Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей УАЗ
Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии, уменьшения интенсивности износа деталей, предупреждения возникновения неисправностей и их выявления для своевременного устранения. Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивают постоянную техническую готовность автомобиля и снижают потребность в ремонте. При выявлении неисправности работы механизмов, посторонних шумов, стуков или вибраций, а также нарушений регулировок и прочих неисправностей водитель обязан немедленно принять меры к их устранению независимо от срока очередного технического обслуживания. Техническое обслуживание проводить на пунктах или площадках технического обслуживания или в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих обслуживающему персоналу необходимые условия для работы. Отсутствие нужного оборудования и комплексных стационарных или подвижных средств технического обслуживания не является основанием для изменения объема, периодичности и условий проведения обслуживания автомобиля.
- Внешним осмотром проверить комплектность автомобиля, состояние кузова (кабины) и платформы, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, окраски, замков дверей, рамы, рессор, амортизаторов, колес и шин. Осмотреть место стоянки и убедиться в отсутствии подтеканий топлива, масла, охлаждающей и тормозной жидкости. Устранить обнаруженные неисправности, количество охлаждающей жидкости, масла, топлива и тормозной жидкости довести до нормы.
- Проверить действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителя.
- Проверить свободный ход рулевого колеса и состояние тормозов.
- Проверить уровень масла в картере двигателя. При безгаражном хранении автомобиля в холодное время года по окончании работы на линии слить воду из системы охлаждения.
- В теплое время года заправить водой бачок омывателя ветрового стекла.
- Если автомобиль эксплуатировался в особо пыльных условиях или преодолевал броды и участки дороги, залитые жидкой грязью, заменить или очистить фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя.
- После поездки вымыть автомобиль, если он эксплуатировался на грязных или пыльных дорогах.
- Выполнить работы, предусмотренные ЕО.
- Проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.
- Проверить свободный ход рулевого колеса, зазоры в шарнирах рулевых тяг, в шкворневых соединениях; проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, крепление рычага поворотного кулака, шаровых пальцев, шаровых опор к кожухам полуосей, сошки руля, затяжку гаек крепления наконечников и устранить обнаруженные неисправности.
- Проверить величину свободного и рабочего ходов педали тормоза; при необходимости произвести регулировку тормоза и его привода.
- Проверить крепление приемной трубы глушителя и ее подвески.
- Проверить крепление колес, состояние шин и давление воздуха в них, при необходимости подкачать воздух.
- Проверить крепление ведущих фланцев ступиц и фланцев полуосей.
- Проверить крепление приводов управления коробкой передач, раздаточной коробкой и при необходимости подтянуть резьбовые соединения.
- Проверить крепления фланцев переднего и заднего карданных валов к фланцам валов раздаточной коробки и при необходимости подтянуть крепление.
- Очистить аккумуляторную батарею от грязи; прочистить вентиляционные отверстия в пробках; проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду.
- Проверить натяжение ремня вентилятора и крепление генератора.
- Выполнить все указания таблицы смазки, предусмотренные для ТО-1.
- Выполнить работы, предусмотренные ТО-1.
- Проверить работу сцепления и свободный ход педали сцепления. При необходимости отрегулировать привод управления сцеплением.
- Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между коромыслами и клапанами.
- Проверить крепление двигателя, масляного картера двигателя, верхней и нижней частей картера сцепления.
- Проверить крепление радиатора и его облицовки, жалюзи, распорных тяг.
- Проверить осмотром герметичность системы охлаждения, исправность и крепление насоса системы охлаждения и вентилятора, состояние, ремня вентилятора.
- Очистить генератор и стартер от грязи и масла и проверить состояние коллектора и щеток стартера. При необходимости продуть полость генератора и стартера сжатым воздухом и проверить их крепление. Отрегулировать натяжение ремня вентилятора.
- Проверить крепление впускного и выпускного трубопроводов.
- Очистить поверхность свечей, катушки зажигания датчика-распределителя и проводов высокого напряжения от грязи и масла. Проверить состояние проводов высокого и низкого напряжения. Снять свечи зажигания и проверить их состояние. При необходимости электроды зачистить и отрегулировать зазор между ними.
- Проверить степень заряженности аккумуляторной батареи по напряжению элементов под нагрузкой. При необходимости снять батарею для подзарядки. Проверить крепление аккумуляторной батареи в гнезде.
- Проверить крепление карбюратора и топливного насоса, устранить неисправности. Отрегулировать частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу.
- Проверить крепление картера и сошки рулевого механизма.
- Проверить и при необходимости отрегулировать зацепление червяка и ролика рулевого механизма.
- Проверить величину схождения передних колес, при необходимости отрегулировать.
- Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза. При необходимости снять барабан, проверить износ тормозных накладок, разобрать, промыть и смазать разжимной и регулировочный механизмы.
- Проверить осмотром состояние рамы, рессор, подушек рессор, чашек, хомутов и амортизаторов. При необходимости устранить неисправности. Ослабленные заклепки чашек и хомутов рессор переклепать.
- Проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес.
- Снять тормозные барабаны и очистить тормоза. Проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок и крепление тормозных щитов.
- Проверить состояние трубопроводов тормозной системы и тормозных цилиндров.
- Установить тормозные барабаны и отрегулировать зазоры между тормозными барабанами и колодками.
- Проверить крепление ведущих фланцев ступиц и фланцев полуосей.
- Проверить крепление крышек подшипников ведущих шестерен переднего и заднего мостов.
- Проверить крепление коробки передач на картере сцепления и раздаточной коробки на коробке передач.
- Проверить зазоры в подшипниках ведущей шестерни главной передачи переднего и заднего мостов и при наличии устранить.
- Проверить крепление фланцев карданных валов.
- Проверить крепление кузова (кабины) и платформы к раме.
- Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение тросов стеклоподъемников передних дверей.
- Проверить крепление топливных баков.
- При необходимости отбалансироватъ колеса.
- Прочистить через каждое ТО-2 шланги и промыть керосином детали закрытой системы вентиляции картера двигателя.
- Очистить воздушный фильтр и его фильтрующий элемент от пыли и грязи. Промыть керосином сетку пламегасителя внутри крышки фильтра. Заменить через каждое ТО-2 фильтрующий элемент на новый.
- Выполнить все указания таблицы смазки.
- Поставить заслонку подогрева рабочей смеси газопровода в положение «лето».
- Слить отстой из топливных баков.
- Снять электродвигатели отопителя и стеклоочистителя, проверить состояние коллектора и щеток, промыть и смазать подшипники.
- Промыть систему охлаждения.
- Произвести замену масел в агрегатах на летние сорта, предусмотренные таблицей смазки.
- Заслонку подогрева рабочей смеси газопровода поставить в положение «зима».
- Промыть топливные баки и топливные фильтры.
- Произвести замену масел в агрегатах на зимние сорта, предусмотренные таблицей смазки.
- Подготовить к работе пусковой подогреватель двигателя (при его установке).
- Проверить работу системы отопления и вентиляции кузова (кабины).
- Проверить работу жалюзи. Устранить неисправности и смазать тягу.
- Промыть или заменить воздушньй фильтр вакуумного усилителя тормозов.
3.1. Перечень работ по то автомобиля уаз-3303
3)Состояние элементов передней и задней подвесок, их резиновых и резинометаллических шарниров, втулок и подушек, состояние шарниров рулевых тяг, защитных чехлов рулевого механизма, шкворней и механизма переключения передач;
4)Герметичность систем охлаждения, питания и гидравлического привода тормозов, состояние шлангов, трубок и соединений;
5) Герметичность уплотнений узлов и агрегатов;
6) Уровень охлаждающей жидкости;
7) Состояние и натяжение ремня привода генератора;
8) Состояние корпуса аккумуляторной батареи, его крепления, уровень и плотность электролита;
9) Работу регулятора напряжения, генератора, освещение, световую и звуковую сигнализацию, контрольные приборы, отопитель, очистители и омыватели стекол;
10) Наличие посторонних стуков и шумов двигателя, сцепления, коробки передач, карданных валов и переднего и заднего мостов;
11) Свободный ход педали сцепления;
12) Зазоры в подшипниках ступиц передних и задних колес;
13) Регулировку стояночного тормоза;
14) Уровень тормозной жидкости;
- Подтянуть крепления головки блока;
- Подтянуть крепления агрегатов, узлов и деталей шасси и двигателя;
- Отрегулировать зазоры в газораспределительном механизме;
- Отрегулировать обороты холостого хода с контролем токсичности отработавших газов;
- Заменить масляный фильтр и масло в картере двигателя;
- Заменить в коробке передач, раздаточной коробке и в переднем и заднем мосту;
- Отрегулировать углы установки передних колес;
- Проверить надежность соединений наконечников проводов, крепящих их хомутов и закрепить;
- Отрегулировать направление световых пучков фар;
3.2. Используемые эксплуатационные материалы
В процессе ТО используется следующая номенклатура эксплуатационных материалов: 1. Система смазки двигателя, включая масляный фильтр моторные масла : М-8В (SAE 15W20), М-6з/12Г (SAE 20W30), М-5з10Г1, М-4з/6В1 (SAE 15W30) 2. Система охлаждения двигателя — Тосол А-40М, Shell safe. 3. Тормозная система- ТОМЬ; РОСА; РОСА-3; РОСА-ДОТ-4; Нева. 4. Система питания — Автомобильный бензин А-76. 5.Картер коробки передач- Трансмиссионные масла ТСп-15К, ТАД-17И, ТАП-15В (SAE 90), ТСп-10 (SAE 75W), масло марки «Р». 6. Амортизатор подвески — Жидкость для амортизаторов АЖ-12Т. 7. Бачок омывателя ветрового стекла – Смесь воды со специальной жидкостью ОБЗОР, ГЛАССОЛ или стеклоомывающая жидкость АСПЕКТ 8. Шарниры рулевых тяг – ЦИАТИМ-201, ШРУС-4. 9. Ограничители открывания дверей — Смазка ШРУС-4 10. Клеммы и зажимы аккумуляторной батареи, замочные скважины дверей и двери багажника — Автосмазка ВТВ-1 в аэрозольной упаковке.
3.3. Определение производственной программы по тр
При расчете производственной программы используем «Положение о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и «Отраслевые нормы технологического проектирования». Производственную программу по трудоемкости текущего ремонта рассчитываем на год. Определяем удельную нормативную скорректированную трудоемкость: где t н тр = 3,6 чел∙ч/1000 км – нормативная трудоемкость для эталонных условий эксплуатации и базовой модели; k1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации; k2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава; k3 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий; k4 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от числа технологически совместимого подвижного состава; k5 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий хранения подвижного состава. Определяем годовой пробег автомобиля: где Драб. г. – число рабочих дней в году, Драб. г.=305; αт – коэффициент технической готовности, αт=0,8; lсс – среднесуточный пробег одного автомобиля, lсс=200 км; Суммарный пробег всего парка автомобилей за год: где Ан=150 ед – количество автомобилей в парке. Объем работ текущего ремонта всего парка автомобилей за год: По данным ОНТП-01-91, объем работ по ремонту агрегатов составляет 18 % от трудоемкости ТР в целом по автомобилю. Поэтому, зная годовой объем работ по всему парку автомобилей, можно определить трудоемкость ТР за год только по ремонту агрегатов: Определим объем работ ТР заднего моста за год, который составляет в среднем 20% от общего объема агрегатных работ: Трудоемкость текущего ремонта заднего моста за сутки в среднем составит: