Маленькие да удаленькие: выбираем российские «каблучки»
Что делать, если денег не хватает даже на легковой автомобиль, а нужен грузовичок? Небольшой развозной автомобильчик с кузовом для бизнеса таких же размеров. У американцев с этим делом все гораздо проще. Кредит в банке – и дорогущий Ford F-150 стоит у ранчо. В России такой вариант обычно не используют, предпочитая небольшие отечественные грузовички.
Отечественные коммерческие легкие пикапы даже в мегаполисах и крупных городах многократно превосходят числом своих американских и японских полнорамных собратьев-пикапов, с которыми их объединяет лишь название. То, что у нас сейчас подразумевают под словом «пикап», уже давно вышло из разряда «рабочих лошадок» и стало, скорее, предметом достатка успешных людей с определенными жизненными взглядами и образом жизни. А отечественные пикапы больше похожи на рабочего пони. Но, тем не менее, трудятся они с успехом.
Легкие отечественные пикапы, в народе – «каблучки» и «пирожки», это, пожалуй, один из самых рациональных, эффективных и в то же время бюджетных вариантов транспортного обеспечения наших индивидуальных предпринимателей, небольших коммерческих организаций, в общем, всех тех, кому требуется дешевый транспорт для перевозки небольших объемов. Легковой автомобиль с грузовым кузовом грузоподъемностью от 350 до 650 кг оказывается достойной альтернативой грузовым и полугрузовым минивэнам, легким китайским и корейским грузовичкам.
Потому что он хороший.
Надо признаться, что не всегда вид кабины легкового автомобиля в сочетании с откровенно грузовой термобудкой (как у ВИС-23452) вызывает положительные эмоции. Конструкция выглядит откровенно топорно, аляповато и неестественно. Но, если это не только ездит, но и приносит прибыль, то экстерьер можно не замечать. Каковы же плюсы этих средств, предназначенных не только для передвижения?
Иж-2715 не производят уже почти 15 лет
• Цена – ниже не бывает: 350 – 400 тысяч российских рублей за новый полугрузовик-«полулегковик». А в недалеком прошлом был вариант еще дешевле. АвтоЗАЗ «Таврия-Пикап» (Запорожец) украинского производства, в ограниченном количестве поступавшие на российский рынок, можно было приобрести всего за 3500 у.е. (120 000 руб.). Сейчас эти «каблучки» найти непросто, а цена за приличные экземпляры доходит до 150 000 руб.
• Низкая стоимость эксплуатации:
– Техническое обслуживание мало чем отличается от обслуживания обычных отечественных легковых автомобилей. Стоимость расходников, запчастей и работ получается значительно ниже, чем у любого импортного аналога.
– Небольшой расход топлива. Автомобили, как правило, оснащены бензиновыми двигателями. Заявленный расход 8-9 л на 100 км в смешанном режиме. Груженые пикапы по понятным причинам потребляют больше.
– Полная пригодность к самостоятельному техническому обслуживанию. Этому способствует постоянное наличие расходных материалов и запасных частей в любых российских регионах; отсутствие необходимости использования специализированного оборудования, инструмента, специфических деталей.
• Возможность гаражного хранения. Для легковых пикапов достаточно обычного стандартного гаража.
Осталось обратить внимание на высокую маневренность, неплохую скорость и экономичность погрузочно-разгрузочных работ, с которыми легко управится сам водитель, как и с большей частью мелких и не очень неисправностей в пути. И, даже если ликвидация поломки вызовет затруднение, вызывать эвакуатор не придется: для буксировки на тросе достаточно любого легкового автомобиля.
Из минусов наиболее значимыми являются:
• Невысокая грузоподъемность, всего 500 – 700 кг. Если надо больше, то от идеи эксплуатации легкового пикапа лучше сразу отказаться.
• Минимальный комфорт, который, по сравнению с иномарками, попросту отсутствует.
Легковые пикапы отечественного производства объединяет следующая деталь: все они собраны на базе легковых серийных автомобилей. Они мелкосерийно производятся либо самими заводами, либо их дочерними компаниями или совместными предприятиями.
В настоящее время в любом регионе, включая Москву, специально не акцентируя внимание, наткнешься то на «ВИС-2345», то на «ВИС-2347», то на «ИЖ-27175». Попадаются и украинские «Богдан 2310». А иной раз и легендарного дедушку «ИЖ-2715» и другие раритеты из Страны Советов можно встретить. Да, старички еще бегают, но сравнивать их с современными моделями явно нецелесообразно.
Пикап ВИС с кабиной от «Самары» уступил место аналогичной модели, сделанной с применением элементной базы Lada Granta
Некоторые различия в конструкции, агрегатах и комплектующих дают каждому из современных пикапов те или иные преимущества, что оказывает влияние на расчетные условия эксплуатации.
Рассмотрим подробнее, какие преимущества у наиболее ходовых моделей, к которым можно отнести упомянутые ВИС-2345, ВИС-2347, ИЖ-27175 и украинский Богдан 2310, и, соответственно, где лучше их использовать.
Технические характеристики
«Самопал» от «АвтоВАЗа»? В сети показали редкий ВАЗ-2104 пикап
Была бы «болгарка», а практичность «сотворим». Истоки «колхозинга» найдены.
Редкая машина столь же практична, как «Жигули» в кузове универсал. Например, «Двойка» или ВАЗ-2104 – легковые автомобили, которые «трудились» и перевозили много грузов, от мешков с картошкой, до стройматериалов и бытовой техники. Вместимость и выносливость автомобилей ставила их практически вровень с грузопассажирскими фургонами.
Однако «тарахтевшие» и пылившие грузы в салоне мешали, и «АвтоВАЗ», тогда еще прислушиваясь к пожеланиям и потребностям автомобилистов, решил сделать из «Четверки» еще более практичный автомобиль – пикап. Решение нужно было найти и реализовать «на скорую руку» и с минимальными затратами, без долгого и дорогого перепроектирования. В итоге «обрезали» кузов «Четверки», получив легковой грузовичок – редкую модель ВАЗ-2104 пикап, который продемонстрировали на YouTube-канале «Ретрорембаза 77». Впоследствии доработкой грузовой вариации автомобиля занялся ВИС, но это уже «другая» машина.
На самом деле от пикапа у ВАЗ-2104 пикап только схожий вид. Это «чистый «обрезок», — так охарактеризовали пикап эксперты, ведь готовый, в наличии «четверошный» кузов просто «обрезали», а задние двери заварили. «Четверки»-пикапы выпускались единично для служебных целей, потому не получили распространения из-за несовершенства конструкции.
Воплощение же идеи пикапа, что называется, без лишних «заморочек», просто и ясно, едва ли не с помощью «болгарки», долгое время многих загоняло в тупик. Когда такой пикап встречали на улице, думали, что это гаражный «самопал», и не могли предположить, что это заводское решение, «дешевое и сердитое», «бессмысленное и беспощадное», как и в целом «кулибинский» «вазотюнинг».
«У нас в городе такой агрегат ездил, я думал, что это «самопал», «Самоделка от сотрудников завода, метал возить. В коллекцию не годится! Какое качество тут может быть?», «Нынче такой видел на дороге. Думал самоделка», «Помню такой пикап, доводилось ездить», «В конце 70-х и самом начале 80-х много было пикапов на базе 01, 011, 02. Приделывали кунги, обшивали кожзамом или целиком металл, задние сидения и даже открывались двери. Исчезли незаметно к концу 80-х», — комментируют пользователи.
В Сети вспомнили об уникальной версии пикапа ВАЗ-21043-33
Вазовские «Жигули», ставшие одним из самых успешных продуктов в истории нашего автопрома, имели массу интересных модификаций под разные нужды. Очевидно, что среди них были и те, о которых мало кто слышал – например, пикап ВАЗ-21043-33.
Первый экземпляр редчайшей модели был собран фирмой «ВАЗинтерсервис» (входила в состав АвтоВАЗа) в 1993 году. Тогда он и получил индекс ВАЗ-21043-33, позволяющий не проходить сертификацию и выпускаться под тем же ОТТС, что и существующее семейство ВАЗ-2104.
Грузоподъемность таких «Жигулей» с учетом двух человек в салоне достигала 300 кг, а загружать их можно было прямо через задний борт – благо, он был откидной. Впрочем, были и недостатки: например, большие колесные ниши и опорные чашки пружин, из-за которых грузовая платформа существенно потеряла в полезной площади. Кузов же, даже несмотря на дополнительные «усилители», все равно получился менее жестким, чем у обычной «четверки» (ВАЗ-2104).
Мелкосерийный выпуск ВАЗ-21043-33 «Жигули» на мощностях «ВАЗинтерсервиса» продлился всего четыре года – до 1997 года. В дальнейшем модель заменили более современными аналогами под брендом «ВИС», которые, к слову, до сих пор выпускают в Тольятти.
ВИС-2345
В 1997 на свет появился полурамный ВИС-2345, занявший место ВАЗ-21043-33. На сей раз это была собственная разработка «ВАЗинтерсервиса», что нашло отражение в индексе модели. Кардинальное отличие от предыдущей модели пикапа заключается в наличии унифицированной полурамы (опробованной к этому времени на модели ВИС-2346), которая приварена к лонжеронам кабины. Кабина автомобиля представляет собой стандартный передок ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107, обрезанный за средней стойкой, к которой в свою очередь приварена задняя стенка, которая может быть как глухой, так и иметь остекление в верхней части. Автомобили первых лет выпуска комплектовались стандартными «пятерочными» зеркалами заднего вида, но впоследствии, учитывая существенно выступающие габариты кузова, автомобиль получил увеличенные зеркала заднего вида. В отличие от стандартного ВАЗ-2104, ВИС-2345 получил принципиально иную заднюю подвеску на продольных рессорах, что позволило поднять грузоподъемность пикапа (примечательно, что ВИС-2345 первых лет выпуска имели рессоры, проходящие под ведущим мостом. Впоследствии крепление рессор стало более привычным – над мостом). Автомобиль, как и ВАЗ-2104, имел классическую заднеприводную компоновку. Коробка передач на пикапе использована стандартная ВАЗовская, соответственно передаточные числа в ней не изменялись. Равно как не изменилась и главная передача ведущего моста с передаточным отношением i=3,9. Для увеличения полезного объема кузова база автомобиля была увеличена на 375мм по сравнению с легковым прародителем, но при этом радиус разворота стал составлять 6,9 метра. вид сзади
Учитывая отсутствие багажника как такового, запасное колесо было перемещено в кабину позади спинки пассажирского сиденья. Топливный бак разместился сразу за кабиной в раме, при этом топливная магистраль, ведущая к заправочной горловине, выведена наружу по правому борту. Двигатель на ВИСе первоначально использовался стандартный, объемом 1,5 литра, но с 2006 года автомобили комплектуются двигателями объемом 1,6 литра.
Окраска машин по договору с АвтоВАЗом производится в его окрасочных камерах в те же цвета, в которые окрашиваются легковые ВАЗы. Первоначально пикапы (кабина и рама) окрашивались только обычными автоэмалями, но с 2010 года пикапы ВИС, наряду с «классикой», могут окрашиваться и в металлик.
Грузоподъемность базового бортового варианта составляет 350 кг (490 кг с учетом веса водителя и пассажира).
В зависимости от исполнения различаются три комплектации пикапов ВИС-2345:
ВИС-2345-0000001 – полурамное шасси, предназначенное для установки кузовов силами потребителя
ВИС-2345-0000010 – бортовой пикап с кузовом из алюминиевого профиля и тремя откидывающимися бортами — базовый вариант
ВИС-2345-0000012 – бортовой пикап с пластиковой надстройкой над алюминиевым кузовом
Сборка этих автомобилей (наряду с ВИС-2346) в августе 2000 года была также налажена на Киевском авторемонтном заводе №5. В настоящее время пикапы семейства ВИС-2345 занимают две трети в объеме выпуска предприятия. Десятитысячный пикап ВИС-2345 был выпущен уже 23 января 2004 года – им стал ВИС-2345 с пластиковой надстройкой над кузовом.