этого правда, а где преувеличение?
Выясняем, зачем нужны кроссоверы. Завышенные ожидания — путь к печали. Спросите некоторых пользователей кроссоверов, они подтвердят. Эмоционально расскажут, как их «джипы» повисают в сугробах и почему полный привод не уберёг от разворота на зимней трассе. Мы не станем винить машины — при разборе подобных «полётов» обычно возникают вопросы к действиям водителей. Тем не менее, у паркетников, как у любой техники есть плюсы и минусы.
«За»:
Баланс качеств
Пожалуй, первое и главное, что привлекает широкие народные массы в кроссоверах — это сбалансированность возможностей. Они не проедут там, где промчится бронепоезд, читай, профессиональный внедорожник, но при должных навыках и «неотключённой» голове позволят осилить заснеженный выезд с дачного участка или раскисшую грунтовку. А, выехав на шоссе, водитель будет вполне спокойно себя ощущать в силу практически легковых манер. Плюс возможности трансформации салона.
Управляемость
Разговоры о том, что «кроссовер всегда экономичнее внедорожника», мы оставим для любителей народных сказок. Говорить о превосходстве в данной сфере как минимум некорректно, особенно в отрыве от сегмента, типа двигателя, полного привода, размерности и типа шин и многих других нюансов. А вот в вопросах управляемости преимущество паркетников над рамными «проходимцами» с неразрезными мостами очевидно и бесспорно, поскольку они несут в себе шасси с несущими кузовами, имеют независимые подвески и конструктивно очень близки к легковым автомобилям, а не к грузовикам. Их ездовые свойства рассчитаны на более широкий и взыскательный круг владельцев, которые не желают мириться со специфичной посадкой, вялыми откликами на руль, вибрацией неподрессоренных масс и вообще не хотят, скажем так, преодолевать себя.
Есть из чего выбрать
С тех пор как автопроизводители уяснили для себя, что за кроссоверами светлое будущее, они стремятся предложить машины данного типа едва ли не в любом размерном классе. Поэтому именно паркетники постепенно превращаются в доминирующий вид, уверенно ползущий на вершину пищевой цепочки. Для клиента это оборачивается мучительной дилеммой, поскольку предложений на рынке довольно много.
Их легче продать
Здесь, конечно, всё неоднозначно, но в целом востребованную на рынке модель кроссовера можно будет продать сравнительно быстро и с минимальными потерями. Так, например, тойтовская продукция и Honda обычно держат свою стоимость мертвой хваткой.
Mercedes-AMG GLA 45 S 4MATIC+
«Против»:
Невысокая проходимость
Она такая плохая? Отнюдь. Во-первых, кроссовер кроссоверу рознь и здесь действует масса факторов — геометрическая проходимость, тип полноприводной трансмиссии, эффективность имитации межколёсных блокировок и другие. Во-вторых, проблема часто в ментальности владельцев. В их головах записана мантра: мой «джипчик» проедет везде. Напрашивается аналогия с литровыми спортбайками, которые отправляют людей на тот свет пачками, но не сказать, что по своей вине. Проходимость кроссоверов в среднем лучше легковой, но требовать от среднестатистического компактного паркетника потенциал Toyota Land Cruiser 105 как минимум наивно.
Уязвимость агрегатов под днищем
Этот момент часто абсолютно не учитывается владельцами, что является ошибкой. Прежде, чем штурмовать топи и болота на своем «типа внедорожнике», загляните в его подбрюшье. Оцените, как проложены тормозные трубки, много ли откровенно уязвимых мест в пределах колесной базы, как обстоят дела с компоновкой задней подвески и не станут ли низко расположенные рычаги мощными якорями при встрече с препятствием. Не факт, что именно ваш кроссовер в этом отношении образец для подражания, хотя, справедливости ради, следует отметить, что есть машины, которые относительно неплохо подготовлены для съезда за пределы асфальта. Яркий пример — Land Rover Freelander 2.
«Хрупкость»
Спорный пункт, да? Но, тем не менее, кроссоверы именно такие — приподнятые легковушки, которым противопоказано длительное воздействие нагрузок на бездорожье. Если в анатомию профессиональных внедорожников с рамой, зависимой подвеской и понижающей передачей заложены оффроудные риски, то среднестатистические паркетники с легко отрывающимися бамперами и перегревающимися муфтами подключения колёс этим похвастаться не могут. Самое главное, что обвинять их в этом глупо — они создавались для других целей, но повторимся, менталитет некоторых владельцев подталкивает на подвиги, а потом сталкивается с жестокой реальностью.
Не тянут действительно тяжёлые грузы
Говорить, что все кроссоверы «не могут» мы не станем. Но факт в том, что… действительно, далеко не каждый из них способен потянуть за собой увесистый прицеп, словно он не паркетник, а «крузак-стопятка» или Patrol. Тем не менее, скажем, Toyota RAV4 с 2,2-литровым турбодизелем, развивающим 340 Нм уже при 2000 об/мин, и 6-ступенчатым «автоматом» явно не беспомощный. Главное – знать чувство меры.
«Завышенные ожидания»
Этот пункт — укор не автомобилям, а их владельцам, которые считают, что кроссовер не способен застрять в принципе, да ещё и на зимней дороге на скорости 140 км/ч из любого заноса выйдет.
Что в итоге? Мы не собирались открыть Америку или отговорить от покупки машины данного типа, а лишь напоминаем — в массе своей кроссоверы (подчеркиваем, среднестатистические!) созданы для определенных целей и попытка поставить перед ними новые, более серьезные задачи, либо требование от них невозможного вряд ли приведёт к положительным результатам. Часть вышеописанных минусов — не столько недостатки машин, сколько завышенные ожидания их владельцев. Не пытайтесь сделать из танка самолёт, а из орла ежа и будет вам автомобильное счастье. Может быть.