Управление джипом на снегу

Осваиваем принципы езды по снегу и льду

Зимний офф-роуд – это национальная российская забава. Покорять его должен уметь каждый местный водитель.

Почему машина буксует, хоть и не села на «брюхо»? Как ездить по снежной целине? С такими или подобными вопросами зимой сталкиваются большинство неискушенных владельцев полноприводной техники.

Great Wall H6 – автомобиль с современным жестким несущим кузовом и независимой подвеской всех колес. Антиблокировочная система с функцией распределения тормозных усилий (ABS+EBD) повышает безопасность на скользких покрытиях, а низкий центр тяжести и эффективные амортизаторы позволяют ездить зимой уверенно.

Не для кенгуру. Увлекаться прыжками на этом снегоходе не стоит, конструкция рамы может не выдержать больших нагрузок

А главные сомнения и споры возникают относительно резины. Какой протектор лучше – грязевой, универсальный или зимний? Увы, чудес не бывает. На снегу всегда и во всех обстоятельствах лучше работают зимние шины. Это неудивительно – ведь у них специально сконструированные мелкие ламели, которые крепче других разновидностей умеют держаться за снег и лед. Кстати, если не рассматривать зимнее покрытие рек и озер, а также дорожный гололед, то снег – это тоже разновидность льда, только в более рыхлой форме. Под воздействием шин снег утрамбовывается и может превращаться в нормальный жесткий лед. Крупный рисунок протектора внедорожных покрышек в таких случаях становится абсолютно бесполезным. Универсальный – лучше, но тоже неидеален. Так что выучим первое правило: для движения по снегу используем зимнюю резину, и желательно с шипами.


НЕ ТОРМОЗИ!

Еще не так давно, когда в нашей стране зимняя резина существовала только в виде теории, опытные водители возили зимой в багажнике мешочек с песком. В сильный гололед некоторые подъемы на нечищенных трассах становятся непреодолимыми. А порой не получается даже выехать из ворот частного дома. Подсыпанный песочек помогает избежать пробуксовки.

А самое скользкое дорожное покрытие – лед, смоченный водой при температуре около нуля градусов или чуть выше. Это так называемый «черный лед». По нему автомобиль скользит, как по маслу. Рассмотрим наиболее типичную ошибку новичков. Руль вывернут до упора, а машина продолжает ехать прямо. Рефлекторно давим на тормоз и… вылетаем в сугроб. А что нужно было сделать? Выставить передние колеса в менее вывернутое положение и не слишком сильно нажимать на тормоз, то есть тягой колес «заправить» автомобиль в поворот. Отсюда второе правило: оказавшись на скользком участке, не крутить резко рулем и не пользоваться по возможности тормозами. А потому даже на ровной и прямой дороге следует избегать высокой скорости. Плавные действия рулем и газом заставят машину хоть и нехотя, но все-таки откликаться. Резкое же маневрирование обязательно приведет к неприятностям.

Читайте также:  Джип внедорожник ленд ровер дефендер

Источник

Управление автомобилем по снегу

При движении по целине или совсем уж глубокому снегу самое первое, что вы должны сделать, — это пройтись пешком по предполагаемому маршруту. Именно так разведывают дорогу в бродах и чащобах водители-спортсмены, участвующие на джипах во всевозможных трофи- и ралли-рейдах. Они в буквальном смысле этого слова «прощупывают» ногами то покрытие, которое спрятано под снегом, водой или мулякой в болоте и по которому должно прокатиться левое или правое колесо. При малейшем вашем сомнении, при «обнаружении» ступнёй хотя бы мало-мальского препятствия под снегом, ищите иную колею или вообще объезд. Сегодня у нас под колесами снег, и в шофёрской практике существует несколько приемов для самых разных ситуаций.

Примечание о давлении в колесах

Если снег не сильно глубокий (и проезжее полотно вам знакомо), то давление в покрышках лучше не спускать. Накачанные (и узкие) шины быстрее догрызаются до твёрдой поверхности и легче нарезают колею. К тому же производители шин (и автомобилей) предписывают держать давление в колесах согласно Инструкции по эксплуатации, а некоторые даже официально НЕ РЕКОМЕНДУЮТ его снижать. Связывают это с тем, что, мол, из-за низкого давления существует риск повреждения шины, ее разбортировки на скорости и тд.

Примечание. Однако те же спортсмены (фактически во всех дисциплинах, начиная с автокросса и заканчивая «тяжёлыми» и «длинными» дисциплинами) — и накачивают их, когда нужно по 2-3 нормы, и сбрасывают до половины, а то и до четверти предписанных давлений. Например, перекаченная шина позволяет водителю более высокие скорости и более высокую маневренность на твердых покрытиях (на асфальте), а полуспущенная дает гораздо большее пятно контакта колеса с непролазной (грязной, сыпучей, снежной) дорогой.

Но продолжаем по теме: если снег глубокий, то снижаем давление в покрышках и создаем «большее» пятно их контакта с поверхностью. Во-первых, улучшается сцепление, а во-вторых, снижается удельное давление на грунт. В качестве примера и для сравнения можно привести… снегоступы сибирских охотников. В отличие от «обычной» охотничьей обуви, за счёт большей площади опоры и более равномерного распределения нагрузки, они позволяют охотнику не проваливаются в сугробы по пояс.

Стараемся избегать поворотов, ведь при повороте каждое колесо едет по своей траектории, и автомобилю приходиться «накатывать» не две, а четыре колеи. Нельзя резко разгоняться и резко замедляться, делаем это исключительно сбросом газа и плавным торможением двигателем. И помним: чем ниже давление, тем выше вероятность разбортировать колесо, поэтому (повторюсь) по снегу двигаемся медленно.

Стравленная шина подобно гусенице танка или трактора легче наползает на препятствие. Если автомобиль всё равно зарывается в снег, то снижаем давление до одной атмосферы, а то и до 0,8 атм. Однако помните, что спущенное колесо «рискует долго не прожить», то есть — спускать давление нужно для проезда нескольких метров (или, максимум, десятков метров), но не сотен! А по выезде на твердую поверхность, колесо однозначно следует накачать до нормы.

Читайте также:  Mitsubishi pajero sport 2006 аккумулятор

Поднимаясь «в горку», буксующие колеса всё равно можно «заставить работать», покачивая рулём вправо-влево на небольшие углы. Тогда покрышки своими боковинами, словно кончиками когтей, будут цепляться за мини-брустверы своей же собственной колеи.

И на подъем вы взберётесь.

Продолжаем штурмовать глубокий снег

Небольшой сугроб или снежный перемёт можно попробовать преодолеть ходом (однако это уже, как вы понимаете, при нормальном давлении в покрышках). Но если вы вдруг почувствовали, что машина начинает застревать, то — «стоп машина»! Включаем заднюю передачу, откатываемся по собственной же колее немного назад, и снова — вперёд!

Стоит помнить и о том, что, «чем глубже в лес», то есть — в снег, тем вероятнее «сесть на брюхо». Если «просто в целине» можно предварительно прокопать себе две колеи, то чтобы освободить «севшую» машину, придется выгребать аж далеко из-под днища. А если вы наехали еще и на снег с твердым верхним настом, и ведущие колеса в буквальном смысле висят, то работы вам — на несколько часов.

В рыхлом снегу севшую машину можно попытаться освободить «враскачку», попеременно включая первую и заднюю передачи. Причем, не только на механике, но и на автомате. Однако, если у вас автомат, то помните, что некоторым конструкциям такие нагрузки — противопоказаны. Если робот лишь «слегка напряжётся», то вариатор может банально сломаться «на ровном месте». Но, так или иначе (а также в случае с традиционным гидротрансформатором), коробке после подобных нагрузок нужно дать отдохнуть.

Если машина больше не может двигаться вперёд и начала буксовать, то дальше — и не пытайтесь. Остановитесь немедленно, иначе пробуксовкой вы еще глубже закопаете машину в снег. Вернитесь задним ходом по собственной же колее до того места, где под колёсами появится твёрдая опора, а затем снова попытайтесь пробить себе путь. Но помните, что слишком сильно разогнавшись, вы можете попасть в ситуацию, описанную двумя абзацами выше. И — в зависимости от силы инерции, а также от состояния снежного покрова — либо лопата, либо вообще трактор!

Типы шин и типы протекторов для снега

Если для откровенно ледяного покрытия однозначно требуется резина шипованная, для чищенных асфальтированных дорог прекрасно подойдет «липучка», то со снегом такой однозначности нет. Более того, в течение зимы всякому водителю приходится попадать и на голый лёд, и на снежно-ледяную кашу, и в глубокий снег. Однако можно сориентироваться по так называемой «частотности» и выбрать себе резину на зиму так, как это мы предлагали вот в этой статье. Но если вам больше приходится ездить исключительно по снегу, то и тут имеются некоторые закономерности — можно подобрать!

Читайте также:  Меняю на джип компас

Во-первых, зимняя не шипованная резина предпочтительнее, потому что в «глубоких снегах» шипы просто не работают. Во-вторых, выбор рисунка протектора, состав силики, процент так называемой «сажи» в резине, — всё это в ней «представлено» значительно шире.

Для относительно «постоянной» езды по глубокому снегу нужно учитывать несколько ее особенностей. Следует, например, обращать внимание на направленность рисунка протектора; при этом иные модели имеют «до того направленный» протектор, что на колесо монтируются только в одном положении. Монолитные боковые ребра «злого» глубокого протектора, который, как правило, состоит из v-образных или ромбовидных сегментов, всегда хорошо гребёт по снегу. И, в том числе, по снежной каше. Кроме того, такой протектор эффективно и прекрасно самоочищается при выезде на твердые покрытия.

Граней зацепления у покрышки должно быть много, и чем они «разнонаправленее», тем лучше. Такая покрышка эффективна и в «продольном плане» (разгон/торможение), и в «поперечном» (входы в поворот и держак на вираже).

Так называемые ламели (мелкие прорези) должны иметь также «разную» направленность своих «ёлочек» и различную частоту шага. На проходимость такого колеса влияют и сложные зубчатые контуры блоков протектора, и сам рисунок должен состоять не только из блоков разных размеров, но и (так же как ламели) иметь «переменный шаг».

Нужно помнить, что скользкое покрытие — скользкое потому, что эту самую «скользкость» ему обеспечивает тонкая водяная прослойка между снегом (льдом) и покрышкой. Особенно явно это проявляется в районе «околонулевых» температур или на снежно-реагентной каше. Колесо банально «всплывает» над дорожным покрытием, и это явление, к слову, так и называется — аквапланирование. В такой ситуации ни о каком рулении, и вообще управлении автомобилем, речь, разумеется, уже не идёт.

Любая зимняя шина в центральной части протектора должна иметь весьма разветвленную сеть канавок и каналов для вытеснения воды или снега из пятна контакта.

Составы резиновых смесей, из которых изготовлены зимние покрышки, как правило, обеспечивают эффективность их работы в самом широком диапазоне отрицательных температур, вне зависимости от типа поверхности, на которой им придется «работать» — на льду, в каше из снега и химических реагентов, на мокрой асфальтированной дороге или в глубоком снегу.

На AliExpress сейчас проходит долгожданная акция (11.11), поэтому, конечно, рекомендую глянуть полезные для вас подборки товаров с этой площадки:

Об авторе

&#128175 Telegram-канал &#129321 со смешными и полезными товарами, а также с промокодами и купонами (Telegram: WhatElephant).

Cooperation for product reviews:

Почта: info@niyazych.ru
Телеграм: @https://t.me/niyazkalimullin

Для предложений по сотрудничеству пишите на почту или в Telegram.

Мой YouTube-канал с обзорами в формате видео.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector