Умз 412 двигатель уаз

Двигатель Москвич 412: характеристики, преимущества, отзывы

Моторы ВАЗ

Силовой агрегат для Москвича 412 создан Московским заводом малолитражных автомобилей – МЗМА, более позднее название – АЗЛК. Двигатель получился удачным, для удовлетворения спроса на него к производству был подключен Уфимский авиационный завод (УАЗ), где организовали цех автомобильных моторов (АМ), то есть, УАЗАМ или УЗАМ. Москвичёвские движки по сей день находятся в эксплуатации, информация об их характеристиках, преимуществах и отзывы владельцев будут интересны многим автолюбителям.

История создания, и на какие машины ставился силовой агрегат УАЗАМ 412

Прототипом популярного двигателя послужил новый мотор с модернизированного в 1966 г. Москвича 408. Это первый автомобиль с установленным на нём 412-м движком. Серийное производство новинки на УЗАМ было организовано в 1967 году, продолжалось вплоть до 2001.

УЗАМ-412 – бензиновый двигатель, который продержался на конвейере с 1966 года до настоящего времени

Уфимские бензомоторы ставили на авто, выпускаемые заводом МЗМА и его дублёром – Удмуртским автозаводом в Ижевске. Машины ижевского завода – ИЖ 2125, 2126 Ода, 2725, перечень моделей авто московского производства представлен в таблице.

Двигатель для Москвича Период выпуска Тип кузова
427 1967-1976 универсал
2137 1976-1985 универсал
2140, 2140SL – Супер Люкс 1976-1988 седан
412 1967-1969, 1970-1981 седан
2734 1976-1986 фургон
434, 434ИЭ 1968-1975 фургон
2141, версия Святогор 1986-2001 хэтчбэк

Бензомоторы москвичёвских, ижевских машин устанавливались также на катерах класса Амур, Восток. Ставили их и на автопогрузчики.

УЗАМ 412 устанавливался на все модели АЗЛК, катера класса Амур и Восток

Технические характеристики двигателя УАЗАМ 412

Четырёхтактный мотор работает на бензине АИ-76, 80, 93. Это карбюраторный, 4-х цилиндровый, 8-клапанный с рядным расположением цилиндров двигатель. Привод газораспределительного механизма (ГРМ) – цепной. Цифровые параметры бензомотора сведены в таблицу.

Показатели двигателя Москвича 412 Значения
Рабочий объём 1500 см³
Мощность при оборотах 5800 73-75 л. с.
Предельный момент, Нм на оборотах 3800 и 3200 об/мин соответственно 114 и 106
Степень сжатия 8,8
Ход поршня/диаметр цилиндра 70/82 мм
Масса движка 115 кг
Ресурс до капремонта: заявленный заводом/фактический 125-150/200 тыс. км

Блок цилиндров и головка отлиты из алюминиевого сплава. Коленчатый вал – кованый из стали, с 5-ю коренными и 4-мя шатунными шейками. Распределительный вал ГРМ приводится во вращение двухрядной цепью от звёздочки на коленвале.

Технические характеристики УЗАМ-412

Двигатель неоднократно модифицировался, существуют версии с объёмом ≥1.5 л – вплоть до 2000 см³ и возрастанием мощности до 100 л. с.

Конструкция двигателя УАЗАМ 412

Внутренняя механика движка представлена также поршневой, клапанной группами деталей: поршни из алюминиевого сплава, шатуны – стальные кованые. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали, делятся на впускные для топливовоздушной смеси и выпускные для продуктов сгорания, устанавливаются в головке блока цилиндров (ГБЦ).

Читайте также:  Уаз бортовой 3303 сколько лошадиных сил

Работу двигателя обеспечивают системы: охлаждающая, смазывающая и проветривающая картер, система питания, зажигания, а также электромеханическое пусковое устройство силового агрегата – стартер.

Поперечный разрез двигателя УЗАМ-412

Система охлаждения

Теплоотведение от ДВС осуществляется с помощью закрытой гидросистемы, состоящей из водяной рубашки в блоке цилиндров, помпы, термостата, теплообменного и отопительного радиаторов. Уровень и напор жидкости в системе поддерживаются расширительным бачком с двухклапанной крышкой для сброса давления ≥0,5 кг/см², устранения разряжения

Характеристики теплообмена двигателя 412 модели:

Схема системы охлаждения двигателя УЗАМ-412

  1. Теплоносителем является незамерзающая зимой охлаждающая жидкость (ОЖ) ТОСОЛ А-40.
  2. С 1977 г. гидросхема исполняется двухконтурной: циркуляция по малому кругу (без захода в радиатор) до достижения потоком температуры 80ºС, а при большем нагреве термостат направляет жидкость по полному контуру.
  3. Отвод тепла от радиаторного теплообменника осуществляется путем обдува встречного воздуха и принудительно вентилятором с ремённым приводом от шкива на коленвале.

Смазочная система и система вентиляции картера

Гидросистема смазки УЗАМ 412 смешанная: разбрызгиванием и под напором, шестеренчатый маслонасос создает давление для подачи масла по каналам в коленчатом вале, блоке цилиндров к точкам смазки. В гидросхеме присутствует редукционный или понижающий клапан, предотвращающий повышение давления в смазочной системе свыше 4-5 кг/см². Забор масла из поддона картера производится насосом через маслоприёмник с фильтрующей сеткой для закачки в масляную гидросистему с такими характеристиками:

Система смазки двигателя УЗАМ-412

  • вместимость – 3,5 л;
  • вязкость масла – от 5W-30 до 15W40;
  • периодичность замены смазки – 20 тыс. км.

Система вентиляции предполагает замкнутый цикл потока газов: из картера через сапун в маслоотделитель, под крышку клапанов, откуда по шлангу воздух всасывается в фильтр, далее – в карбюратор и камеру сгорания. Картерное пространство находится под разряжением.

Упрощение схемы приведёт к засорению масла дорожной пылью, быстрому износу движка.

Система питания

В состав топливоснабжающей техносистемы автомобиля Москвич или ИЖ входят расположенный под багажником топливный бак, топливопроводы, топливный фильтр и насос, карбюратор, воздухофильтр. Бензин перекачивается бензонасосом к карбюраторному устройству, где формируется топливовоздушная смесь для подачи за счёт созданного поршнями разряжения в камеры сгорания.

Система питания УЗАМ-412

Подробнее об элементах схемы:

  1. Бак оснащён измерителем уровня топлива, заборной трубкой с сетчатым фильтрующим наконечником.
  2. Соединения топливных трубопроводов – на шлангах.
  3. Фильтр-отстойник исключает попадание в топливосистему случайных механических примесей, воды. Воздухофильтр очищает воздух.
  4. Карбюратор – марки К-126Н или ДААЗ.

К системе питания относят также трубопроводы выхлопа газов и глушитель.

Стартер

Пусковое устройство автомобиля представляет собой 4-х полюсный (две пары катушек крестообразно) электродвигатель со сцепной муфтой для подключения к зубчатому венцу маховика. Уфимские моторы 412 комплектовались разными стартерами на напряжение 12 В. Характеристики наиболее известных моделей представлены в таблице.

Показатели СТ117-А СТ221 СТ421
Мощность, кВт/л. с. 1,3/1,8 1,3/1,8 1,5/2,0
Потребляемый ток холостого хода, А
Токовая нагрузка заторможенного якоря, А 500 550 600
Сила прижима щёток к коллектору, Н 10-14 9-11 10-14

Специально для двигателя Москвич УЗАМ в Болгарии был разработан редукционный (со встроенным редуктором) стартер ELD-ST-2141. Номинальная мощность – 1,7 кВт.

Электрическая схема стартера и его соединения с аккумуляторной батареей

Система зажигания

Для искрообразования в моторе применена батарейная схема с напряжением в первичной цепи 12 В. Характеристики аккумуляторной батареи 6СТ-55: ёмкость при 20-часовом разряде – 55 А*ч, разрядный ток – 2,75 А.

Двигатели УЗАМ оснащаются контактной или бесконтактной системами зажигания. В первую группу входят: распределитель, катушка Б115-В, свечи, включатель-замок, провода низковольтные и высокого напряжения. Бесконтактная система дополнительно комплектуется электронным коммутатором и датчиком Холла, катушкой Б116 (новое обозначение 27.3705).

Преимущества бесконтактной системы зажигания:

Схема системы зажигания двигателя

  • отсутствие контактов повышает надёжность;
  • повышенная энергия разряда;
  • облегчённый запуск зимой.

Между свечными электродами должно быть постоянно 12 тыс. вольт. Бесперебойное искрообразование гарантируется при зазоре на свечах 0,6-0,75 мм.

Особенности двигателя УАЗАМ 412

Главная особенность видна визуально: мотор установлен под капотом не вертикально, а с наклоном блока цилиндров вправо от оси движения автомобиля, что позволило сместить центр тяжести авто ближе к полотну дороги. На подушках движок закреплён с уклоном 5,5º в сторону салона, а цилиндры вместе с блоком отклонены от вертикали на 20º.

Среди других особенностей:

Двигатель изготавливался полностью из алюминия, поэтому силовой агрегат получился надежным и легким

  • малый вес: корпус и головка мотора сделаны из алюминиевого сплава;
  • сменные гильзы для поршневой группы – упрощают ремонт;
  • оребрение внутри и снаружи масляного картера – улучшен теплообмен масла;
  • полусферическая конфигурация камер сгорания обеспечивает высокий КПД ДВС.

Изначально силовой агрегат изготавливался для низкооктанового бензина АИ-76, но с модернизацией требования к качеству топлива были повышены до АИ-80, 93.

Частые неисправности

О возникающих неполадках в работе двигателя можно судить по внешним проявлениям или по результатам приборной диагностики. Опытные водители обращают внимание на звуки работающего мотора, его вибрации.

Симптомы нередко возникающих поломок и их причины:

Причиной увеличенного расхода топлива являются неправильно выставленное зажигание и проблемы с карбюратором

  1. Увеличение расхода топлива. Сбой угла опережения зажигания, неправильная регулировка карбюратора.
  2. Вибрации на любых оборотах коленвала. Если сопровождается громким выхлопом мотора, значит прогорел выпускной коллектор. Износ опорных подушек сопровождается постукиваниями.
  3. Протечки моторного масла. Часто бывают через прокладку ГБЦ.
  4. Двигатель не запускается. Смотреть нужно аккумулятор.

Поиск неисправности должен быть систематизированным. Например, в части системы зажигания последовательность диагностики такая: свечи зажигания, низковольтная цепь, прерыватель, конденсатор, распределитель электротока и провода высокого напряжения.

Тюнинг

Начать улучшение уфимского мотора можно с установки доработанного карбюратора: подобрать жиклёры, расширить второй дроссель до Ø27 мм. Установка современного навесного оборудования с перенастройкой карбюраторного устройства добавляют до 20 л. с. мощности, но увеличивается и расход топлива. Есть и иные способы тюнинга:

Установка маломощной турбины, при условии замены коленвала и шатунов, позволяет увеличить мощность двигателя до отметки в 100 лошадиных сил

  1. ГБЦ для УЗАМ 412 сделать двухвальной: установить 2 распределительных вала по краям головки блока цилиндров вместо одного в середине. Впервые опробован способ в 1969 г. на гоночном Москвиче Г5, показал хорошие результаты.
  2. Поршневую группу заменить: перейти с диаметра поршня 82 на Ø85 мм. Рабочий объём увеличится до 1.8 л.
  3. Улучшить систему питания: установить небольшую турбину с заменой коленвала, шатунов деталями большей прочности. Мощность возрастёт до 100 л. с.

В конце 90-х годов выпущены многие модификации УЗАМ с индексами: 3317 объёмом 1.7 л, 3313 – 1.8, 3320 – 2.0, 248AVL (инжектор) – 2.0 л.

Самый простой и эффективный тюнинг двигателя – сменить штатный мотор на усовершенствованную заводом модель.

Расход топлива

Многочисленные модификации УЗАМ 412 в период 1967-1976 г.г. комплектовались карбюратором К126-Н, который поддерживал потребление бензина в условиях трасса/ город/среднее на уровне 8,5/16,5/10 л на 100 км. Превышение норматива расходных характеристик допускается в пределах 2-3%, большие значения указывают на неполадки двигателя.

Для разных модификаций нормы расхода могут отличаться:

В смешанном режиме двигатель потребляет в среднем 8 литров на 100 км

  • модель 1982 года 412ИЭ-028 с 73-сильным движком расходует по шоссе 8,8 литров АИ-93;
  • Москвич 412 IE в смешанном режиме потребляет 11,3 л/100 км, за городом – 7,5-8;
  • Moskvich 412ИПЭ в городском цикле сжигает до 16,5 литров, а по трассе – 8.

Цена двигателя 412

Новый уфимский мотор для Москвича сегодня найти не получится: их выпуск прекращён. Но предложений по движкам с пробегом довольно много, стоимость варьирует в широких пределах. Предложения о продаже двигателей УЗАМ 412, размещённые в интернете по состоянию на лето 2022 года:

В продаже можно найти б/у двигатели в хорошем состоянии по цене от 20 до 25 тыс. руб

  • силовой агрегат на запчасти – цена минимальная: 2 тыс. руб.;
  • 75-сильный комплектный движок 1.5-литровый после капремонта с установкой новой поршневой группы и навесным оборудованием обойдётся в 8 тысяч;
  • UZAM412DE 1982 года выпуска – 14 тыс. руб;
  • более свежий (1989 г.) б/у мотор стоит 26 тыс. р.;
  • наибольшая цена на версию, которая подходит для ИЖ 2126 и на Москвич – 35 т. р.

Средний ценник на хороший комплектный мотор в рабочем состоянии – 20-25 тысяч. По регионам стоимость может меняться.

Сегодня за 35 тысяч можно купить 75-сильный автомобиль Москвич 412 1992 года выпуска в хорошем состоянии и пробегом всего лишь 100 тыс. км.

Отзывы на двигатель УАЗАМ 412

Надёжность мотора на протяжении всех 35 лет его серийного выпуска подтверждается и спустя 20-летие после схода с конвейера УЗАМ последнего движка для Москвича и его ижевского дублёра. В конце прошлого века 412-й агрегат обладал передовыми для того времени характеристиками, был эталоном простоты ремонта. Бывшие и сегодняшние владельцы уфимских агрегатов отзываются о моторе преимущественно положительно:

Владельцы автомобиля отмечают хорошую ремонтопригодность двигателя в условиях гаража

  • движок ремонтируется в условиях гаража;
  • смена фильтров, масла не обременительна: расход моторной смазки в пределах нормы;
  • лучший вариант для поездок на дачу пенсионерам.

Универсальность двигателя Москвич с индексом 412 подтверждена его установкой не только на автомобили легковые и грузопассажирские, но и на водные катера. Не списаны в утиль уфимские моторы и сегодня: спрос на движки не угаснет, пока Москвичи и ИЖи встречаются на дорогах страны.

Делитесь интересными фактами о двигателе Москвич 412 в комментариях!

Видео по теме

Источник

Оцените статью
Adblock
detector