- «Соболь 4х4»: проходимость «большого брата»
- НЕ ЗАБУДЬТЕ ЛОПАТУ
- ПО ОБЕ СТОРОНЫ КЮВЕТА
- В СПАЛЬНОМ ВАГОНЕ
- «Соболь 4×4» – настоящий вседорожник, а схема «парт-тайм» делает машину комфортной на асфальте. Но горячиться на бездорожье все равно не стоит.
- Рама, вечный дизель, светодиоды, куча фишек. — такой ГАЗ всем нужен!
- Какой мотор? Как едет?
- ДОРОГАЯ ПЕРЕДАЧА
«Соболь 4х4»: проходимость «большого брата»
Подключаемый полный привод типа «парт-тайм» и трансформируемый салон в новом «Соболе 4×4» ГАЗ-22177-345. Проходимость – на уровне! Это доказала беспримерная «спасательная операция» с участием четырех (!) эвакуаторов.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЛОПАТУ
30 декабря 2013 года, 14:00. Москва, 15 км от Кремля, пересечение проспекта Вернадского и улицы Лобачевского. Трасса для мотокросса. Температура +3 ºC, холодно и ветрено. Ради эффектного кадра, чтобы брызги во все стороны, со всего хода прыгаю в колею. Рев двигателя, разгон… Крак! Лед проламывается под левыми колесами, и «Соболь» плотно садится на мосты. Оказывается, мы ухнули в полуметровую тракторную колею. Ни блокировки, ни пониженные ряды тут не выручат. Спасательные меры в виде покрышек, кусков досок и фанеры – что мертвому припарка.
16:17. Звонок другу. Он прилетает на новеньком «Кадиллаке-SRX». Близко к нам соваться опасается. Но длинная веревка и 320 сил дают надежду на спасение. Тянем-потянем… Трень – буксир порвался, а «Соболь» даже не шелохнулся. «Кадиллак» спешно ретировался. Темнеет.
19:13. На помощь спешит 14-тонный двухосный эвакуатор «Скания». Мы в ус не дуем: этот выдернет «Соболь» словно пушинку. «Скания» аккуратно спускается по склону – и, не доехав 150 м до «Соболя», проваливается передней осью в подтаявший грунт. У нее мощнейшие лебедки, весь арсенал для спасения, но вокруг не за что зацепиться! Звоним третьему товарищу: дескать, пустяки, всего две машины дернуть, 10 минут – и готово. Теперь нас обоих должен вытащить 27-тонный четырехосный «Вольво». Ждем.
21:45. Тяжелый эвакуатор величественно сползает со склона. и в 50 м от «Скании» проваливается обеими передними осями. Немая сцена, затем нецензурные реплики. Вой лебедок, и «Сканию» подтягивают к «Вольво», но самостоятельно выбраться наверх машина не может: грунт раскис окончательно. А у нас уже праздник – наступило 31 декабря.
31 декабря 2013 года, 02:55. На подмогу товарищам торопится еще один эвакуатор «Вольво», такой же мощный, – но, едва съехав с асфальта, плотно садится на задние мосты. Картина сюрреалистическая: в 15 км от центра столицы в раскисшем распадке беспомощно торчат три профессиональных эвакуатора и полноприводный «Соболь».
13:00. Радостная весть: нам на подмогу выслали четвертый эвакуатор! Экспериментальный КАМАЗ 8×8, на котором даже номеров пока нет. Специально по-быстрому сделали полис ОСАГО, чтобы он смог до нас доехать. Водитель агрегата, увидев разбросанные по полю машины, сто раз проверил грунт, прежде чем съехать с асфальта. Работал ловко и споро. К 19:00 выдернул всех, включая виновника торжества. «Соболя», кстати, потребовалось только подтолкнуть – выскочил из колеи и побежал дальше сам как ни в чем не бывало. Даже не сильно запачкался.
Совет напрашивается: к полному приводу, понижайке и блокировке прибавьте лопату – коллеги и товарищи спасибо скажут.
Полноприводному «Соболю», как и большинству других серьезных вcедорожников, в городе тесновато. Хочется на простор – туда, где нет асфальта. Формально «Баргузин» (неофициальное название «Соболя» с низкой крышей) – легковой автомобиль. Полная масса — 3005 кг, грузоподъемность — 540 кг. Длина на уровне седанов бизнес-класса (4800 мм) дает шанс на парковку в ряду легковушек. Но вот ширина вместе с зеркалами уже 2380 мм – больше, чем у любого лимузина. Хотя для тех, кто внутри, это благо: есть где разойтись.
Двигатель «Камминс-ISF» объемом 2,8 л и мощностью 120 л.с. уверенно тянет с 1200 об/мин, но резвостью не отличается – разгон до 100 км/ч занимает около полуминуты. Зато хорошо переваривает отечественную солярку.
Рулевое управление не блещет прозрачностью, на скоростях выше 90 км/ч приходится подруливать. Дает знать о себе зависимая передняя подвеска. Цепкие тормоза с ABS последнего поколения отлично держат тяжелую машину. Тормозил на льду с 60 км/ч – не сошла с курса ни на градус.
Из-за высокого центра тяжести и особенностей передней подвески «Соболь» не любит резких движений и прививает философский взгляд на окружающее. Но есть одна черта, за которую прощаешь многое. Это высокая посадка. В пробках взгляд скользит поверх крыш не только легковушек, но и полноразмерных вседорожников типа «Шевроле-Тахо», рождая чувство превосходства. Видя мертвое зарево красных стопарей до горизонта, спокойнее относишься к городской суете.
ПО ОБЕ СТОРОНЫ КЮВЕТА
Дальние перегоны — не самая сильная сторона «Соболя 4×4»: заявленная максималка всего 120 км/ч. Причем некомфортно ехать уже быстрее 110, и растет расход топлива.
Однако всё меняется, когда кончается асфальт. Вот здесь и раскрываются таланты нижегородского вседорожника. Да-да, я не оговорился, «Соболь 4×4» – это именно вседорожник. По своим геометрическим данным он ни в чем не уступает, скажем, прославленным ульяновским машинам, а по комфорту и вместимости явно превосходит их.
Неразрезные мосты на рессорах, иной тип полного привода: «парт-тайм» с подключением передних колес вместо прежнего «фулл-тайма» с постоянной подачей крутящего момента, двухступенчатая раздатка, мощные карданные валы со ШРУСами вместо крестовин да еще штатная электроблокировка заднего дифференциала «Е-Локер» (ELocker) американского производителя «Итон» – отменный набор для серьезного бездорожья. То, что не было востребовано на асфальте и доставляло определенные неудобства, за его пределами стало благом и очевидным преимуществом.
На грузопассажирской версии «Соболя 4×4» я проехал более 4000 км по трассе ралли-рейда «Шелковый путь» – 2013, вытаскивая по пути не только застрявших братьев-журналистов на подготовленных вседорожниках, но и увязшие в пустыне боевые машины спортсменов! Даже на шоссейной резине полноприводный «Соболь» уверенно карабкается по камням и вывозит из песка. Сейчас, зимой, по снегу и грязи получалось не хуже, чем летом. Тащит машина здорово, куда бы я ни направил колеса. Однажды так раззадорился, что посадил ее в колее от грузовика на оба моста. Верной оказалась поговорка: «Чем больше джип, тем дальше идти за трактором».
В СПАЛЬНОМ ВАГОНЕ
Салон «Ривьера» шикарен. Вариантов его трансформации больше тридцати. Несколько движений – и получается уютное купе с креслами друг против друга. Легко сложить подушки и получить более 3,5 м³ для багажа. А можно разложить сиденья полностью и устроить широченную кровать. Два добротных кресла спереди. В салон проходишь не выходя на улицу – удобно.
Но чтобы снаружи забраться на переднее пассажирское сиденье, невысокому человеку приходится задирать ногу. Водитель в этой ситуации хватается за руль, а вот пассажиру взяться не за что.
Эргономика водительского места хорошая, руль регулируется по высоте, всё под рукой. Сиденье перемещается в широком диапазоне. Один минус – нет площадки для левой ноги, ее приходится поджимать либо оставлять на педали сцепления, на худой конец просовывать в узкий проем слева.
«Соболь 4×4» – настоящий вседорожник, а схема «парт-тайм» делает машину комфортной на асфальте. Но горячиться на бездорожье все равно не стоит.
Есть претензии к усилию на рычаге подключения переднего моста – слишком велико. Хотя переход на пониженную и обратно в той же раздаточной коробке дается легко. В целом машина оставила приятное впечатление. Отличная альтернатива привычным вседорожникам, в которой получаешь комфорт настоящего вэна. Осталось только убедить автомобилистов в надежности и долговечности узлов. Хотя они в большинстве своем – от зарубежных поставщиков. Значит, можно смело сворачивать с проторенной дороги.
Рама, вечный дизель, светодиоды, куча фишек. — такой ГАЗ всем нужен!
Первый Соболь производится с 1998 года и базируется на основе первой ГАЗели. Покупатели чаяли появления нового Соболя, построенного на базе ГАЗели Next, – не дождались. И наконец нижегородцы разродились.
Соответственно, габариты существенно выросли. Кузов стал длиннее на 300 мм и шире на 38 мм, колесная база вытянулась на 245 мм. Предусмотрено три варианта высоты крыши, но первое время будет доступен только средний (2445 мм). Пока предлагается два вида кузова: грузопассажирский, с двумя рядами сидений, и фургон.
Последний можно получить как с полной массой 3,5 т, так и 2,5 т – такому автомобилю не требуется спецразрешение для въезда в пределы московского грузового каркаса.
Конструктивных изменений у облегченной версии почти нет.
Ради похудения газовцы вместо двухместного пассажирского сиденья поставили одноместное, сняли защитную обивку грузового отсека и даже избавились от запасного колеса. В итоге снаряженная масса с водителем составляет 2360 кг (вместо 2501). С учетом полной массы 2499 кг получается совсем несерьезная грузоподъемность в 139 кг – вес пары человек.
Но, как вы понимаете, на самом деле такой Соболь NN легко утащит тонну. И даже больше. Вся эта катавасия с цифрами – лишь способ беспрепятственного проезда в центр Москвы. Другие производители делают точно так же.
ГАЗ Соболь NN. Цена в России от 2 695 000 ₽. Фары — полностью светодиодные (ГАЗ их закупает в Беларуси).
Какой мотор? Как едет?
Соболь NN пока предлагается только с давно известным дизелем Cummins ISF 2.8 (водители моторы этой фирмы прозвали «камень»), отличающимся неприхотливостью и надежностью: при должном уходе он способен без капремонта выхаживать 500 тысяч км.
Турбодизель Cummins ISF 2.8 прекрасно знаком по ГАЗелям. У него цепной привод ГРМ, чугунный блок цилиндров и чугунная же головка. Пятый экологический класс достигается благодаря применению сажевого фильтра.
Тарахтит, конечно, громко, но это вопрос и к шумоизоляции.
Зато у Соболя есть автономный догреватель Бинар, который не дает дизелю остыть зимой, когда стоишь на месте. Его же можно использовать в качестве предпускового – в том числе с пульта с ЖК-дисплеем.
С тягой проблем нет – ее в достатке. Что порожний, что груженый (каюсь: я перевозил больше положенных 139 кг) – Соболь едет ненатужно. Главное – держать стрелку тахометра в зеленой зоне (1600–2400 об/мин), активно переключая передачи в новой шестиступенчатой механике. И всё бы хорошо, но избирательность не идеальна: при переключениях приходится долго «прицеливаться».
По салону рассредоточено пять медиаразъемов. Телефон, видеорегистратор, радар-детектор – ничто не останется без питания.
Первая передача очень короткая – чтобы уверенно стартовать в гору при полной загрузке. В большинстве случаев можно спокойно трогаться на второй. Пятая и шестая сделаны повышающими – чтобы снизить расход и шум на магистрали. Непривычно для Соболя ехать 100 км/ч и видеть на тахометре 2100 об/мин.
Что до аппетита, то в среднем получается порядка 11 л/100 км в зимних условиях.
Бывают одноклассники и поэкономичней, но только где сейчас эти одноклассники? И потом, в отличие от них, Соболь NN – автомобиль рамный. Стальной хребет добавляет выносливости при тяжелой эксплуатации, но и весит немало. Так что лишний стакан-другой топлива на сотню – неизбежная данность.
Газелевский задний мост (нового образца, типа Спайсер) получил оригинальные ступицы – под односкатную ошиновку.
ДОРОГАЯ ПЕРЕДАЧА
Сколько лет наши легковые производители строили планы по переходу на шестиступенчатую механику, но дальше разговоров дело не шло. ГАЗ долго не рассуждал, а просто взял и сделал свою коробку.
Все передачи синхронизированные, для снижения вибраций использован тросовый привод переключения. По сравнению с прежней пятиступкой новая коробка держит больший момент: 450 Н·м против 330. Корпус алюминиевый. С левой стороны как опция предусмотрен лючок для монтажа коробки отбора мощности – можно установить гидронасос для привода различных надстроек.
Периодичность замены трансмиссионного масла – раз в 60 тысяч км. Расчетный ресурс составляет 300 тысяч км.
Передаточные числа коробки передач: