- Отопитель Уаз-31512 и Уаз Хантер, устройство, особенности, работа отопителя, естественная и принудительная вентиляция салона.
- Похожие статьи:
- Инструкция по замене радиатора отопителя в УАЗ Хантер
- Как устроена система отопления УАЗ Хантер
- Неисправности, возникающие в работе радиатора отопителя
- Процесс замены радиатора отопителя
Отопитель Уаз-31512 и Уаз Хантер, устройство, особенности, работа отопителя, естественная и принудительная вентиляция салона.
Система вентиляции и отопления салона автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 и Уаз Хантер очень проста и примитивна как по устройству, так и по принципу действия. Отопитель со своей простейшей системой распределения воздуха одновременно, тем или иным образом, участвует как в работе системы отопления, так и в работе системы вентиляции салона УАЗ.
Отопитель салона автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 и Уаз Хантер.
Штатный отопитель автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 и Уаз Хантер представляет собой крайне примитивную установку, состоящую из короба с заслонками, в котором находится радиатор, электродвигатель с крыльчаткой и дополнительное сопротивление.
Незамысловатая система распределения поступающего воздуха включает в себя воздухозаборник с механическим приводом управления, два сопла обдува ветрового стекла, два гофрированных шланга и заслонки короба отопителя.
На автомобилях Уаз Хантер, с 2010 года в конструкцию отопителя добавлен пластиковый короб, каталожный номер детали 3151-8101231, который устанавливается между лючком воздухозаборника и радиатором отопителя и предназначен для сбора и отведения дождевой воды попадающей в отопитель при открытой крышке лючка воздухозаборника.
Дождевая вода попадающая через лючок воздухозаборника в этот пластиковый короб сливается наружу через резиновый шланг проходящий к перегородке моторного отсека внутри салона.
А вода или конденсат изнутри отопителя сливается через второй резиновый шланг, находящийся в нижней части его корпуса и также выведенный в моторный отсек через отверстие в его перегородке.
Установка пластикового короба 3151-8101231 сильно понизила интенсивность поступающего в салон набегающего потока воздуха при движении автомобиля и ухудшила естественную вентиляцию, зато дождевая вода уже не попадает на горячий радиатор отопителя и не образует пара в салоне, который оседает изнутри на стеклах. Кроме того, этот короб препятствует попаданию непосредственно в отопитель, а через него и в салон, большей части пыли, песка и грязи.
Вентиляция салона автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 и Уаз Хантер.
В автомобиле предусмотрена естественная и принудительная вентиляция. При естественной вентиляции воздух поступает в салон через открытые поворотные форточки или окна дверей. Во время движения автомобиля набегающий поток воздуха дополнительно поступает в кабину через воздухозаборник, установленный перед ветровым стеклом. Воздухозаборник открывается рычагом, установленным слева от отопителя.
При закрытых окнах и принудительной вентиляции, воздух в салон УАЗ нагнетается электровентилятором отопителя без его нагрева. Воздух проходит через воздухозаборник, отключенный радиатор отопителя, вентилятор и выходит в зону ног водителя и переднего пассажира, а также центральную часть салона к задним сиденьям. Кроме того, через гофрированные пластмассовые шланги воздух поступает в сопла обдува ветрового стекла.
Интенсивность принудительной вентиляции салона при закрытых окнах регулируется включением электродвигателя отопителя на один из режимов, а также регулировкой величины подъема крышки лючка воздухозаборника.
Практика показывает, что возможности штатной системы вентиляции при закрытых окнах очень ограничены и работает она не эффективно, нормальной циркуляции воздуха в салоне нет, что приводит к постоянному запотеванию стекол. Поэтому как и все в УАЗ, систему вентиляции желательно каким то образом доработать, один из вариантов такой доработки рассмотрен в этом материале.
Отопление салона автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 и Уаз Хантер.
Салон УАЗ отапливается нагретым воздухом, поступающим внутрь также, как и при принудительной вентиляции, но уже при включенном радиаторе отопителя. Для регулировки потока горячей жидкости из системы охлаждения двигателя в радиатор отопителя служит кран, который установлен на головке блока цилиндров в автомобилях с двигателем УМЗ-417 и УМЗ-421, или расположен внутри на щитке передка со стороны переднего пассажира, в автомобилях с двигателем ЗМЗ-409.
В автомобилях Уаз Хантер с двигателем ЗМЗ-409, для упрощения процедуры управления краном отопителя можно установить для него систему дистанционного управления. Более подробно об этом в отдельном материале.
При открытом кране управления, жидкость из головки блока цилиндров двигателя поступает в радиатор отопителя и затем отводится к водяному насосу, образуя малый круг циркуляции параллельный основному потоку жидкости в системе охлаждения. Свежий воздух снаружи, через лючок воздухозаборника проходит в короб отопителя, затем самотоком, или принудительно прогоняемый вентилятором, через горячий радиатор, поступает в салон уже подогретый.
Поток теплового воздуха прошедший через радиатор, распределяется на обдув ветрового стекла, обогрев ног водителя, переднего пассажира и через центральную часть салон к задним сиденьям. Поток воздуха можно полностью направить на обдув ветрового стекла, для чего нужно закрыть переднюю крышку короба отопителя и заслонки на патрубках нижних воздуховодов-распределителей.
Количество и интенсивность подогретого воздуха поступающего в салон регулируется величиной открытия крышки лючка воздухозаборника и частотой вращения вентилятора отопителя. Выключателем электродвигателя отопителя можно выбрать один из двух режимов его работы — минимальная или максимальная частота вращения вентилятора.
Отопитель салона УАЗ эффективно работает только если температура жидкости в системе охлаждения двигателя составляет не менее 80 градусов. В холодное время года, для повышения температуры охлаждающей жидкости, на автомобиле Уаз Хантер желательно установить утеплительный чехол на облицовку радиатора, а на автомобилях УАЗ-31512, УАЗ-31514, УАЗ-31519 регулировать поток воздуха с помощью жалюзи радиатора.
Доработка и совершенствование конструкции отопителя Уаз Хантер, выбор и замена электродвигателя, сезонное обслуживание отопителя.
Как и всякая примитивная конструкция, для повышения эффективности работы, штатный отопитель Уаз Хантер нуждается в совершенствовании и некоторой несложной доработке. Один из возможных вариантов такой доработки, а также сезонное обслуживание отопителя и системы распределения воздуха более подробно рассмотрено в отдельном материале.
Похожие статьи:
Инструкция по замене радиатора отопителя в УАЗ Хантер
Система отопления слона внедорожников, производимых Ульяновским автомобильным заводом, по своей конструкции довольно простая и практически не отличается от аналогичных систем, устанавливаемых на автомобили от других производителей. Как и у любого другого автомобиля, вне зависимости от его класса, радиатор печки нуждается в регулярной замене. Это обусловлено тем, что в зимний период времени владельцы автомобилей УАЗ довольно часто пользуются печкой для обогрева салона, и у этого модуля есть свой срок службы.
Как устроена система отопления УАЗ Хантер
Большинство автомобильных систем отопления имеет практически одинаковую конструкцию. В моделях, выпускаемых Ульяновским автомобильным заводом, в том числе в УАЗ Хантер, отопитель представлен в виде довольно простой установки, которая состоит из нескольких элементов:
- Короб с несколькими заслонками, закрывающий радиатор.
- Небольшой электрический моторчик.
- Дополнительное сопротивление.
Воздух, попадающий в систему отопления салона, распределяется по незамысловатой схеме, которая включает в себя:
- Воздухозаборник, работающий от механического привода.
- Два сопла, обеспечивающие обдув лобового стекла.
- Два гофрошланга.
- Заслонка короба.
Начиная с 2010 года, инженеры Ульяновского автозавода начали оснащать UAZ Hunter пластиковым коробом, расположенным между воздухозаборником и радиатором печки. Его единственным предназначением стало предотвращение попадания воды в систему короба.
Однако, внедрение этого пластикового элемента существенно ухудшило процесс естественной вентиляции салона, особенно в условиях спокойной и медленной езды. Но есть и заметный плюс – осадки больше не попадают на горячий теплообменник, из-за чего раньше образовывался пар, который попадал вместе с воздухом в салон автомобиля и конденсировался на стёклах.
Неисправности, возникающие в работе радиатора отопителя
Летом и весной, как правило, автомобилисты не пользуются печкой для прогрева салона, но с наступлением осени владельцы внедорожников от Ульяновского автозавода нередко сталкиваются с проблемой, связанной с неэффективностью работы печки.
Средний ресурс радиатора отопителя УАЗ Хантер составляет приблизительно сто тысяч километров пробега, однако этот показатель может существенно снижаться под влиянием нескольких факторов. Если же автомобиль в зимний период времени особо не используется, а все условия эксплуатации тщательно соблюдаются, то печка не будет беспокоить владельца даже на пробеге в 200 тысяч километров. Но гораздо чаще встречается абсолютно противоположная ситуация, связанная с постоянной ездой на автомобиле и неправильной эксплуатацией системы отопления салона.
Самой популярной неисправностью является засорение радиатора. Определить эту проблему можно по нескольким признакам: снижение температуры в салоне, появление неприятных запахов и довольно частое запотевание всех окон. Способом устранения этой проблемой является тщательная промывка, либо же замена устройства.
Ещё одна, не менее распространённая проблема – это течь радиатора. При возникновении протечек в системе отопителя в салоне начинает проявляться яркий сладкий запах. В таком случае необходимо как можно раньше начать поиск мест протечек и заняться их ремонтом.
Процесс замены радиатора отопителя
Процесс замены радиатора отопителя в UAZ Hunter не вызывает особых трудностей, но требует довольно много времени и определённого набора инструментов. Перед осуществлением замены детали необходимо подготовить гаечные ключи, отвёртки, молоток и ёмкость, предназначенную для слива охлаждающей жидкости. Также перед началом работ необходимо полностью обесточить всю систему автомобиля, сняв клемму «минус» с аккумулятора. Сам процесс замены состоит из следующих этапов:
- Производится слив охлаждающей жидкости из автомобиля.
- Демонтируется приборная панель с целью получения доступа к автомобильной печке и неработающему радиатору.
- Отсоединяются провода, питающие систему отопления салона, от клемм сопротивления электрического моторчика.
- Выкручиваются винты, прикрепляющие воздуховод к радиатору – он расположен в месте выхода потоков воздуха. Также необходимо выкрутить винты крепления к воздухозаборнику печки.
- Откручивается гайка, скрепляющая воздуховод с передней панелью. После этого происходит демонтаж воздуховода.
- Откручиваются винтовые крепления накладки, которая закрывает радиатор. Далее происходит демонтаж самой накладки.
- С использованием отвёртки раскручиваются затяжки хомутов выходного и подводящего шлангов.
- Шланги отсоединяются от радиатора. Перед этим необходимо подставить ёмкость для слива оставшейся внутри жидкости.
- Осуществляется снятие неисправного устройства и его дальнейшая замена в порядке, обратном представленному.
Система отопления салона автомобиля является особенно важной для тех внедорожников, которые эксплуатируются, в основном, в регионах России с суровым климатом. В случае возникновения неисправностей в работе печки необходимо незамедлительно проблему. Иначе такая неисправность, в конечном счёте, может привести к заклиниванию двигателя.