Ступицы колес ведущих мостов автомобилей УАЗ-452, устройство, обслуживание, регулировка подшипников ступиц.
Ступицы колес ведущих мостов автомобилей семейства УАЗ-452 имеют одинаковую конструкцию. Каждая из ступиц имеет два роликовых конических подшипника одинакового размера. Наружные кольца подшипников запрессовываются в ступицу и от осевых перемещений удерживаются упорными кольцами вставленными в специальные канавки.
Ступицы колес ведущих мостов автомобилей УАЗ-452, устройство.
Подшипники внутренними кольцами устанавливаются на цапфу свободно от руки. Затяжка подшипников ступиц колес ведущих мостов производится гайками, которые стопорятся специальными шайбами. На всех ступицах между внутренними кольцами наружных подшипников и гайками устанавливают упорные шайбы с языками, входящими в специальные пазы на цапфах.
Со стороны внутреннего торца в ступицы запрессовываются сальники, которые служат для предотвращения вытекания из ступиц смазки и попадания в них пыли, грязи и воды. Сальники рабочей кромкой скользят по втулкам напрессованным на цапфы.
Между сальниками и внутренними подшипниками устанавливают упорные шайбы, которые предназначены для выталкивания внутренних колец внутренних подшипников при снятии ступиц с цапф с целью предотвращении повреждения рабочей кромки сальников о подшипники.
Каждая ступица для крепления колес имеет пять болтов, которые запрессовываются в отверстии фланцев. Болты одновременно крепят к ступицам маслоотражатели с прокладками, которые вместе с малоотражателями тормозов предотвращают попадание проникающей через сальники смазки на тормозные колодки и отводят ее наружу через специальные каналы в маслоотражателях и отверстия во фланцах ступиц и тормозных барабанов.
Маслоотражатели, кроме того, ограничивают и попадание грязи к сальникам. Ступицы ведущих колес с наружных торцов имеют шесть шпилек, с помощью которых они соединяются с полуосями.
Регулировка подшипников ступиц колес УАЗ-452.
Регулировку подшипников ступиц колес необходимо выполнять очень тщательно. При слишком слабой затяжке подшипников в них во время движения происходят удары, разрушающие их. При слишком тугой затяжке происходит сильный нагрев подшипников, вследствие чего смазка вытекает и подшипники выходят из строя. При регулировке подшипников ступиц колес ведущих мостов УАЗ-452 необходимо :
1. Поднять домкратом колесо, подшипники ступицы которого должны быть отрегулированы.
2. Вынуть полуось у заднего моста или снять ведущий фланец ступицы и муфту отключения колес у переднего ведущего моста. Для снятия завернуть два болта для демонтажа, имеющиеся на фланцах.
3. Разогнуть усик стопорной шайбы, отвернуть контргайку, снять стопорную шайбу.
4. Ослабить гайку регулировки подшипников на 1/6-1/3 оборота (1-2 грани).
5. Толкнув колесо рукой, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения устранить причину торможения, например задевание барабана за тормозные колодки, заедание сальника и прочее.
6. Затянуть гайку регулировки подшипников ступицы с помощью ключа и воротка длиной 300—350 мм усилием одной руки до тугого вращения колеса на подшипниках. При затягивании гайки необходимо проворачивать колесо для правильного размещения роликов на беговых дорожках колец подшипников и нажимать на вороток ключа плавно, без рывков.
7. Отпустить гайку на 1/4-1/3 оборота (1,5—2 грани), поставить стопорную шайбу, затянуть контргайку и застопорить их, загибая усы шайбы на грани гайки и контргайки. Если на усах стопорной шайбы есть хотя бы незначительные трещины, шайбу следует заменить. В противном случае возможна поломка усов шайбы и самоотворачивание или самозатяжка гаек, что в обоих случаях выведет из строя подшипники.
8. Проверить регулировку подшипников после затяжки контргайки. При правильной регулировке тормозной барабан должен вращаться свободно без заеданий, заметного осевого перемещения и качки.
9. Вставить полуось или поставить муфту и фланец, установить пружинные шайбы и затянуть гайки шпилек.
Окончательно правильность регулировки подшипников проверяется наблюдением за нагревом ступицы колеса при движении. Небольшой нагрев допустим, при значительном нагреве нужно отпустить гайку на 1/6 оборота (1 грань), соблюдая последовательность и правила, изложенные выше.
Обслуживание ступиц колес УАЗ-452.
Необходимо периодически проверять и при необходимости проводить регулировку затяжки подшипников ступиц колес. Наличие зазора в подшипниках проверяется покачиванием колес. Следует обращать особое внимание на правильность регулировки затяжки подшипников ступиц колес нового автомобиля.
Необходимо систематически менять смазку в ступицах колес, следить, чтобы подшипники были набиты смазкой. Слой смазки в ступицах должен быть толщиной 10-15 мм. Также следует внимательно следить за затяжкой гаек шпилек крепления полуосей или фланцев к ступицам ведущих колес и при необходимости подтягивать их. Ослабление этих гаек может вызвать срезание шпилек.
При разборке ступиц необходимо обращать внимание на состояние подшипников, в том числе и наружных колец, запрессованных в ступицы, а также сальников и их втулок. Подшипники, имеющие пятнистый износ или выкрашивание, а также поврежденные буртики внутренних колец или сепараторы должны быть заменены.
Похожие статьи:
Технические вопросы: как устроена передняя ступица УАЗ «Буханка»
Передняя ступица на УАЗе «Буханка» — одна из деталей, входящая в ходовую часть автомобиля. Разберёмся в её назначении, устройстве и техническом обслуживании.
Устройство передней ступицы УАЗ-452 «Буханка»
Итак, ступица выступает соединительным элементом между валом и диском колеса. Её основная задача — передать крутящий момент на колесо, чтобы машина поехала. Эта информация известна всем автолюбителям. Ещё на эту деталь крепятся тормозные механизмы. Интересно, что на всех модификациях УАЗ-452 ступицы конструктивно одинаковы, в каждую из которых входит два идентичных по размеру конических роликовых подшипника. От осевых перемещений эти запрессованные в ступицу подшипники удерживают упорные кольца, которые вставляются в специально сделанные канавки.
Подшипник как передней, так и задней ступицы (помним, что они идентичные) УАЗ «Буханка» внутренним кольцом установлен на цапфе, затянут гайками, застопорёнными шайбами. У наружных подшипников между внутренними кольцами и гайками размещаются упорные шайбы с язычками, которые вставляются в пазы, расположенные на цапфах.
Во внутренние торцы ступиц запрессованы сальники. Их задача — защитить деталь от попадания воды, пыли и грязи, а также предотвратить вытекание смазки. Сальники отделены от внутренних подшипников упорными шайбами, задача которых — при необходимости вытолкнуть внутренние кольца подшипников. Это сделано для того, чтобы не повредить рабочие кромки основных элементов, если придётся снимать ступицы с цапф.
На ступицах есть пять болтов, которые запрессовываются во фланцах. Болты здесь многофункциональные:
- служат для крепления колёс;
- для маслоотражателей, работающих вкупе с тормозными маслоотражателями, которые не дают смазке из сальников попасть на тормозные колодки.
Плюс ко всему маслоотражатели становятся физической преградой, препятствующей попаданию дорожной пыли на сальники. Ступицы соединяются с полуосями с помощью шести торцевых шпилек.
Техническое обслуживание
Поскольку обсуждаемая деталь — элемент ходовой части автомобиля, а значит, в процессе длительной эксплуатации в местах посадки подшипников и на других «трущихся» поверхностях рано или поздно появляются следы износа. Частично проблему можно решить, впрессовав в ремонтируемую часть специальные втулки. Но, если определяется значительный люфт, нагрев передней/задней ступицы или шум, который исходит от колеса, УАЗу «Буханке» предстоит замена подшипника. Как определить износ, а также заменить и отрегулировать подшипники ступиц, мы обсуждали здесь.
Очевидно, лучшее лечение — это профилактика, поэтому не стоит пренебрегать регулярным техническим обслуживанием ступиц колёс. Проводить его несложно, необходимо периодически:
- Проверять (если нужно, то регулировать), как затянуты ступичные подшипники. Для этого нужно просто покачать колесо. Большой зазор приведёт к разрушению подшипников из-за ударов во время движения. Слишком маленький зазор станет причиной их нагрева, вследствие чего смазка вытечет, подшипник выйдет из строя.
- Осуществлять замену смазки в колёсных ступицах, поддерживая её слой толщиной в пределах 10-15 мм.
- Подтягивать гайки на шпильках и фланцах. «Болтающиеся» гайки могут легко срезать шпильки, которыми ступица крепится к полуосям.
Если решили провести ТО ходовой части и заменить смазку в ступицах, не поленитесь осмотреть подшипники, проверьте состояние их наружных колец, сальников и втулок. Нашли следы износа, такие как потёртости, тёмные пятна, участки «выкрашивания» или повреждённые внутренние кольца, — подшипник следует заменить.
А вы, уважаемые уазовладельцы, давно меняли смазку на передней/задней ступице своего УАЗа «Буханка»?