7 причин популярности кроссоверов
Автоэксперты давно уже стали заниматься вопросом небывалой популярности кроссоверов. В чем же их секрет?
Автоэксперты давно уже стали заниматься вопросом небывалой популярности кроссоверов. Особенно тем фактом, что наибольшим спросом пользуются моноприводные автомобили. То есть, самые настоящие «псевдопроходимцы». И специалисты выявили 7 причин успеха.
Почти все кроссоверы, за исключением разве что некоторых «китайцев», имеют привлекательный внешний вид. Даже те автомобили, которым выезд на серьезное бездорожье противопоказан, выглядят как заправские «гряземешалки». У них и приличный дорожный просвет, и обвесы. В общем, сойдет для сельской местности.
Особенно выигрышно кроссоверы смотрятся на фоне современных седанов и хэтчбеков, которые от года к году становятся похожими друг на друга. И в этом нет ничего необычного или странного, поскольку мода диктует определенные условия. Никто не хочет рисковать и оказаться в проигрышной ситуации. А кроссоверы предоставляют возможность для эксперимента. Кто мог представить, что весьма спорный Nissan Juke сумеет сорвать банк? Ему пророчили провал. Не сбылось.
Похожая история и с корейскими кроссоверами от Kia и Hyundai, выгодно выделяющимся на фоне конкурентов. И если у Hyundai есть некий корпоративный стиль, которому более или менее соответствует вся линейка авто, то у Kia… Когда корейцы презентовали новое поколение популярного Sportage, то только ленивый не сравнивал его с покемоном. И что? Народ все равно потянулся в салоны. Поскольку авто отличается экстерьером от собратьев.
Из-за размеров и соответствующей высокой посадки, большинство кроссоверов имеют достойную обзорность. Чем, например, не могут похвастаться бюджетные седаны или «зажигательные» хэтчи. По тем же причинам многие авто класса SUV отличаются меньшим количеством «слепых зон».
Есть, конечно, и исключения. Например, все тот же Kia Sportage предыдущего поколения, отличающийся малой площадью остекления. Или, скажем, Jeep Cherokee. Но в нем эти недостатки компенсируются продвинутыми электронными помощниками.
Если не брать в расчет автомобили из Поднебесной, то корейские, японские, американские и европейские кроссоверы, как правило, показывают высокие результаты в различных краш-тестах. Например, Volvo XC60 удостоилась высшей оценки «Pick Top Safety+» от Страхового института дорожной безопасности (IIHS). Или же популярный Nissan Qashqai, то и дело попадающий в рейтинги самых безопасных авто. Тоже самое относится и к Mitsubishi Outlander, у которого уже в базовой комплектации аж 7 подушек безопасности. Собственно, специалисты, упомянутого выше IIHS, уже неоднократно замечали, что даже самые безопасные и напичканные электроникой седаны, все равно уступают в этом аспекте кроссоверам.
Тут ситуация не такая однозначная. Если не брать в расчет субкомпактные кроссоверы (их еще называют «мини»), то автомобили класса SUV по своей вместительности явно обходят стандартные легковушки. Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV-4 и многие-многие другие являются чуть ли не идеальными семейными автомобилями для выезда за город. А ведь есть и еще более крупные и вместительные авто, так же относящиеся к кроссоверам. Яркий тому пример, Toyota Highlander и Nissan Pathfinder. Когда-то они «обитали» в когорте полноценных внедорожников. Но в погоне за прибылью руководство компаний пустило их «под нож», превратив в просто больших «псевдопроходимцев».
Понятно, что и традиционная легковушка справится с прицепом. Вот только вряд ли она сможет увезти что-то тяжелое и габаритное без вреда для своего здоровья. А вот кроссоверы могут (опять же, не будем вспоминать условные Opel Mokka или Peugeot 2008).
Большинство кроссоверов средней руки запросто справятся и со снегоходом, и лодкой, и даже кемпером. Только здесь важно не только знать способности своего авто, но и понимать их. Например, Subaru Forester способен утащить что угодно, но это «что угодно» запросто может в ближайшем будущем сказаться на его вариаторе. В общем, нужно знать меру и технические особенности своего «стального коня».
Многие современные кроссоверы моноприводные. И даже если полный привод есть, то он, скорее, выполняет функцию иконки на бардачке. Одно его присутствие просто благоприятно влияет на психику владельца авто. Мол, если вдруг что, то он «затащит». Да, на занесенной снегом парковке или на легком грязевом бездорожье, полный привод поможет. Но если дела чуть хуже, то все. Яркий тому пример, Peugeot 4008, который запросто может встать при преодолении маловодного брода, просто из-за того, что колеса «испугаются» ила. Или же Skoda Yeti. Этот кроссовер может «затупить» даже в самой безобидной ситуации. Но в общем, конечно, проходимость у авто SUV, конечно, лучше, чем у седанов или хэтчбеков.
Лидерами в плане экономичности горючего являются, конечно, субкомпактные кроссоверы. Например, Ford EcoSport, оснащенный 1,6-литровым мотором, в смешанном цикле потребляет примерно 6,6 литров бензина на 100 километров пробега. А у Suzuki SX4 даже при подключенном полном приводе в условиях городской эксплуатации расход не превышает 9 литров на «сотню».
Соответственно, у более крупных кроссоверов расход выше. Но все равно он не превышает психологические отметки. По-другому дела обстоят, скажем, с полноценными «проходимцами», такими как Mitsubishi Pajero или Volkswagen Touareg, где свыше 20 литров топлива на 100 городских километров – это норма.
Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас во ВКонтакте и Facebook.
Почему автомобили-кроссоверы так хорошо продаются
Вы тоже заметили на сколько больше на дорогах и парковках стало кроссоверов за последние 10 лет? Это не только российская тенденция, автомобилисты выбирают кроссоверы вместо седанов и универсалов по всему миру. По результатам мировых продаж кроссоверы сейчас на пике популярности. Чем универсальный переходный формат между внедорожником и легковым автомобилем так зацепил покупателей? — Давайте разбираться.
Моду на этот формат транспортного средства задала японская компания Toyota, представив более 30 лет назад модель RAV Four. Название расшифровывается «автомобиль для активного отдыха», и в техническом оснащении удачно сочетались элементы внедорожника (подвеска, полный привод) и возможность комфортной езды по асфальтированным дорогам. Автомобили Toyota не зря всегда в топе самых продаваемых, умеют там угадывать тренды.
Нельзя сказать, что до Toyota другие производители не «изобретали» кроссовер. Автомобильный рынок существует за счет продаж, и автоконцерны находятся в постоянном поиске новых решений. «Прикрутить» полный привод универсалу пытались довольно часто, иногда получались удачные решения. Взять, например, отечественную «Ниву», изначальная задумка оказалась настолько передовой, что выпускается уже 46 лет.
Как только не называют кроссоверы: и «паркетники», SUV, CUV и J-класс. Но для ясности перечисли основные особенности этих автомобилей, являющихся промежуточным вариантом между полноценным внедорожником и исключительно дорожным моно приводным седаном.
- Несущий кузов (а не рамный как у внедорожников)
- Комфортный салон с хорошей обзорностью
- Увеличенный по сравнению с городскими моделями клиренс и ход подвески
- Полный привод (но чаще не постоянный, а подключаемый)
Почему же на автомобильном рынке покупатели выбирают кроссоверы (и покупатели готовы за них переплачивать):
1. Универсальность. Но большая чем у кузова «универсал». Это, пожалуй, основной посыл от автопроизводителей, и одна из главных причин покупки у практичных покупателей. У кроссовера большой багажник, трансформируемый салон, рейлинги на крышке. Погрузить можно больше, и на дачу проехать не дожидаясь пока высохнет грязь на грунтовке. А выехать из нечищенного от снега двора зимой не составит проблем. А по трассе на дальние расстояния: высокая посадка, хорошая обзорность и безопасность (за счет массы и размеров).
Но за универсальность нужно платить: больше при покупке в салоне, больше на заправке и мойке, больше за резину и ТО. Да и проходимость «в поле» не сравнится с рамным внедорожником с «честным» приводом типа part-time. А на трассе управляемость хуже приземистого и более легкого седана.
2. Мода. В автомобильном мире хорошо видны психологические законы, управляющие поведением человека. Мода на кроссоверы частично навязана голливудскими фильмами. И сами производители будут делать все возможное для повышения продаж нового формата. Реклама (в том числе скрытая) в авто индустрии развита лучше, чем мы думаем.
3. Размер. В среднем кроссовер чуть больше хэтчбека (хотя может иметь с ним одну платформу). Можно комфортнее разместить пассажиров, увести больше груза. Да и обладать большей машиной престижнее, как с размерными классами у животных, от психологии не уйти.
У нас в стране частично спрос на «солидные» кроссоверы обусловлен желанием обладать большей машиной за меньшие деньги (принцип «казаться, а не быть»). Куплю, что бы быть не хуже соседа и на дороге «уважать» будут. А полный привод ни разу за год не подключался, а зачем, если кроссовер ни разу не съезжал с асфальта.
Россияне пересаживаются на кроссоверы
Почему растет популярность авто с высоким клиренсом и полным приводом
Кроссоверы и внедорожники заняли больше двух третей российского рынка. Доля продаж авто этого типа превысила 68%, сообщили в «Автостат Инфо». В июле россияне купили 66 тыс. подобных машин, что в 3,5 раза больше, чем за тот же месяц 2022 года. Причем 46 тыс. из них — китайского производства. Девять из 10 самых популярных моделей кроссоверов и внедорожников тоже китайские. Единственной отечественной стала Lada Niva, которая заняла первое место по продажам. На втором и третьем месте расположились Chery Tiggo 7 Pro и Haval Jolion.
Развернуть на весь экран
Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Доля кроссоверов в России увеличивается в основном из-за расширения продаж брендов, которых раньше на рынке не было, считает главный редактор журнала «Автопанорама» Станислав Павлов:
«Такой большой процент продаж в последнее время связан с тем, что из России ушли одни компании, а на смену им пришли новые игроки. Они провели маркетинговые исследования и пришли к логичному выводу, что в РФ первым делом надо везти кроссоверы и внедорожники. То есть автомобили с большим клиренсом и иногда с полным приводом.
Как дилеры пытаются удовлетворить спрос на подержанные авто
Думаю, что этот процент может еще немножко подрасти, но потом разбавиться автомобилями других типов. Среди машин, которые завозятся по так называемому параллельному импорту, доля кроссоверов может быть еще больше».
Два года назад в топе популярных кроссоверов и внедорожников в России, помимо Lada Niva, были Renault Duster, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. Теперь ни одной из этих моделей нет даже в двадцатке самых продаваемых авто этого класса. Между тем кроссоверы люкс- и премиум-сегмента в Россию продолжают поставляться, хотя и в заметно меньших объемах.
“Ъ FM” спросил у учредителя компании «Автодегустатор» Арарата Мардояна, который занимается оптовыми продажами авто по параллельному импорту, какие «санкционные» модели сейчас наиболее популярны, и сколько они стоят:
«Спрос упал на кроссоверы С-класса и выше. Если мы говорим про санкционные модели, очень большую популярность всегда имела немецкая тройка — BMW X5, X6, Audi Q7, Q8, Mercedes-Benz GLE, GLS, GL. Также пользовались популярностью Maserati, Porsche. Завоз, логистика — все стало очень сложным. Дилеры в основном делали упор именно на кроссоверы, потому что они быстро продаются.
Какие машины нельзя будет ввозить в Россию
Что касается ценового диапазона, любую цену, которую мы получаем от поставщика перед продажей, в среднем умножаем на 1,5. Например, цена на BMW X5, X6 перед ввозом в РФ варьируется от €80 тыс. до €150 тыс. Audi Q8, Q7 — от €70 тыс. до €110 тыс. Вот эти цены умножаются на 1,5, и после этого уже формирует их стоимость для продажи или дилерам, или даже конечному потребителю.
Где-то €150-160 тыс. такие авто будут стоить после растаможки. И у дилеров исторически маржинальность — 5-6%. Но это сейчас настолько неконтролируемый процесс, у каждого разные источники. Один дилер может купить по одной цене, второй — по другой».
Этим летом спрос на подержанные авто существенно вырос, рассказывали “Ъ FM” представители отрасли. Одна из причин — в повышении утильсбора на новые машины, в результате чего их конечная стоимость могла увеличиться на несколько сотен тысяч рублей. Из-за этого россияне обращали большее внимание на вторичный рынок. “Ъ” сообщал, что там цены пока резко не выросли, но, по словам дилеров, удорожание неизбежно.