Тест шин Michelin X-Ice Snow и Snow SUV: нешипованная безопасность
Десять-пятнадцать лет назад фрикционная резина у российских автолюбителей считалась не более чем позерством столичных пижонов. Для общероссийских климатических и дорожных реалий единственным удачным выбором были колеса шипованные, причем даже неважно какие. Однако прогресс не стоит на месте: «липучки» не просто становятся все популярнее, а уже грозятся потеснить «шиповки» с доминирующих позиций. Журнал «Движок» побывал вместе с компанией Michelin на севере Швеции и протестировал самую свежую фрикционную новинку французского бренда, которая, как уверяет производитель, не теряет сцепных свойств даже в сильно изношенном состоянии.
По статистке, рынок новых зимних шин в России, Беларуси и Казахстане составляет 24 млн единиц. Из них четверть приходится именно на нешипованную резину, причем в южных регионах и, например, на Дальнем Востоке доля «фрикционок» превышает 60%. Неудивительно, что при столь динамично растущей доле подобных зимних шин Michelin решила обновить линейку фрикционной резины, чтобы не упустить поток новых клиентов.
Итак, шина Michelin X-Ice Snow заменяет в ряду такие модели, как X-Ice 3 и Latitude X-Ice 2. Новинка уже доступна в 94 размерах с посадочным диаметром от 14 до 22 дюймов для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Чуть позже добавятся еще 46 типоразмеров.
Michelin X–Ice Snow (слева) и Michelin X–Ice Snow SUV(справа)
При создании этой шины в компании Michelin провели тщательнейший анализ потребностей клиента и выяснили, какие именно характеристики превалируют при выборе фрикционных шин. Так, важнейшими качествами россияне назвали управляемость на снегу и льду, а вот показатель торможения отошел на третью строчку. Чуть меньше наших соотечественников интересует поведение резины в поворотах и сохранение характеристик на протяжении всего периода использования.
Выяснили эксперты и целевую аудиторию нешипованной резины. В России это водитель, который обладает уверенными навыками вождения, ценит тишину в салоне, владеет современным автомобилем с электронными помощниками и передвигается преимущественно по городу.
По заверениям производителя, новая шина Michelin X-Ice Snow заметно эффективнее резины прошлых поколений. Так, сцепление на льду стало лучше на 8%, а на снегу — на 4%. В абсолютных цифрах это расстояние где-то 0,1 метра при тормозном пути примерно 9,5 метра.
Однако это результаты новых шин. У изношенных они еще более показательные. Минимально допустимое значение износа шины согласно ГОСТу составляет не менее 4 мм глубины протектора. И вот в таком виде новая шина X-Ice Snow работает гораздо эффективнее: при торможении на льду преимущество составило уже целых 1,5 метра, а на снегу — 0,6 метра!
В компании провели масштабный тест в период с октября по декабрь 2019 года в Северной Финляндии, имитируя среднегодовой пробег 15 тыс. км. По его итогам оказалось, что в среднем шина X-Ice Snow пройдет минимум на один сезон дольше по сравнению со средним показателем конкурентов. В чем секрет?
В первую очередь в новом поколении резиновой смеси Flex-Ice, которая содержит вкрапления на основе полимеров и обеспечивает эффективную работу шины на льду и снегу на протяжении длительного срока эксплуатации. По заверениям производителя, формула на основе нового поколения эластомеров позволяет сохранять эластичность даже при очень низких температурах и большую жесткость — при умеренных.
Содержащиеся внутри вкрапления на основе полимеров (материала, менее плотного по составу) образуют микронеровности по всей толщине протектора, в результате чего эффективно абсорбируется водяная пленка на льду и создаются дополнительные цепляющие кромки для работы на снегу вне зависимости от износа. Именно такой эффект «обновления поверхности» позволяет резине не терять сцепные свойства даже через несколько сезонов эксплуатации.
Формально шины именуются только как Michelin X-Ice Snow, однако типоразмеры, предназначенные для кроссоверов и внедорожников, маркируются как X-Ice Snow SUV.
Еще одна причина эффективности Michelin X-Ice Snow — два типа новых трехмерных ламелей: П-образные позволяют сохранять необходимую жесткость блока при маневрировании для улучшения свойств управляемости, а ламели переменной толщины эффективно выводят водяную пленку на ледяном покрытии и, забиваясь снегом, обеспечивают «эффект прилипания» на снегу.
П-образные ламели (слева) и ламели переменной толщины (справа)
Кроме того, как и полагается, новая шина получила новый, V-образный рисунок протектора с увеличенной шириной водоотводных каналов и новой формой блоков, которые служат для эффективной «эвакуации» снега и воды из пятна контакта.
Новый V-образный рисунок протектора
Также на эффективность влияет и максимально глубокая ламелизация: форма блоков и водоотводных каналов протектора остается практически неизменной вплоть до минимально допустимой глубины протектора.
В шинах Michelin X-Ice Snow SUV, которые предназначаются для кроссоверов и вседорожников, для особой прочности и управляемости используется принцип двойного каркаса
Однако это все в теории, а как же покажет себя новая шина на практике, да еще в весьма непростых погодных условиях? Для этого мы отправились в небольшой шведский город Умео, где компания Michelin организовала целый ряд тестов новой шины Michelin X-Ice Snow.
«Гражданская» часть теста состояла из поездки по окрестностям шведских деревушек на универсалах Audi, «обутых» в Michelin X-Ice Snow. Несмотря на отсутствие каких-то экстремальных условий, удалось хорошо прочувствовать разницу в работе резины на разных дорожных покрытиях. Под колесами были и нечищеные от снега узкие деревенские грунтовки, и заледенелые подъемы, и сухие участки асфальта. Наибольшую опасность, казалось бы, представляли обледеневшие спуски. Однако фрикционная резина весьма достойно справлялась со своими обязанностями, лишь изредка при полном и резком нажатии на педаль тормоза позволяя вступить в дело ABS.
Снежные участки также не доставили сильных хлопот, хотя изредка автомобилям приходилось «вилять хвостом» при попытках резко ускориться в снежной каше. На холодном асфальте с точки зрения управляемости к шинам вообще претензий не возникло, а тишину в колесных арках отметили все без исключения участники теста.
Подтаявший лед в местах теста превратился в «кашу», идеально имитирующую городскую дорогу, обработанную реагентами, так что шведский тест местами отчетливо напоминал российскую действительность.
Следующий этап испытаний стал самым динамичным и самым увлекательным. Хэтчбеки Volkswagen Golf, «обутые» в Michelin X-Ice Snow, были готовы продемонстрировать сцепные свойства резины на специально подготовленной трассе поверх замерзшего озера. В ходе активных заездов удалось нащупать момент соскальзывания резины с траектории, ощутить разгонные возможности на чистом льду и даже, благодаря теплой погоде, оценить работу покрышек на мокром льду. Без прямого сравнения с конкурентами в таких же условиях определиться сложно, однако убедиться в том, что новые покрышки Michelin X-Ice Snow позволяют ехать активно и при этом безопасно, всегда контролируя поведение машины, нам точно удалось.
Завершающий этап испытаний — фишка компании Michelin, когда сравниваются специально изношенные до максимума шины конкурентов. Уже в таком потрепанном виде они попали на кроссоверы Audi Q5, которые должны были разгоняться по снежно-ледовой каше до 45 км/ч и максимально эффективно тормозить. Для точности замеров каждый автомобиль был оснащен приборами Racelogic. По результатам большой группы участников среднее значение тормозного пути шин Michelin действительно оказалось наименьшим.
Каков итог?
Французская компания в очередной раз подтвердила, почему является одним из мировых лидеров в производстве шин. Во-первых, в очень короткий срок Michelin сумел вывести на рынок обновленные линейки как шипованных (X-Ice North 4), так и фрикционных покрышек. Во-вторых, производители постоянно пытаются улучшить характеристики шин и при этом увеличить лимит их службы, что получается далеко не у всех. Покрышки Michelin X-Ice Snow — одни из тех, что на первый взгляд удачно сочетают оба качества. Ну а о том, какую эффективность проявят шины в России, мы скоро узнаем: комплект Michelin X-Ice Snow уже готовится к длительным редакционным испытаниям.
Michelin X-Ice Snow SUV
Michelin X-Ice Snow SUV — фрикционная разработка, представляющая новое поколение зимних автошин, которая обещает мобильность и безопасность для городских внедорожников в самых суровых климатических условиях. Производитель отмечает, что разработка и тестирование опытных образцов модели проходило в Северной Европе, поэтому она учитывает все возможные погодные условия экстремального зимнего вождения.
В модельном ряду шины Michelin X-Ice Snow SUV (Мишлен Икс-Айс Сноу Сав), появившиеся в преддверии зимнего сезона 2020/2021, заменяют покрышки Michelin Latitude X-ice Xi2, чьё массовое производство стартовало в далёком 2008 году.
Тесты шин Michelin X-Ice Snow SUV, проведенные в декабре 2019-го и январе 2020 года показали, что они в сравнении с предшественницей обладают улучшенными тормозными характеристиками на снегу и льду, причём как в новом состоянии, так после пробега 10000 км, и даже при остаточной глубине протектора 4 мм и 2 мм (тестировались шины размера 235/55 R19 105H XL при помощи Volkswagen Tiguan; тормозной путь на снегу и льду измерялся в скоростных пределах 30-5 км/ч).
Кроме того, тормозной путь шин X-Ice Snow SUV на льду при тех же скоростях почти на 3 метра короче, чем у главного конкурента Nokian Hakkappeliitta R3 SUV (по результатам стороннего теста шин с глубиной протектора 4 мм в размере 235/55R19 105H XL на VW Tiguan; тормозной путь на снегу и льду измерялся в скоростных пределах 30-5 км/ч).
Результаты других независимых тестов, проходивших в Северной Финляндии в период с декабря 2019 года по январь 2020 года, показали, что шины Michelin X-Ice Snow SUV прослужат как минимум на один сезон дольше, чем фрикционные шины-«липучки» других ведущих производителей: Bridgestone Blizzak DM-V2, Continental Viking Contact 7, Nokian Hakkappeliitta R3 SUV, Goodyear UltraGrip Ice WRT SUV и Toyo Observe GSi-5 (тестировались шины размера 235/55R19 105H XL).
Симметричный V-образный рисунок протектора Michelin X-Ice Snow SUV обеспечивает 100%-ное использование пятна контакта для оптимального сцепления на мокрой поверхности, снегу, льду, а также на слякотных дорогах.
Два типа глубоких трёхмерных ламелей увеличивают общую длину активных цепляющих кромок. При этом ламели переменной толщины предназначены для «сушки» льда (за счёт удаления с его поверхности водяной плёнки), объясняет технический специалист Shina Guide и повышения сцепления на заснеженных дорогах, в то время как ламели, напоминающие своей формой литеру «П», ориентированы на повышение жёсткости блоков и улучшение управляемости и манёвренности.
Морозостойкая протекторная смесь Flex-Ice 2.0 оптимизирует тягово-сцепные свойства Michelin X-Ice Snow SUV не только льду, на рыхлом и утрамбованном снегу, но также лучше на мокром и сухом асфальте при более тёплой погоде. Используемые в ней полимеры с микрополостями абсорбируют водяную плёнку на льду и обеспечивают эффективную работу нешипованных шин на снегу на протяжении всего их срока службы.
Благодаря тому, что резиновая смесь при умеренных температурах становится более жёсткой повышается лёгкость качения покрышек. В Michelin заявляют о снижении сопротивления качению X-Ice Snow SUV на 9%.
Также стоит отметить, что в этих зимних шинах для внедорожников используется фирменная технология Michelin под названием EverGrip. Её суть заключается в том, что объём дренажных канавок по мере износа протектора увеличивается, что позволяет шинам, уже длительное время находящимся в эксплуатации, поддерживать высокую устойчивость к аквапланированию.
Легковая версия данной модели называется Michelin X-Ice Snow.