- Кроссовер: что это такое
- Основные особенности кроссоверов
- Отличия кроссовера от внедорожника и паркетника
- Самые популярные модели кроссоверов в России
- Kia Sportage
- Nissan Qashgai
- Toyota RAV4
- Renault Duster
- Видео на тему
- Покупать ли кроссовер: вспоминаем «за» и «против»
- «За»:
- Баланс качеств
- Управляемость
- Есть из чего выбрать
- Их легче продать
- «Против»:
- Невысокая проходимость
- Уязвимость агрегатов под днищем
- «Хрупкость»
- Не тянут действительно тяжёлые грузы
- «Завышенные ожидания»
Кроссовер: что это такое
Статистика продаж автомобилей во всем мире однозначно свидетельствует о том, что наиболее популярным и лучше всего продаваемым на рынках большинства стран является такой вид легкового автомобиля, как кроссовер. Эта тенденция наблюдается уже в течение целого ряда лет, и поэтому можно смело говорить, что эти автомобили прочно и, по всей видимости, надолго вошли в моду.
Примечательно, что о том, что такое кроссовер, точно не знает большинство автомобилистов, причем не только начинающих, но и весьма опытных. Многие считают, что под этим термином обозначаются все автомобили внушительных размеров и имеющие увеличенный дорожный просвет.
На самом деле это совсем не так. Кроссовер или CUV — это вполне определенный подвид транспортных средств, для которого присущ целый ряд особенностей. Попробуем разобраться в этом вопросе, а также немного ознакомиться с теми кроссоверами, которые на сегодняшний день являются наиболее популярными в России.
Основные особенности кроссоверов
Кроссовер (или CUV от английского Crossover Utility Vehicle) — это автомобиль, который рассчитан как минимум на пять человек, а также отличается повышенной проходимостью и вместительным багажником. Если же немного детализировать это определение, то можно выделить следующие основные черты, присущие именно этому типу легковых машин:
- Значительный дорожный просвет;
- Просторный салон;
- Наличие полного привода;
- Хорошее дорожное освещение.
В принципе, что касается полного привода, то к классу кроссоверов принято причислять и некоторые модели машин, у которых он отсутствует, но в полной мере наличествуют остальные из перечисленных признаков. При этом они являются несколько «неполноценными» в том смысле, что их эксплуатация в загородных условиях предполагается только с очень серьезными оговорками.
Следует также заметить, что кроссоверы принято подразделять на несколько подклассов, а именно:
- Полноразмерные;
- Среднеразмерные;
- Компактные;
- Малоразмерные;
- Мини.
К полноразмерным кроссоверам относятся такие модели, как, например, Audi Q7 и BMW X5. Эти машины соответствуют определению этого типа автомобиля в самой полной мере. Они престижны и очень хорошо продаются даже несмотря на свою очень немаленькую цену.
Кроссоверы среднего размера, как нетрудно догадаться из самого названия пункта классификации, несколько поменьше по своим габаритам, чем полноразмерные. Наиболее типичными их представителями считаются Kia Sorrento и Volvo XC60. К компактному классу принято относить очень популярные в Российской Федерации Toyota RAV4 и Ford Kuga, малоразмерные — это тоже очень неплохо знакомые нашим автомобилистам Renault Duster, Nissan Quashkai и Kia Sportage, а к компактным относят довольно редко встречающиеся в РФ Toyota Avanza и Ford EcoSport.
Отличия кроссовера от внедорожника и паркетника
В принципе, по мере появления все новых и новых моделей автомобилей различия между их «устоявшимися» классами постепенно нивелируются, однако все же некоторые базовые принципы классификации остаются неизменными. Именно о них и стоит говорить тогда, когда речь идет о отличиях между кросоверами, внедорожниками и паркетниками.
Начать, пожалуй, лучше всего именно с внедорожников, поскольку они исторически появились существенно раньше, чем кроссоверы и паркетники. Их главной отличительной особенностью является рамная конструкция. Благодаря ей эти автомобили наилучшим образом приспособлены для эксплуатации в действительно тяжелых условиях реального бездорожья. Все внедорожники отличаются прекрасной проходимостью, а вот что касается размера, то среди них встречаются и весьма крупные (например, Nissan Pathfinder), так и миниатюрные (скажем, Suzuki Jimny). Нередко кроссоверы относят к внедорожникам, и эти классы машин действительно похожи, однако отнюдь не совпадают. Как уже было сказано, внедорожники обязательно имеют рамы, у кроссоверов же она отсутствует.
Несколько проще дело обстоит с паркетниками, хотя некоторые их модели нередко ошибочно причисляют к кроссоверам. Как считают солидные автомобильные эксперты, главной отличительной особенностью паркетника является просторный и комфортный салон. Что касается проходимости, то в этом отношении практически все они безнадежно уступают как внедорожникам, так и кроссоверам. Полный привод они практически никогда не имеют, да он им, собственно говоря, и не нужен: автомобили этого класса предназначены для передвижения по городу или же качественным загородным трассам. Откровенно говоря, «внедорожная» у них только внешность.
Читайте также: Что такое рестайлинговый автомобиль .
Самые популярные модели кроссоверов в России
Кроссоверы в России популярны ничуть не меньше, чем в других странах мира. Согласно данным статистики продаж за последний год, наиболее популярными у нас являются следующие модели:
О каждом из этих авто имеет смысл рассказать несколько подробнее.
Kia Sportage
Полный привод, современный, мощный двигатель, разгон до 100 км/ч всего за 9,8 секунды — эти параметры делают модель действительно достойным выбором. К Ому же он располагает вместительным, достаточно комфортным салоном, весьма привлекателен внешне, при его заказе доступно немало полезных и нужных опций (за дополнительную плату, разумеется).
Nissan Qashgai
Этот компактный кроссовер способен спокойно вместить пятерых пассажиров и немалое количество багажа. Примечательно, что по желанию покупателя она поставляется или в полноприводном, или в переднеприводном исполнении. Одно из главных преимуществ Nissan Qashgai — это достаточно богатая базовая комплектация.
Toyota RAV4
Этот кроссовер привлекателен не только своей именитой маркой, но и очень интересным внешним видом. Что касается технических и эксплуатационных характеристик, то Toyota RAV4 является одним из лидеров в своем компактном классе. Этот автомобиль прекрасно продается даже в непростое кризисное время.
Renault Duster
Изначально этот компактный кроссовер был создан как авто эконом-класса и полностью оправдал ожидания своих авторов. Он имеет полный привод, достаточно комфортный салон, прекрасно подходит как для поездок по городу, так и за его пределы. Он не отличается большой мощностью двигателя и широким выбором опций, однако это никак не влияет на спрос на него: он стабильно и вполне предсказуемо высок.
Читайте также: Что такое лифтбек и хэтчбек и чем они отличаются.
Видео на тему
Покупать ли кроссовер: вспоминаем «за» и «против»
Для среднестатистического пользователя паркетник — это идеал. Легковая управляемость, проходимость, комфорт. Но что из этого правда, а где преувеличение?
Выясняем, зачем нужны кроссоверы. Завышенные ожидания — путь к печали. Спросите некоторых пользователей кроссоверов, они подтвердят. Эмоционально расскажут, как их «джипы» повисают в сугробах и почему полный привод не уберёг от разворота на зимней трассе. Мы не станем винить машины — при разборе подобных «полётов» обычно возникают вопросы к действиям водителей. Тем не менее, у паркетников, как у любой техники есть плюсы и минусы.
«За»:
Баланс качеств
Пожалуй, первое и главное, что привлекает широкие народные массы в кроссоверах — это сбалансированность возможностей. Они не проедут там, где промчится бронепоезд, читай, профессиональный внедорожник, но при должных навыках и «неотключённой» голове позволят осилить заснеженный выезд с дачного участка или раскисшую грунтовку. А, выехав на шоссе, водитель будет вполне спокойно себя ощущать в силу практически легковых манер. Плюс возможности трансформации салона.
Управляемость
Разговоры о том, что «кроссовер всегда экономичнее внедорожника», мы оставим для любителей народных сказок. Говорить о превосходстве в данной сфере как минимум некорректно, особенно в отрыве от сегмента, типа двигателя, полного привода, размерности и типа шин и многих других нюансов. А вот в вопросах управляемости преимущество паркетников над рамными «проходимцами» с неразрезными мостами очевидно и бесспорно, поскольку они несут в себе шасси с несущими кузовами, имеют независимые подвески и конструктивно очень близки к легковым автомобилям, а не к грузовикам. Их ездовые свойства рассчитаны на более широкий и взыскательный круг владельцев, которые не желают мириться со специфичной посадкой, вялыми откликами на руль, вибрацией неподрессоренных масс и вообще не хотят, скажем так, преодолевать себя.
Есть из чего выбрать
С тех пор как автопроизводители уяснили для себя, что за кроссоверами светлое будущее, они стремятся предложить машины данного типа едва ли не в любом размерном классе. Поэтому именно паркетники постепенно превращаются в доминирующий вид, уверенно ползущий на вершину пищевой цепочки. Для клиента это оборачивается мучительной дилеммой, поскольку предложений на рынке довольно много.
Их легче продать
Здесь, конечно, всё неоднозначно, но в целом востребованную на рынке модель кроссовера можно будет продать сравнительно быстро и с минимальными потерями. Так, например, тойтовская продукция и Honda обычно держат свою стоимость мертвой хваткой.
Mercedes-AMG GLA 45 S 4MATIC+
«Против»:
Невысокая проходимость
Она такая плохая? Отнюдь. Во-первых, кроссовер кроссоверу рознь и здесь действует масса факторов — геометрическая проходимость, тип полноприводной трансмиссии, эффективность имитации межколёсных блокировок и другие. Во-вторых, проблема часто в ментальности владельцев. В их головах записана мантра: мой «джипчик» проедет везде. Напрашивается аналогия с литровыми спортбайками, которые отправляют людей на тот свет пачками, но не сказать, что по своей вине. Проходимость кроссоверов в среднем лучше легковой, но требовать от среднестатистического компактного паркетника потенциал Toyota Land Cruiser 105 как минимум наивно.
Уязвимость агрегатов под днищем
Этот момент часто абсолютно не учитывается владельцами, что является ошибкой. Прежде, чем штурмовать топи и болота на своем «типа внедорожнике», загляните в его подбрюшье. Оцените, как проложены тормозные трубки, много ли откровенно уязвимых мест в пределах колесной базы, как обстоят дела с компоновкой задней подвески и не станут ли низко расположенные рычаги мощными якорями при встрече с препятствием. Не факт, что именно ваш кроссовер в этом отношении образец для подражания, хотя, справедливости ради, следует отметить, что есть машины, которые относительно неплохо подготовлены для съезда за пределы асфальта. Яркий пример — Land Rover Freelander 2.
«Хрупкость»
Спорный пункт, да? Но, тем не менее, кроссоверы именно такие — приподнятые легковушки, которым противопоказано длительное воздействие нагрузок на бездорожье. Если в анатомию профессиональных внедорожников с рамой, зависимой подвеской и понижающей передачей заложены оффроудные риски, то среднестатистические паркетники с легко отрывающимися бамперами и перегревающимися муфтами подключения колёс этим похвастаться не могут. Самое главное, что обвинять их в этом глупо — они создавались для других целей, но повторимся, менталитет некоторых владельцев подталкивает на подвиги, а потом сталкивается с жестокой реальностью.
Не тянут действительно тяжёлые грузы
Говорить, что все кроссоверы «не могут» мы не станем. Но факт в том, что… действительно, далеко не каждый из них способен потянуть за собой увесистый прицеп, словно он не паркетник, а «крузак-стопятка» или Patrol. Тем не менее, скажем, Toyota RAV4 с 2,2-литровым турбодизелем, развивающим 340 Нм уже при 2000 об/мин, и 6-ступенчатым «автоматом» явно не беспомощный. Главное – знать чувство меры.
«Завышенные ожидания»
Этот пункт — укор не автомобилям, а их владельцам, которые считают, что кроссовер не способен застрять в принципе, да ещё и на зимней дороге на скорости 140 км/ч из любого заноса выйдет.
Что в итоге? Мы не собирались открыть Америку или отговорить от покупки машины данного типа, а лишь напоминаем — в массе своей кроссоверы (подчеркиваем, среднестатистические!) созданы для определенных целей и попытка поставить перед ними новые, более серьезные задачи, либо требование от них невозможного вряд ли приведёт к положительным результатам. Часть вышеописанных минусов — не столько недостатки машин, сколько завышенные ожидания их владельцев. Не пытайтесь сделать из танка самолёт, а из орла ежа и будет вам автомобильное счастье. Может быть.