- Особенности конструкции электрики автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Проверка электрических цепей
- Проверка обесточенных цепей
- Проверка электрических цепей под напряжением
- Аккумулятор
- Возможные неисправности аккумулятора и методы устранения
- Аккумулятор быстро разряжается
- Быстро понижается уровень электролита в аккумуляторе
- Схема электрооборудования УАЗ 31512: Цветная с описанием
- Электрооборудование УАЗ 31512
- Питание оборудования
- Электроснабжение и запуск силового агрегата
- Контрольные лампы и измерительные приборы
- Наружное и внутреннее освещение
- Световая сигнализация
- Отопитель и звуковой сигнал
- Очистка стекла
Особенности конструкции электрики автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом и остальными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода
Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком
При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямительным блоком. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
При работе двигателя на холостом ходу, частота вращения ротора генератора и, соответственно, отдаваемый ток недостаточны для обеспечения электропитания мощных потребителей (фары, стеклоочиститель, электровентилятор отопителя, аварийная сигнализация). В таком режиме аккумуляторная батарея будет разряжаться.
Для защиты электрических цепей наружного освещения автомобиля от перегрузки применен биметаллический предохранитель, который установлен под панелью приборов слева.
Три плавких предохранителя на 10 А установлены в блоке, закрепленном на перегородке моторного отсека
- № 1 — цепи контрольных приборов;
- № 2 — цепи указателей поворота;
- № 3 — цепи аварийной сигнализации и звукового сигнала.
Предохранитель № 1 расположен ближе к правому борту автомобиля
Цепь питания электродвигателя вентилятора отопителя защищена плавким предохранителем с номинальной силой тока 6А.
Предохранитель закреплен на жгуте проводов рядом с выключателем отопителя
Автомобиль может быть оборудован другими дополнительными предохранителями, в зависимости от комплектации.
При ремонте электрооборудования отключайте аккумуляторную батарею выключателем «массы» или снимайте клеммы с ее выводов.
Проверка электрических цепей
Для измерения электрических параметров применяют цифровой или аналоговый (стрелочный) тестер – вольтметр, омметр и другие приборы, объединенные в одном корпусе.
У цифровых приборов малая инерционность, они малочувствительны к вибрациям и положению корпуса при измерениях, зато стрелочные нагляднее показывают динамику изменений измеряемых параметров
Кроме того, жидкокристаллический дисплей цифровых приборов чувствителен к солнечному свету и повышенной температуре
Проверка обесточенных цепей
Перед работой калибруем омметр. На выбранном пределе измерений (для большинства цепей до 200 Ом) замыкаем наконечники щупов
На аналоговом приборе регулятором установки «0» выставляем стрелку на нулевое деление. В бытовых цифровых приборах такого регулятора нет.
Поэтому перед измерением малых величин (до 1–2 Ом), закоротив щупы, определяем внутреннее сопротивление омметра и его проводов, составляющее 0,03–0,06 Ом.
Эту величину нужно вычесть из полученного значения сопротивления.
Для проверки цепи отсоединяем хотя бы один ее конец (иначе ток пойдет в обход, по другим участкам схемы, и показания будут неверны).
На один из щупов лучше надеть зажим типа «крокодил» и подсоединить его к «массе»
При проверке устройств с односторонней проводимостью (например, выпрямительный блок генератора) учитывайте полярность прибора.
Для проверки обмоток стартера, генератора, высоковольтных проводов и т.п. переключаем прибор на нижний предел измерений
На практике точности обычных автотестеров не хватает для проверки участков цепи, где недопустимо даже малейшее увеличение сопротивления, например, из-за плохого контакта.
Поэтому обращаем внимание на незначительные отклонения стрелки от нулевого деления, а после измерения еще раз проверяем калибровку приборов.
Замыкание обмотки на «корпус» и межвитковое замыкание проверяем мегомметром (диапазон «М»).
Для многих тестеров (стрелочных) при работе в этом диапазоне требуется дополнительный источник постоянного тока.
При его отсутствии, соблюдая осторожность, проверяем цепь лампой, питаемой напряжением 220 В.
Проверка электрических цепей под напряжением
Цепи под напряжением проверяем вольтметром и амперметром
Вольтметр подключаем параллельно проверяемому устройству или участку цепи. Предел измерений 0–15 или 0–25 В постоянного тока.
Отрицательный провод (щуп) соединяем с «массой», положительный — с потребителями или источниками тока.
По падению напряжения можно определить неисправность питающей цепи (обрыв, окисление контактов и т.п.), а также короткое замыкание в потребителе.
Для проверки цепей под напряжением можно использовать контрольную лампу мощностью не более 3–4 Вт, рассчитанную на напряжение 12 В (например, лампу АМН12-3, используемую в комбинации приборов).
Амперметр должен иметь верхний предел измерений не менее 10 А постоянного тока, а также защиту от перегрузки.
Амперметр соединяем последовательно с проверяемым устройством. «Плюс» прибора подсоединяем к источнику тока, а «минус» — к «плюсу» потребителя
Измеряем потребляемый ток и сравниваем его с номинальным, указанным в технической характеристике проверяемого устройства.
Поскольку фактическое напряжение в бортовой сети отличается от номинального (в справочных данных номинальный ток соответствует номинальному напряжению, т.е. 12 В), полученное значение может незначительно отличаться от указанного
Если ток меньше требуемого, то неисправна электрическая цепь, а если больше – произошло замыкание в потребителе
Аккумулятор
На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-60.
Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами)
Отсеки заполнены электролитом – раствором серной кислоты в дистиллированной воде, плотностью 1,27–1,28 г/см3.
Техническая характеристика аккумуляторной батареи 6СТ-60
Номинальное напряжение, В 12
Емкость при 20-часовом разряде и температуре электролита +25° С, А.ч 60
При обслуживании аккумуляторной батареи следует проверить уровень и плотность электролита.
Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки
При этом ориентируемся по отметкам допустимого уровня электролита на корпусе аккумуляторной батареи или нижней кромке заливного отверстия.
Плотность измеряем ареометром.
При этом учтите, что пока вода полностью не перемешается с электролитом, показания ареометра будут занижены.
Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на ее выводах.
Напряжение «В» – Степень аккумуляторной заряженности, батареи, «%»
Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.
При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм на выводах батареи.
Для защиты от окисления смазывайте их любой пластичной смазкой
Возможные неисправности аккумулятора и методы устранения
Аккумулятор быстро разряжается
— Длительная езда с включенным светом фар и электродвигателем отопителя при малой скорости движения, а также частое пользование светом фар на стоянках при неработающем двигателе
На время остановок автомобиля выключать потребители тока
— Неисправность генератора или регулятора напряжения
Проверить генератор и регулятор.
При необходимости заменить неисправные агрегаты
— Неисправность одного или всех элементов батареи
Заменить неисправную батарею
Быстро понижается уровень электролита в аккумуляторе
Проверить исправность регулятора напряжения, при необходимости заменить его
Схема электрооборудования УАЗ 31512: Цветная с описанием
Конструкторы Ульяновского автомобильного завода оснастили УАЗ 31512 электрооборудованием. Схема электрооборудования УАЗ 31512 может понадобиться при необходимости выполнить ремонт авто. Для удобства ремонта производитель установил на автомобиль провода с изоляцией разного цвета.
Электрооборудование УАЗ 31512
Схема электропроводки УАЗ 31512 выполнена по однопроводному принципу. Это значит, что потребители имеют общий минусовой контакт, которым является кузов автомобиля.
Электрооборудование автомобиля состоит из нескольких систем:
- Питания;
- Запуска и электроснабжения силового агрегата;
- Измерительных приборов;
- Наружного и внутреннего освещения;
- Световой сигнализации;
- Автономного отопления;
- Очистки ветрового стекла;
- Звуковой сигнализации.
ВАЖНО: Во избежание возгорания при коротком замыкании или перегрузке, электрические цепи защищены предохранителями.
Питание оборудования
Напряжение бортовой сети автомобиля составляет 12 Вольт. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи и генератора постоянного тока. Они включены в цепь параллельно. Аккумуляторная батарея питает потребители при заглушенном двигателе. После запуска установки питание электрооборудования осуществляет генератор.
Электроснабжение и запуск силового агрегата
Мотор запускается электрическим стартером. Он представляет собой электрический двигатель. Стартер оснащен втягивающим реле. Оно используется для включения устройства и введения шестерни привода в зацепление с маховиком мотора. Включение стартера дистанционное при помощи замка зажигания.
Электроснабжение необходимо для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания. К нему относятся:
- Катушка высокого напряжения;
- Распределитель зажигания;
- Свечи зажигания;
- Электроклапан холостого хода;
- Выключатель принудительного холостого хода;
- ЭБУ холостого хода;
- Коммутатор.
Контрольные лампы и измерительные приборы
На передней панели авто расположен блок приборов и контрольных ламп. Он необходим для контроля над работой узлов и механизмов машины. На панели установлены:
- Стрелочный прибор уровня топлива в баке. Показания снимаются с датчика, установленного в левом или правом баке;
- Прибор температуры охлаждающей жидкости. Указывает температуру в системе охлаждения мотора;
- Прибор давления масла в системе смазки силового агрегата;
- Вольтметр. Служит для определения напряжения в бортовой сети;
- Аварийные лампы давления масла, жидкости в тормозной системе;
- Сигнальные лампы указателей поворотов, стояночной тормозной системы, ближнего света фар, превышения допустимой температуры охлаждающей жидкости.
Наружное и внутреннее освещение
Автомобиль оборудован внешним и внутренним освещением. Оно необходимо для использования машины в темное время суток. В схему наружного освещения входят фары ближнего/дальнего света, габаритные огни, и подсветка номерного знака. Управление наружным освещением осуществляется комбинированным переключателем.
Внутреннее освещение выполнено в виде плафона освещения салона и лампы подсветки подкапотного пространства. Плафон освещения салона управляется переключателем, установленным на передней панели. Так же можете прочитать про УАЗ 315195 Hunter.
СПРАВКА: К внутреннему освещению относится подсветка приборов. Яркость подсветки регулируется комбинированным переключателем наружного освещения.
Световая сигнализация
Электрическая схема УАЗ 31512 включает в себя систему световой сигнализации. К ней относятся указатели поворотов, сигналы торможения, и плафон движения автомобиля задним ходом. Схема подключения поворотов на УАЗ 31512 с реле рс 950. Оно используется одновременно для поворотников и включения аварийной сигнализации.
Управление световой сигнализацией осуществляется следующими элементами:
- Переключатель поворотов;
- Кнопка включения стоп сигналов;
- Выключатель плафона заднего хода;
- Выключатель аварийной сигнализации.
Отопитель и звуковой сигнал
УАЗ 31512 оборудован автономным отопителем. Циркуляция горячего воздуха в салоне осуществляется вентилятором. Мотор вентилятора запускается переключателем, установленным на панели. Мотор вентилятора имеет две скорости вращения ротора.
Машина оснащена звуковым сигналом. Он необходим для безопасного использования авто на дорогах общего пользования. Под действием электрического тока мембрана сигнала начинает колебаться, издавая звук. Управление сигналом осуществляется кнопкой, расположенной на рулевом колесе.
Очистка стекла
Лобовое стекло автомобиля УАЗ 31512 очищается щетками с электрическим приводом. Двигатель стеклоочистителя имеет два режима. В систему стеклоочистки входит электродвигатель омывателя. Управление системой осуществляется комбинированным переключателем.
ВНИМАНИЕ: В схему электрооборудования входит розетка для подключения проводки прицепа.
Из вышеперечисленного следует, что оборудование УАЗ 31512 состоит из нескольких электрических цепей. Проводка выполнена разноцветными проводами. Это облегчает процедуру ремонта при наличии цветной схемы.