Выжимной подшипник уаз тая
Впервые о супер-надежном сцеплении ТАЯ я услышал из уст легендарного Rodos-M (от Игоря Медведева). Речь зашла о кроссовых машинах, о том, что спортсмены вынуждены после каждой гонки «перетряхивать» свои УАЗы.
Дальше надо рассказывать немного повествовательным тоном 🙂
— И мучались так спортсмены пока не появилось хорошее сцепление!
Но появилось оно не сразу, а рождалось в муках творчества: вначале один тип накладок попробовали — «в клочья», потом другой — тот же результат,и только после длительных испытаний в НТЦ АВТОВАЗа нашли именно такие, чтобы спортсменам хватало на целый сезон. (Переводя на обычного УАЗовода — на всю жизнь машины :))
Конечно, такой рассказ не мог не запомниться! Поэтому когда на выставке Автомеханика 2018 я увидел это сцепление на стенде ООО Дженерал Партс, то сильно заинтересовался — А правда ли оно такое хорошее?
В результате чего и родилась идея проверить это на практике, тем более, что наш тестовый пилот Игорь (Путешественник) почти «добил» свое родное сцепление участвуя в соревнованиях.
Сказано-сделано!
Сцепление с торговой маркой «ТАЯ» теперь идет под другой торговой маркой — «RusDisk», но от этого суть не меняется.
В линейке сцеплений для УАЗ Хантер с двигателем ЗМЗ-409 и КПП Даймос есть две разновидности сцепления: «Комфорт» и «Трофи». Различие их прежде всего в составе комплекта:
«Трофи» более жесткое сцепление, в комплект входит ведомый диск без демпфера холостого хода. Основной демпфер имеет 6 пружин. Применяются ведомые диски с номерами 71537/75834.
У «Комфорт» более легкий «выжим», в комплект входит ведомый диск с демпфером холостого хода, основной демпфер с 4-мя сдвоенными пружинами, применяются ведомые диски 75821/75835.
Комплект сцепления поставляется в картонной коробке с фирменным логотипом компании.
На коробке есть наклейка с указанием конкретной модели сцепления.
Внутри, в полиэтиленовом пакете находится корзина сцепления
А под ней, так же в полиэтиленовом пакете ведомый диск.
В самом низу притаился Гарантийный талон. Он же выполняет функции буклета с описанием производимых компанией комплектов сцеплений.
Лицевая и оборотные стороны Гарантийного талона:
Ведомый диск сцепления версии «Комфорт» комплектуется фрикционными накладками размерностью 240*160мм (внешний диаметр накладки 240мм., внутренний 160мм)
На ступице ведомого диска в пластмассовом корпусе расположен демпфер холостого хода, служащий для устранения стуков в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу.
Хорошо видны четыре сдвоенные демпферные пружины.
На шлицах есть следы установки на вал. Они есть на всех ведомых дисках компании Дженерал Партс, поскольку на линии сборки, на финишной стадии диски проходят стендовый контроль своих параметров и в продажу поступают только те диски, что не имеют отклонения от конструкторской документации.
Фрикционные накладки соединены с диском при помощи заклепок.
Сами фрикционные накладки спирально-навитого типа изготавливаются на растворительной основе из безасбестовых материалов, в них нет тяжелых металлов (свинца) и они имеют вентиляционные канавки для удаления продуктов износа. Вентиляция также способствует охлаждению рабочих поверхностей маховика и плиты нажимного диска.
Раскрывая небольшой «секрет» скажем, что для линейки сцеплений RusDisk с 2008 года используются оригинальные накладки фирмы LuK (Германия). Причем ранее материал накладок разрабатывала другая очень известная немецкая фирма Raybestos, но в 2009 году она вошла в состав LuK, а шифры материалов, чтобы не путать потребителей остались прежние.
В данной комплектации диска «КОМФОРТ» применяется шифр материала накладок В-8805 качества О.Е.М. (О.Е.М. используется для конвейерных поставок, а для вторичного рынка используется материалы качества «Автопроммаркет» — для запасных частей)
Эти накладки имеют стабильный коэффициент трения вплоть до температур в 180-220 градусов Цельсия. Причем, при критической температуре в 250 градусов коэффициент трения становится даже чуть выше, чем при рабочей температуре. И это позволяет сцеплению более длительное время передавать максимальный крутящий момент двигателя не уходя в «пробуксовку».
Также стоит отметить, что материал накладок имеет функцию «самовосстановления».
Если обычные накладки используемые в бюджетных дисках сцепления уже при температуре в 250 градусов Цельсия «рассыпаются», то накладки используемые в RusDisk восстанавливают свои изностно-фрикционные свойства после охлаждения (достаточно просто вовремя провентилировать сцепление).
Может для кого то будет дополнительным фактором в выборе то, что спортивная команда УАЗ для своих машин использует диски сцепления именно с такими накладками компании ООО «Дженерал Партс» торговой маркой «RusDisk».
На сами накладки нанесен логотип компании, тип материала накладок B-8805 и информация о партии изделия. (буква «B» говорит о том, что материал накладок был разработан фирмой Raybestos)
Толщина накладок составляет внушительные 3,8мм
Корзина сцепления проложена лощеной бумагой
Диафрагменная пружина разделена на 15 лепестков.
Лепестки нажимной пружины, которые контактируют с выжимным подшипником закалены ТВЧ и имеют твердость 50-55 единиц по шкале Роквелла (HRC)
Тангенциальные пластинчатые пружины. Их в корзине сцепления три пары по три штуки, выполнены они из термообработанной рессорно-пружинной стали.
Нажимной диск сцепления изготавливается из чугуна Gh190
Подшипник сцепления (муфта сцепления) имеет номер 74606
Подшипник полностью выполнен из металла, никаких пластиковых вставок. Даже обойма сепаратора, в отличии от многих сейчас представленных на рынке выжимных подшипников металлическая. Хотя металл более дорогой и более шумный, зато он не плавится как полиамид при 220 градусах Цельсия и не «спечется» в единый комок при повышенной нагрузке.
Места контакта муфты с вилкой сцепления закалены токами высокой частоты. Твердость лапок муфты составляет не менее 42 единиц по шкале Роквелла (HRC)
Внутри муфты уже заложена консистентная смазка на литиевой основе. Она рассчитана на эксплуатацию до -30 градусов.
Сверху обойма подшипника полностью закрыта
Для того чтобы заменить сцепление нужно снять КПП.
Процесс этот неоднократно описан, поэтому большинство подробностей опустим.
Вначале отсоединяем всю электрику: отсоединяем минусовой провод АКБ от бортовой сети, разъединяем колодку жгута проводов выключателя света заднего хода, колодку датчика скорости, коннектор лямбда-зонда — он вкручен в приёмную трубу («штаны»).
Снимаем рычаги КПП и РК. Демонтируем черепашку (люк из салона)
Снимаем оба карданных вала (помечаем положение в котором они были). Отсоединяем тросик стояночного тормоза (ручника).
Выкрутив два болта, снимаем рабочий цилиндр сцепления, контролируя чтобы толкатель не выскочил из рабочего цилиндра.
Откручиваем два болта крепления стартера.
Откручиваем прижимную планку приемной трубы. Здесь болт скорее всего придется срезать, потому как он всегда закисает.
Отсоединяем приемную трубу.
Можно разъединить КПП и РК чтобы снять их по отдельности. Но мы снимали все в сборе.
Откручиваем болт крепления коробки к траверзе, поддомкрачиваем КПП и демонтируем поперечину рамы
Откручиваем болты крепления КПП, они имеют разную длину, поэтому их не надо путать.
Разъединяем КПП и двигатель.
Откручиваем старую корзину сцепления и снимаем её вместе с диском сцепления.
Заводское сцепление имеет индекс корзины 406-1601090-05.
Сцепление прошло 60тыс. км. в достаточно суровых условиях эксплуатации.
Осматриваем поверхность маховика.
Если есть следы выработки (допуск по документации не более 0.10мм глубиной), то обязательно нужно маховик проточить (помня, что шероховатость поверхности не выше 2.5 по Ra и на глубина проточки не более 1.00мм, любой грамотный токарь знает что это такое) или заменить маховик на новый.
В противном случае каждая десятка ( 0.10мм ) износа маховика в глубину снижает ресурс сцепления с накладками В-8805 на 10 000км, еще и появится вибрация автомобиля при трогании. При большой выработке рабочей поверхности маховика (глубиной порядка 0.6-0.9мм.) возможна даже пробуксовка сцепления (это при новом то комплекте сцепления!).
Так, что внимательно отнеситесь к исправности маховика!
В нашем случае выработка была незначительной, задиров, трещин и прижогов не было.
Выпрессовываем старый подшипник маховика, устанавливаем вместо него новый.
Очищаем вал от грязи, проверяем состояние вилки сцепления.
Примеряем новый выжимной подшипник.
Для установки нового сцепления, в качестве оправки, используем первичный вал от разобранной когда то КПП (но можно использовать оправку, которая продается в магазине запчастей)
Прикладываем корзину к маховику без ведомого диска и проворачиваем ее до полного совпадения крепежных отверстий маховика и корзины. Ставим метку совместимости любым маркером на обоих деталях.
Корзина ставится только в единственном положении! На корзине компании ООО «Дженерал Партс» отмечено установочное координатное отверстие выштамповыным знаком «Y».
Затем с применением центрирующей оправки устанавливаем ведомый и нажимной диски сцепления совмещая отмеченные маркером установочные точки.
Закрепляем корзину сцепления закручивая крепежные болты последовательно на 1-2 оборота с шагом 120 градусов по окружности до полного соприкосновения корзины к маховику.
Окончательный момент затяжки болтов 2.5-3 кгм.
Прикручиваем КПП с РК на место действуя в обратном порядке.
Испытания сцепления RusDisk компании Дженерал Партс идут полным ходом. И хотя планировалось, что в основном автомобиль будет ездить и соответственно тестировать сцепление в путешествиях, но так уж получилось, что сейчас тесты проходят в жестких условиях соревнований. Надеемся, что сцепление не подведет!
Выжимной подшипник уаз тая
1. Штатное сцепление LUK на машинах 2008 …2010 г. и с середины 2013 г. по настоящее время.
1. Штатное сцепление от ЗМЗ на машинах 2010…2013 г.в.
Сцепление откровенно слабое, много отрицательных отзывов.
2. Штатное заводское сцепление (за исключением периода экспериментов с вариантом выше).
много положительных отзывов. В зависимости от условий эксплуатации, на этом сцеплении можно накатать 40000…20000 км до замены. Оптимальный вариант для тех, кто машину на сильное бездорожье не загоняет.
«Родной ЛУК безупречно накрутил мне 122000 км, и работал бы ещё столько же, если бы я, по собственной дури не спалил его на песчанном пляже. Ни секунды не задумываясь, я поменял его на такой же ЛУК, и ни разу не пожалел. Сгоревший опорный подшипник первичного вала заменил на более широкий, из-за небольшой выработки носка первичного вала. Выжимной подшипник должен быть короткий с буртиком, как на картинке выше, и желательно заводского производства.»
3. Усиленное сцепление SACHS от BMW 635/735:
Самое крепкое, мощное, долговечное (и, к сожалению, самое дорогое) сцепление. Много положительных отзывов.
Дошли вот руки наконец то вкорячить сцепление SACHS от БМВ.
Ощущения — хорошо! Пропали вибрации ниже 2000обмин. Остались вибрации и небольшой рык когда пытаешься ускоряться с 1000 оборотов и до 1500 плавно стихают. Дальше — хорошо. Тихо Наконец то стало комфортно ездить по городу 65кмч на 4ой, когда обороты в районе 1800-2000. Раньше приходилось пилить на 3ей ибо рычало-дребезжало ужоскаг
Педаль сцепления стала тугая. Очень. По сравнения с штатным ЛЮКом и стоявшим до этого Валео. Однако, за день вроде малость приработалась или нога левая прикачалась, кажется педаль стала чуть мягче. Буду продолжать наблюдение. Очень интересно после прикатки сцепления полазить по песочку, будет ли вибрация при залезании в песочную горочку как раньше или нет.
Кому интересно:
Комплект
3000 458 001
по отдельности
3082 147 032
1852 149 132
Выжимной подшипник из комплекта не подходит, надо использовать штатный от старого сцепления
ЗЫ. Одна дырка на корзине слегка не совпадает. Надо будет напильником проточить полсантиметра.
ЗЗЫ. Интересно, как быстро помрет рабочий циллиндр сцепления. Усилие то на педали стало больше
4. Сцепление SACHS от ГАЗели с китайским дизельным двигателем Cummins:
Аналогично предыдущему варианту, но ощутимо дешевле. Много положительных отзывов.
В последнее время начало напрягать сцепление, появились биения и гул. Передачи втыкались с трудом. Решено было произвести замену.
После вдумчивого изучения вопроса, остановился на следующем комплекте:
— Диск сцепления ведомый SACHS 201878005456 Cummins ISF 2.8 УМЗ Газель Бизнес
— Корзина — SACHS 063082001150 TYP MF 242 Cummins ISF 2.8 УМЗ Газель Бизнес
— Подшипник выжимной (муфта) усиленная «ТРОФИ» ТАЯ 74606 (31605-1601180 узкий вал)
— Подшипник носка первичного вала коробки передач (в маховике): (6203.2RS) TORQUE
Оно очень мягкое. Нет, оно кажется очень мягким. На самом деле оно такое, как надо. Это с непривычки после заводского так кажется.
Ну и естественно пропали все посторонние шумы и вибрации, передачи включаются как по маслу. Хотя почему «как»? Ведь теперь все собрано и смазано толковыми людьми и как положено, а не криворукими … эээ… не могу подобрать цензурного синонима для уазовских сборщиков.