Когда сломается вазовский вариатор — разбор эксперта
Изначально этот вариатор разрабатывался для японских кей-каров, которые едва ли не вдвое легче Лады. Эксперт объяснил, достаточный ли запас прочности у агрегата.
Около года назад на автомобили Волжского автомобильного завода стали устанавливать вариатор JF015E производства японской фирмы Jatco. Устройство это далеко не новое, впервые на машинах альянса его стали применять более 10 лет назад. Он устанавливался на множество моделей Renault и Nissan. Среди них – Qashqai, Juke, Sentra, Tiida, Arkana, Fluence, Kaptur, Megane.
Особенности конструкции
В отличие от всех остальных вариаторов разработки фирмы Jatco, у которых все изменения передаточного отношения происходит за счет работы ремня на разных радиусах конусов, в JF015E ряд передаточных отношений конусов используется дважды.
Такое необычное техническое решение реализовано благодаря двухрядному планетарному механизму, обеспечивающему две передачи для движения вперед. Диапазон работы этих передач немного перекрывается. При разгоне средней интенсивности примерно до 60 км/ч работает первая ступень, а после – вторая. На режимах разгона с полностью нажатой педалью газа этот момент переключения смещается в сторону больших скоростей. Кстати, как происходит это переключение, зависит от программного обеспечения, подбираемого к каждой модели автомобиля.
Зависимость передаточного отношения вариатора JF015E (CVT7) от скорости и нагрузки. Диапазон работы первой (красный сектор) и второй (синий сектор) передач.
Подмоченная репутация
Владельцы автомобилей с вариаторами CVT7, произведенными до модернизации 2015 года, порой имели много проблем. Агрегат считался капризным и не всегда беспроблемно эксплуатировался больше 100 000 км. При резкой манере езды и отсутствии грамотного обслуживания сложности могли начаться еще до 50 000 км пробега.
Основные дефекты вариатора JF015E (CVT7), начиная с самых массовых:
1. Разрушение подшипника входного вала. Шариковый подшипник с небольшой допустимой нагрузкой разрушался зачастую задолго до окончания гарантийного срока. Шум от него хорошо слышен в нейтрали и паркинге при работающем двигателе. По мере набора скорости хуже различим на фоне других шумов.
2. Разрушение подшипников конусов. Звук слышен на нейтрали и паркинге потому, что, в отличие от других моделей вариаторов, конусы вращаются всегда при работающем двигателе, ведь фрикционы включения передач расположены после блока конусов. Благодаря таким особенностям шумы от разрушения подшипников входного вала и конусов диагностируются очень хорошо на слух.
3. Обрыв солнечной шестерни. Эта часть планетарного механизма отвечает за движение вперед. Машина теряет возможность ехать вперед, но может отползти назад. По опыту, такие разрушения могут начаться при пробегах в несколько десятков тысяч километров.
4. Разрушение планетарного механизма. Дефект возникает обычно при сравнительно больших пробегах, приближающихся к 100 000 км.
5. Нарушение работы гидроблока. Это вызывает неверное натяжение и, соответственно, пробуксовку ремня. Пробуксовка ремня увеличивает количество продуктов износа в рабочей жидкости, что ухудшает ситуацию. В результате окончательно зависают клапаны гидроблока и насоса.
Сам по себе гидроблок достаточно надежен, но часто становится жертвой металлических частиц, нарушающих его работу.
6. Срыв барабана, по которому датчик определяет обороты вала – сбивается алгоритм работы вариатора.
Все вышеперечисленные дефекты особенно часто возникали у вариаторов, выпущенных до 2015 года. Потом постепенно было внедрено несколько модернизаций, но достоверной информации о том, в каком порядке и на какие машины устанавливалась модернизированная версия, нет. Можно уверенно сказать лишь то, что подшипник входного вала повсеместно заменили роликовым, имеющим гораздо больший ресурс. А еще усилили солнечную шестерню, но устанавливают такую далеко не на все автомобили.
Гаражный миф
Бытует мнение, что вариатору на Весте и Иксрее живется легче, потому что это автомобили малого класса. Но снаряженная масса Весты с ниссановским мотором Н4М и вариатором составляет 1230 кг — не так уж и мало. К примеру, кроссовер Nissan Juke легче всего на 5 кг, а Renault Kaptur тяжелее Весты на 50 кг. В общем, я бы не стал делать скидок на малость и легкость Лады.
Компактный ниссановский кроссовер с таким же силовым агрегатом имеет даже меньшую, чем у Весты, снаряженную массу.
Что показало вскрытие?
На товарные автомобили Lada Vesta устанавливают вариаторы, у которых из отмеченных слабых мест устранено только одно: на входном валу установлен роликовый подшипник. Тут все хорошо. Но солнечная шестерня тоненькая, не усиленной конструкции. И ремень применен самой слабой, 72-й серии. Артикул детали 901072. Все остальные конструктивные недочеты вариатора тоже сохранились.
Надо признать, что ресурс вариатора на Весте вряд ли будет больше, чем на Nissan Juke. Можно рассчитывать как минимум на 100 000 км беспроблемного пробега.
Как продлить жизнь вазовскому вариатору?
Прежде всего, не пренебрегать заменой жидкости в вариаторе. Сервисмены рекомендуют производить эту операцию не реже чем раз в 45 000 км пробега. При этом инструкция к машине советует делать это после 120 000 км пробега. Причем замена должна быть полноценная, с тремя вытеснениями, заменой фильтра тонкой очистки, промывкой фильтра грубой очистки. Обязательно нужно избавить от прицепившихся частиц два магнита в поддоне. Еще сервисмены советуют применять жидкость NS-2 вместо рекомендованной инструкцией NS-3.
Ну и, конечно, – бережная эксплуатация. Не стартовать с каждого светофора как в последний раз, не буксовать подолгу в грязи и стараться не перегружать трансмиссию в сильную жару.
В комментариях поделитесь, какие у вас были проблемы с вариатором JF015E.
Фото: фирмы-производители и «За рулем»
Вариатор Nissan JF015E
Трансмиссия JF015E производится «Jatco» — дочерней компанией Nissan. Данный вариатор ставился на автомобили:
— Nissan: Juke, Tiida, Sentra, Note, Micra, Qashqai, Cube;
Модель вариатора позиционируется как поколение, сменившее JF011E, но с акцентом на меньшие объемы двигателей и бюджетные модели автомобилей. Jatco JF015E устанавливается с 2011 года и применяется до настоящего времени.
Как и у всех вариаторов, основные компоненты – это шкивы (конусы) с ремнем, гидротрансформатор, насос и стартовый пакет с планетарным редуктором.
Основные отличия между передне- и полноприводными модификациями:
- по корпусу;
- по конструкции гидротрансформатора;
- разные установочные места под датчики числа выходных оборотов ведущего и ведомого конусов (с внутренней стороны блока дифференциала;
- наличие датчика давления масла на гидроблоке;
- стандартная приводная шестерня больше по диаметру и с большим количеством зубьев;
- первичный вал сидит на шариковом подшипнике, а не на роликовом + без тефлонового напыления.
Основные неисправности вариатора JF015E.
Средний ресурс трансмиссии JF015E в условиях мегаполиса – около 100 тысяч километров пробега.
В первую очередь, при нагрузках и перегреве вариатора неисправности подвергается его насос. Все дальнейшие разрушения коробки являются уже следствием.
В насосе имеется перепускной клапан, подпружиненный с внешней стороны. Под давлением масла клапан поднимается. При наличии задиров в клапане, он начинает подклинивать. Тем самым не создается давление и нарушается работа ремня по шкивам. Образуются задиры (борозды) на шкивах и ремне.
Клапан насоса JF015E. На клапане отчетливо видны задиры.
В процессе дефектовки вариатора оценивается состояние ведомого и ведущего шкивов. Если шкивы в нормальном состоянии – они подвергаются процедуре шлифовки. Если шкивы имеют критичные задиры, то приходится отправлять шкивы под замену.
Критичный износ шкива JF015E. Шкив — под замену.
Ремень JF015E при малейших задирах также идет под замену.
При малых пробегах в районе 60-70 тысяч километров и выше срывает солнечную шестерню. Когда шестерню обрезает – автомобиль перестает ехать вперед. Таким образом, если автомобиль назад едет, а вперед – нет, то по такому симптому однозначно делается вывод о поломке солнечной шестерни вариатора.
Если владелец автомобиля сразу обратил внимание на данный симптом и предоставил машину в сервис – будет производиться частичный ремонт, связанный с заменой солнечной шестерни.
Бывает также, если автовладелец сразу не обращает внимание на неисправность вариатора и не обращается в сервис, в результате износа шкивов и образовании продуктов износа разбивает подшипник, ступицу и входной вал коробки. Стоимость ремонта – растет.
Диагностика вариатора JF015E
На большинство вопросов о причинах неисправности можно ответить сразу после первичной диагностики. Если проблема в насосе – выскакивает соответствующая ошибка по давлению насоса, пробуксовка по передаточному отношению.
Также снимается поддон и на магнитных уловителях смотрится наличие продуктов износа. Обилие стружки в поддоне свидетельствует о необходимости серьезного ремонта вариатора. Когда срезает шестерню – в поддоне стружка отсутствует.
Солнечная шестерня JF015E
При малейших признаках неполадок с вариатором, следует сразу же воспользоваться эвакуатором. Даже не думайте добраться до сервиса своим ходом! Чем дольше Вы эксплуатируете неисправный вариатор – тем дороже будет ремонт.
Ремонт вариатора JF015E
Ремонт солнечной шестерни с обновлением всех расходников и гарантией 1 год обходится в районе 70 тыс. руб. Капитальный ремонт вариатора JF015E с годовой гарантией без ограничения по пробегу составляет в районе 100-110 тыс. руб.
После ремонта ресурс вариатора ничем не уступает ресурсу новой коробки с завода. При ремонте ставятся модернизированные клапаны, которые даже более надежны, чем штатные. Клапан насоса разворачивается под больший диаметр. По гидроблоку также есть ряд компонентов, которые меняются на более мощные. Ставится усиленный гидротрансформатор. Конусы шлифуются. Если есть хоть малейшее подозрение на скорую поломку конуса – он просто меняется. Аналогично оценивается состояние солнечной шестерни. Ремень всегда ставится новый.
При капитальном ремонте крайне желательно заменить теплообменник вариатора. Стружка от продуктов износа оседает на контуре теплообменника и вымыть ее достаточно затруднительно.
Стоит ли покупать б/у вариатор JF015E?
По статистике нашего техцентра, зачастую сразу после установки б/у вариатора JF015E к нему имеются нарекания, либо «бэушка» вообще не запускается. К тому же подержанный вариатор совсем недешев – стоимость только самой коробки составляет 60-70 тыс. руб.
Покупая б/у трансмиссию, в нее желательно залить 8 литров свежего масла, обновить фильтр-картридж. Не забываем про стоимость снятия и установки. Совокупные затраты, таким образом, составят около 80 тыс. руб. с гарантией от двух недель, до месяца. Задумайтесь перед такой покупкой!
Обслуживание вариатора JF015E
Вопреки заверению производителя о том, что трансмиссия необслуживаемая, следует производить регулярную замену масла. Первые две замены производить каждые 60 тысяч км. пробега. Последующие замены в условиях образования все больших продуктов износа– каждые 30 тысяч км. пробега. Путем замены масла, из вариатора удаляется стружка, которая забивает гидравлику, насос и гидротрансформатор.
При замене масла нужно быть осторожным во время монтажа/демонтажа стакана масляного фильтра — можно легко повредить резиновое кольцо.
Уровень масла выставляется с помощью щупа.
Замена масла в вариаторе, который уже подает признаки неисправности, не просто не помогает, а в 90%случаев вредит еще больше! Это не «классический автомат», в котором масло где-то и может вымыть продукты износа из клапанов гидроблока.
Плюс ко всему, нужно следить за охлаждением вариатора. Помимо теплообменника для прогрева АКПП за счет антифриза в зимнее время, на JF015E стоит отдельный радиатор. Данный радиатор стоит слева под крылом автомобиля и его следует почаще промывать от дорожной грязи. Забитый радиатор приводит к перегреву вариатора.
При эксплуатации автомобиля в жарком климате и регулярных пробках можно подстраховаться и установить дополнительное охлаждение вариатора JF015E. В этом случае, добавляется еще один контур с отдельным радиатором.
Автовладельцу не следует забывать, что любая машина на вариаторе JF015E – это, в первую очередь, городской автомобиль. Нагрузки бездорожья и осенне-весенней распутицы вариатору противопоказаны. Любая пробуксовка и нагрузка при застревании авто приводит к перегреву, к резкому износу шкивов. Стружка от шкива и ремня, образовавшаяся при пробуксовке, попадает в насос и приводит к заклиниванию клапана и неизбежному ремонту.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 152-59-99.