- Особенности конструкции раздаточной коробки УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Замена масла в раздаточной коробке
- Возможные неисправности раздаточной коробки и методы устранения
- Повышенный шум в раздаточной коробке
- Затруднено переключение передач
- Самовыключение передачи при движении или неполное включение передач
- Утечка масла
Особенности конструкции раздаточной коробки УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Раздаточная коробка состоит из чугунного картера с крышкой, который четырьмя болтами крепится к задней стенке коробки передач через отверстия опорной пластины.
Центрирование раздаточной коробки обеспечивается по наружному кольцу двухрядного шарикового подшипника вторичного вала коробки передач.
Крышка и картер соединены болтами, зафиксированы от смещения двумя штифтами, и заменяются только в сборе.
К задней части раздаточной коробки крепится механизм стояночного тормоза.
В картере на подшипниках качения размещены ведущий и промежуточный валы, а также валы привода заднего и переднего мостов с прямозубыми шестернями.
Ведущим валом является шлицевой конец вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня раздаточной коробки со шлицевым венцом.
Соосно с ведущим валом на двух шариковых подшипниках смонтирован вал привода заднего моста.
Между подшипниками размещена винтовая шестерня привода спидометра.
Шестерня привода заднего моста выполнена заодно с валом и имеет внутри шлицевое отверстие.
Промежуточный вал вращается на роликовом (без внутреннего кольца) и шариковом подшипниках.
На промежуточном валу выполнена промежуточная шестерня понижающей передачи и установлена шестерня включения переднего моста, скользящая по шлицам вала.
Вал привода переднего моста выполнен заодно со своей шестерней и установлен в нижней части картера на двух шариковых подшипниках.
На шлицевых концах валов привода мостов закреплены фланцы карданных передач.
Сверху раздаточная коробка имеет лючок, закрытый крышкой.
Механизм управления раздаточной коробкой состоит из двух штоков с вилками, установленных в крышке.
Вилки входят в проточки ведущей шестерни и шестерни включения переднего моста.
Вилки скользят по неподвижным штокам и имеют внутри шариковые пружинные фиксаторы.
Два рычага управления коробкой связаны с вилками через подвижные штоки и поводки.
Между этими штоками размещен блокировочный шарик, который не позволяет включить понижающую передачу, если отключен передний мост.
Раздаточная коробка смазывается маслом, залитым в картер.
Для заливки и слива масла служат два отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой.
Концы валов привода мостов уплотнены резиновыми манжетами, а крышки и лючок картера — паронитовыми прокладками.
При включении прямой передачи ведущая шестерня смещается по шлицам ведущего вала назад до входа ее шлицевого венца в шлицевое отверстие шестерни вала привода заднего моста.
Крутящий момент передается напрямую с вала на вал и на задний мост.
Если при этом шестерня включения переднего моста сдвинута по шлицам промежуточного вала назад, она зацепляется одновременно с шестернями валов привода заднего и переднего мостов, имеющими одинаковое число зубьев.
Валы привода мостов будут вращаться в одном направлении с одинаковой частотой, обеспечивая полный привод автомобиля.
При смещении шестерни включения переднего моста вперед, передний мост отключается.
При этом шестерня включения переднего моста выходит из зацепления с шестерней привода переднего моста, но остается в зацеплении с шестерней привода заднего моста (более широкой).
Промежуточный вал вращается вхолостую, обеспечивая разбрызгивание масла и смазку деталей.
Нельзя включать передний мост при отключенных муфтах передних колес.
Не включайте передний мост при движении по дорогам с сухим твердым покрытием.
Это приводит к ускоренному изнашиванию шин, деталей трансмиссии и увеличенному расходу топлива.
Для включения понижающей передачи ведущая шестерня смещается вперед до ее зацепления с промежуточной шестерней понижающей передачи.
При этом шестерня включения переднего моста обязательно находится в зацеплении с шестернями валов привода мостов, что обеспечивается механизмом управления.
Крутящий момент передается через ведущую шестерню на промежуточный вал и далее на обе шестерни валов привода мостов.
Благодаря тому, что промежуточная шестерня больше ведущей, а шестерни валов привода мостов больше чем шестерня включения переднего моста, раздаточная коробка работает как редуктор (передаточное число — 1,94*) и сила тяги на ведущих колесах возрастает.
Включать понижающую передачу можно только после полной остановки автомобиля.
При перемещении ведущей шестерни в среднее положение, она не зацепляется ни с одной из шестерен и крутящий момент на колеса не передается (нейтральная передача).
На части автомобилей устанавливается модернизированная раздаточная коробка с более мелким модулем зубьев шестерен и уменьшенным до 1,47 передаточным числом.
Она полностью взаимозаменяема с коробкой прежней конструкции
Раздаточные коробки, предназначенные для установки с четырех- и пятиступенчатыми коробками передач не взаимозаменяемы
Замена масла в раздаточной коробке
Масло из раздаточной коробки сливаем сразу после поездки, пока оно прогрето
Лучше всего заменять масло сразу и в коробке передач и в раздаточной коробке
Подготавливаем автомобиль и устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву
Подставляем емкость под отверстие для слива
Шестигранником на 12 откручиваем пробку сливного отверстия и сливаем масло в емкость
Если отработавшее масло темного цвета или в нем заметны частицы металла, промываем раздаточную коробку, для чего заворачиваем пробку, очистив ее магнит от стальной стружки
Масло может иметь темный цвет не только в результате изнашивания деталей, но и изначально, например, при добавках дисульфида молибдена или графита
Затем шестигранником на 12 откручиваем пробку заливного отверстия
Масляным шприцем заливаем в коробку примерно 0,5 л смеси трансмиссионного или моторного масла (70–80 %) с керосином или дизельным топливом (20–30 %) и заворачиваем пробку заливного отверстия
Подставив под мосты упоры, вывешиваем одну сторону автомобиля или автомобиль целиком.
Включив первую передачу, пускаем двигатель на 2–3 мин.
Установив автомобиль на колеса, полностью сливаем промывочное масло (продолжительность слива не менее 5 мин).
Очищаем еще раз пробку сливного отверстия и заворачиваем ее
Выкрутив пробку заливного отверстия, масляным шприцем заполняем раздаточную коробку трансмиссионным маслом (0,7 л)
Заворачиваем пробку заливного отверстия.
Проверяем уровень масла в коробке передач и при необходимости доливаем
В процессе эксплуатации возможно перетекание части масла из коробки передач в раздаточную коробку через подшипник вторичного вала коробки передач. Выравнивать уровни масла в агрегатах не требуется
Одновременно с заменой масла, смазываем ось рычагов управления раздаточной коробкой, для этого:
Сдвигаем резиновый чехол на рычагах вверх и шприцем нагнетаем любую пластичную смазку в пресс-масленку оси рычагов
Возможные неисправности раздаточной коробки и методы устранения
Повышенный шум в раздаточной коробке
— Износ зубьев шестерен — смятие или выкрашивание рабочих поверхностей
Заменить изношенные детали
— Ослабление гаек соединения раздаточной коробки с коробкой передач или болтов крепления крышек подшипников раздаточной коробки
Затянуть все болты и гайки. Если после этого шум не прекратится, раздаточную коробку следует разобрать и устранить неисправность
Заменить изношенные подшипники
— Недостаточный уровень масла или масло слишком жидкое
Заменить масло (одновременно и в коробке передач). После слива масла картеры коробки передач и раздаточной коробки промыть смесью масла с керосином
Затруднено переключение передач
— Неодинаковый радиус качения шин переднего и заднего мостов
Установить шины с равной степенью износа. Довести давление в шинах до рекомендуемого
— Заедание в шлицевом соединении ведущего и промежуточного валов
Зачистить заусенцы, забоины, коррозию или заменить детали. Смазать соединение
— Забоины на зубьях малого венца ведущей шестерни от ударов при включении. Изогнут шток вилки переключения
Устранить забоины и заусенцы, шток выправить или заменить детали
— Заедание рычагов переключения на оси
Разобрать рычаги переключения, промыть ось и смазочные каналы. Смазать и собрать рычаги с осью
Самовыключение передачи при движении или неполное включение передач
— Износ подшипников, вызывающий перекос валов
Заменить изношенные подшипники
— Увеличенный зазор в шлицевом соединении шестерни с валом
Подобрать шестерню по шлицам вала для обеспечения минимального зазора при свободном перемещении по шлицам
— Неполное включение передач из-за погнутости деталей механизма переключения или забоин на шестернях и шлицах
Выправить деформированные детали или заменить, забоины зачистить, обеспечить полное фиксированное включение шестерен
— Ослаблена работа фиксатора из-за износа деталей или потери упругости пружины
Заменить изношенные детали
Утечка масла
— Повреждение прокладок в разъемах картера, крышек подшипников и в соединении раздаточной коробки с коробкой передач, ослабление заслонки пробок
Заменить поврежденные прокладки, затянуть пробки
— Ослабление гаек и болтов, крепящих крышки подшипников, крышку картера и соединяющих раздаточную коробку с коробкой передач
Подтянуть гайки и болты в местах утечек
— Изношены или повреждены манжеты валов
— Трещины или повреждение заглушек штоков механизма переключения или заглушки гнезда переднего подшипника промежуточного вала
Заменить или расчеканить заглушки в их гнездах