Руководству VW долго не давали покоя успехи конкурентов из Германии и Японии в сегменте внедорожников. Наконец, концерн приступил к созданию своего проходимца. К работе привлекли специалистов из Porsche. И вот в 2002-м свет увидел Touareg – первый внедорожник в истории VW, удивлявший публику самой передовой на тот момент начинкой и возможностями. Интерьер новинки по качеству отделки мог дать фору многим моделям бизнес-класса. А система доступа в салон и запуска двигателя без ключа казалась тогда революционной. Touareg великолепно держался на асфальте – почти как легковая модель. Но при этом не выглядел беспомощным как паркетники на бездорожье. Ведь уже в «базе» у этой машине есть раздаточная коробка, понижающая передача и блокировка межосевого дифференциала. Кроме того, можно было получить за доплату блокировку дифференцила и регулируемую пневмоподвеску, которая в зависимости от дорожных условий может менять дорожный просвет.
Престижный, модный, многофункциональный… Отличный автомобиль, не правда ли? Однако многие владельцы Touareg первых годов выпуска так не считают. На своем горьком опыте они давно убедились: внедорожник от VW побил все мыслимые рекорды по количеству так называемых «детских болезней». Многие из них удалось вылечить лишь совсем недавно. Так стоит ли связываться с подержанным Touareg, пусть даже и в отличном состоянии?
Кузов и подвеска
Кузов довольно стойко выносит все издевательства, которые уготованы машине российскими коммунальными службами. Ржавых внедорожников VW вы не увидите. Между тем дорожная соль часто приводит к сбоям в системах электрооборудования.
Подвеска у Touareg может быть двух типов – обычная (с пружинами) и пневмо. К сожалению, ни та, и другая не отличаются надежностью. Особенно огорчала обладателей фольксвагеновских «проходимцев» пневматика. Пневмобаллоны не отличаются долговечностью и быстро трескаются. Давление в системе падает, компрессор начинает работать с удвоенной силой. Порой «умирает» и одна из стоек. Водитель замечает проблему не сразу. В итоге приходится менять и баллоны, и загнанный как скаковая лошадь компрессор. Стоимость этой процедуры – несколько тысяч долларов.
Стоит еще отметить, что передние рычаги и наконечники рулевых тяг редко способны выдержать пробег более 70 тыс. км. А если вы часто выезжаете на бездорожье, делите эти цифры на два… Впрочем, справедливости ради заметим: срок жизни деталей задней подвески – втрое больше. Однако перед покупкой доскональная диагностика подвески обязательна. Иначе рискуете отдать за ее переборку до $4.000.
Двигатели и трансмиссии
Скорее всего, покупателю подержанного Touareg придется делать ставку на версию с 3,2-литровым мотором мощностью 220 или 240 л.с. Именно таких машин больше всего на вторичном рынке России – есть из чего выбирать. Однако возможности этого двигателя на довольно тяжелом внедорожнике устроят далеко не всех. Гораздо реже встречаются у нас в стране модификации с 4,2-литровым V8 (310 л.с.) С ним Touareg уже не кажется тихоходом. Есть еще и настоящие монстры – 12-цилиндровые версии мощносью 420 л.с. Впрочем, с ними покупателям подержанных автомобилей с ограниченным бюджетом лучше не связываться – чересчур дороги зверюги в обслуживании. Да и выбирать, в общем-то, не из чего: таких машин на нашем рынке – единицы.
Бензиновые моторы можно было бы считать надежными, если бы не досадные недоработки. Например, на 3,2-литром двигателе к 80 тыс. км может потребовать замены цепной привод ГРМ. Хотя на автомобилях других марок он выдерживает 300-500 тыс. км!
Нельзя не упомянуть и о дизельных версиях – в последнее время они становятся все популярнее. Чаще всего покупатели выбирают самую доступную – с 2,5-литровым двигателем мощностью 175 «лошадок». Такая машина на трассе почти не уступает собрату с бензиновым 3,2-литровым агрегатом. Однако у многих автомобилей с таким дизелем уже к 80-100 тыс. км пробега мотор требует полной переборки! Наверное, вы догадались, что это не самое дешевое удовольствие. Поэтому при покупке «дешевых» дизельных модификаций требуется самая тщательная диагностика. При малейших подозрениях следует отказаться от «выгодной покупки»…
Встречаются машины с 3-литровым V6 – однако пока это совсем новая версия для нашего рынка и данных о возможных «подводных камнях» у механиков нет. Хотите играть в лотерею – ваше дело. Не имеет смысла рассматривать дизельную версию с 5-литровым V10 – опять-таки, машин таких на рынке мало, к тому же расходы на обслуживание на фоне более доступных версий выглядят неадекватными.
В отличие от более-менее надежных моторов (они хоть доживают до 100 тысяч км), трансмиссия стала настоящей головной болью владельцев Touareg. Сначала дилеры едва успевали менять по гарантии раздаточные коробки. Причина этих бед – некачественная муфта, которая в буквальным смысле слова рассыпалась… Затем сервисменам пришлось в массовом порядке ремонтировать автоматические коробки передач. В половине случаев причиной рывков при переключениях стал сбой программы – ее лишь нужно было «перепрошить». В другой – приходилось менять блок управления АКПП. Автомобилей с ручными коробками (а они, как правило, не ломаются) в России практически нет.
Что еще?
Многими системами Touareg управляют компьютеры. «Сырая» электроника очень часто дает сбои, которые проявляются самым неожиданным образом. Может не слушаться владельца, а жить своей собственной жизнью, климат-контроль. Неожиданно разрядиться новый аккумулятор. «Заглючить» система запуска двигателя кнопкой. Таких примеров можно приводить очень много. А способ лечения только один – поездка к дилеру для очередной «перепрошивки» несовершенной программы.
Впрочем, может отказаться «перепрошиваться» приборная панель – тогда (если машина уже не на гарантии) приготовьте $3.000.
Резюме экспертов
Престижный автомобиль, который довольно уверенно себя чувствует как на асфальте, так и на бездорожье. Эту машину можно сравнить со сложным компьютером. Так много в ней передовых систем и электроники. Однако «компьютер» (который «программисты» VW до сих пор доводят до ума) периодически «виснет», постоянно раздражая владельца своими капризами. Впрочем, покупатели подержанного Touareg в этом видят очевидный плюс – благодаря славе не самого надежного автомобиля он стоит на вторичном рынке намного дешевле японских одноклассников. За три года этот внедорожник теряет половину своей стоимости. Так стоит ли с ним связываться? Однозначного ответа не будет. Впрочем, если вы владеете собственным сервисным центром VW, наверное, есть смысл рискнуть.