Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ, замена цепей.
В двигателях семейства ЗМЗ-409 в зависимости от года выпуска и модификации двигателя есть различия в приводе распредвалов. В нем могут применяться однорядные и двухрядные втулочные цепи или однорядные зубчатые цепи. Некоторые различия есть и в самих распределительных валах.
Различия в приводе распредвалов ЗМЗ-409, зубчатые и втулочные цепи ГРМ.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40905.
Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40905 состоит из звездочки коленчатого вала на 29 зубьев, ведомой на 46 зубьев и ведущей на 23 зуба звездочек промежуточного вала, звездочек на 29 зубьев распределительных валов, двух зубчатых цепей : нижняя — 84 звена. верхняя 108 звеньев, гидронатяжителей, башмаков натяжения цепей и успокоителей цепей. Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями.
Для правильной сборки привода распределительных валов и установки фаз газораспределения на звездочке коленчатого вала, ведомой звездочке промежуточного вала, звездочках распределительных валов, блоке цилиндров имеются метки.
При установке привода метки М1, М2 на блоке цилиндров должны совпадать с метками на звездочках коленчатого и промежуточного валов. Метки на звездочках распределительных валов должны быть направлены в разные стороны наружу двигателя и совпадать с верхней плоскостью головки блока цилиндров.
Такое положение распределительных и коленчатого валов соответствует нахождению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Положение поршня первого цилиндра в ВМТ также можно определить по совпадению риски на диске демпфера шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи.
Звездочки впускного и выпускного распределительных валов привода распределительных валов с зубчатыми цепями не взаимозаменяемые. Для их отличия друг от друга на звездочке впускного распределительного вала выбито две установочных метки, на звездочке выпускного распределительного вала имеется только одна метка.
Ведущая звездочка промежуточного вала стальная, для увеличения твердости и износостойкости углеродоазотирована. Звездочки коленчатого вала, распределительных валов и ведомая звездочка промежуточного вала изготовлены из высокопрочного чугуна.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40904.
Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40904 такой же как и на двигателе ЗМЗ-40905, за тем исключением, что на двигателях ЗМЗ-40904.10 ранних выпусков применялся привод распределительных валов не на зубчатых цепях, а на двух однорядных или двухрядными втулочных цепях : нижняя – 72 звена, верхняя — 92 звена, и натяжные устройства со звездочкой вместо башмаков натяжения цепей. То есть такой, как ранее на двигателе ЗМЗ-409.10.
Привод распределительных валов ГРМ двигателя ЗМЗ-40911.
Привод распределительных валов двигателя ЗМЗ-40911 такой же как и на двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905. Различия в приводе распредвалов касаются только самих распределительных валов.
Замена однорядных втулочных цепей привода распредвалов ГРМ ЗМЗ-409 на двухрядные или зубчатые цепи.
При замене однорядных втулочных цепей привода распределительных валов на двухрядные цепи необходимо заменить все звездочки, гидронатяжители и натяжные устройства со звездочками, а при их замене на зубчатые цепи необходимо поменять все звездочки, успокоители цепей, а вместо натяжных устройств со звездочкой поставить башмаки натяжения цепей.
Замена двухрядных втулочных цепей привода распредвалов ГРМ ЗМЗ-409 на зубчатые цепи и наоборот.
При замене двухрядных втулочных цепей привода распределительных валов на зубчатые цепи или наоборот, зубчатые на двухрядные втулочные, надо заменить все звездочки, успокоители цепей, гидронатяжители. Натяжные устройства со звездочкой меняются на башмаки натяжения цепей или наоборот.
Распределительные валы газораспределительного механизма ЗМЗ-40904, ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911.
Распределительные валы всех моделей двигателей отлиты из специального легированного чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочих поверхностей применяется отбел кулачков. Валы вращаются в два раза медленнее коленчатого вала в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками.
От осевых перемещений распредвалы удерживаются упорными полукольцами из полиамида, которые входят в проточки на передней опорной шейке валов и передней крышки распределительных валов.
В двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905 впускной и выпускной распределительные валы имеют одинаковый профиль кулачков, и обеспечивают высоту подъема клапанов на 9 мм.
На двигателе ЗМЗ-40911 впускной и выпускной распределительные валы имеют разный профиль кулачков и обеспечивают высоту подъема впускных клапанов на 8 мм, а выпускных на 9 мм.
На заднем торце выпускного распределительного вала закреплена металлическая пластина, служащая для подачи импульсов датчику фазы Bosch 0 232 103 097 или Bosch 0 232 103 048 системы управления двигателем и последующему определению микропроцессором фазы работы двигателя.
На часть двигателей ЗМЗ-40905 датчик фазы может не устанавливаться и тогда идентификация такта сжатия в первом цилиндре электронным блоком управления происходит по отдельному специально заложенному в него алгоритму.
Фазы газораспределения.
Распределительные валы обеспечивают фазы газораспределения одинаковые для двигателей ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905, и отличные для двигателя ЗМЗ-40911. Подробности на схеме ниже.
Фазы газораспределения действительны только при правильной установке привода распределительных валов. В процессе длительной эксплуатации происходит удлинение цепей привода, что приводит к нарушению фаз газораспределения и ухудшению характеристик двигателя.
Похожие статьи:
однорядный грм
Четвертая статья по ГРМ для семейства змз 406, 405, 409. На этот раз сказ будет про однорядный грм змз, с цепями и звездами Медведева Игоря Александровича. В инете более известного, как Родос-М. В предыдущих статьях я уже говорил что с данным человеком я знаком лично достаточно давно. Но я постараюсь чтобы рассказ опирался не «на знакомство», а на мой опыт инженера механика и установку пары десятков данных комплектов своими руками.
Теория
В предыдущих повествованиях я говорил, что так уж сложилось что на определенные машины, люди хотят поставить определенные комплекты. Те, кто хочет надежность, предпочитает двухрядные комплекты на немецких цепях «Метеор», те кому нужен «результат на стенде и на дороге» выберет однорядный грм змз. Давайте разберем, какие плюсы у данного комплекта и чем он такой замечательный. Основа любого комплекта – это цепь и звезды, остальное кордебалет и подтанцовка. Даже бронзу, которую я делаю для всех комплектов я не могу назвать основной. Да, она дает уменьшение трения, фиксацию валов и прочие плюшки, но, если ее поставить на какой ни будь чудо-грм, типа «боновского», сильно легче двигателю от этого не будет.
Цепи
В инете данные цепи можно найти под двумя названиями. «Быстрые цепи» или более скромное «платиновая серия». Но нам интересно не это, я предлагаю провести сравнение, с очень известными, на сайтах газелеводов и уазофилов, цепями Диттон, рожденными в Прибалтике, в городе Даугавпилс. Данными цепями, как мне кажется комплектуется очень большое количество ГРМ продающихся в магазинах. Второе место занимают цепи из города Кирова, и третье место всевозможный Китай. Итак, кладем рядом две цепи и начинаем сравнивать:
- Цепи разные по конструкции. Цепи Диттон втулочные, так называемые «тяжелые». Цепь Медведева втулочно роликовая, так называемая «легкая». Что скрывается за этими словами, может быть не понятными человеку далекому от механики. Потери на трение в легких цепях могут меньше на 10-15%, чем в тяжелых, поскольку каждое звено представляет собой подшипник скольжения.
- Ролики звеньев изготовлены из цельнотянутой каленой трубки, а не из свернутых в трубочку пластинок. Верхняя ветка цепи испытывает ударные нагрузки, и в конечном итоге, такие «как бы» ролики плющатся, превращая цепь во втулочную. Разрушения это не несет, но ресурс снижает серьезно.
- Боковые звенья цепи, имеют оловянное покрытие, для лучшей прикатки и приработки
- Для повышения износостойкости, поверхность роликов покрыта тефлоном
- Усилие цепи на разрыв, примерно на 10% выше чем у Диттона
- Боковины цепей усиленной конструкции. Толщина 1,3-1,5 мм, как следствие разрывная нагрузка на 10% выше, чем на цепях для «машиностроения». У них боковые пластины 0,7-1,1мм.
Звезды
Самый главный плюс, в звездах, которые разработаны Медведевым это легкий вес и блок шестерня промежуточного вала, сделанная из монолита. Да, я уже много лет работаю со звездами «Русмаш» и у меня к ним нет вопросов по качеству изготовления, но поверьте мне как инженеру механику, блок шестерня, сделанная из двух частей, отцентрированных штифтом, и блок шестерня, сделанная единой, это не одно и тоже. Элемент несоосности двух цепных передач сведен к нулю. Я упомяну великое высказывание моего преподавателя по предмету «детали машин» – механизмы губят не мощность и обороты, а вибрации и детонации.
Однорядный ГРМ змз, конкретика
Комплекты Медведева, которые продаются в инет магазинах Москвы и комплекте, который предлагаю я, есть небольшие отличия. Чаще всего Родос-М присылает мне только цепи и звезды, а остальную часть я собираю сам. Бывает, что звезды распредвалов приходят целиковые и я делаю их «на конусах», уже на своем производстве.
Однорядный грм змз, эксплуатация
Когда на форумах и драйве, доброжелатели, горлопаны и просто мудаки, «топили» данные цепи, основным аргументом было то, что однорядные цепи пилят натяжители. Я отношусь к людям, которые должны увидеть, а главное пощупать и попробовать «на зуб». (Может быть по этому поводу я не понимаю кайф стриптиза, где можно только глазеть). Поэтому я сильно порадовался, когда на Патриоте приехал мой приятель, попросил на нулевую машину поставить однорядный комплект, а через 50 тысяч, захотел его снять и поставить двухрядку. Связано это было с перспективой поставить компрессор. Таким образом я получил на руки снятый однорядный комплект ГРМ змз, который я наблюдал на пробеге 25 тысяч км и 50.
Фото башмаков натяжителей я публикую в данной статье, вот так они выглядели при первом вскрытии и при снятии. То есть дело в следующем, процесс остановился, как только спинки «пропили» себе канавки и глубина дошла до роликов, далее процесс остановился. Моё личное мнение по этому поводу. Один раз в 50-60 тысяч км залезать в однорядный ГРМ змз, на предмет замены башмаков натяжителей и контрольного осмотра. Данные комплекты ставились мной на волги с турбинами, газели, Патриоты и Хантеры всех мастей. Но все-таки я предпочитаю, чтобы этот комплект был поставлен или на штатную машину (редуктора и колеса близкие к заводу) или это осознанная установка «на результат». В частности, однорядный грм змз, который я снял на 50 тысячном пробеге я поставил на свою Волгу, на которой я экспериментирую с движком, обкатываю распредвалы и делаю доработки ГБЦ. Данные цепи и звезды стоят на машинах гонщиков СКА в чемпионате России по автокроссу. Разрыва цепей на однорядном ГРМ мне неизвестно. Как это ни странно в Питере был случай, когда порвались двухрядные цепи из данной серии, но там вскрытие показало, что больше оказались виноваты нештатные натяжители, которые просто перетянули цепи и большое осевое гуляние промежуточного вала.
Статьи по теме:
Уаз цепь грм одна рядная
Однорядная и двухрядная цепь ЗМЗ: в чем проявляются их отличия и какая из этих цепей более надёжная при работе с двигателем. Начнем с того, сто однорядная цепь устанавливается на автомобиль марки «УАЗ», с двигателем ЗМЗ 409, двухрядная же цепь служит для бензинового двигателя ЗМЗ 406 и 405.
У однорядной цепи имеется множество недостатков, таких как: давление в системе смазки, малый срок эксплуатации. К этому можно добавить ещё и то обстоятельство, что цепь привода ГРМ требует разборки самого двигателя, и даже в этом случае ее довольно непросто установить. Однорядная цепь имеет свойство чаще рваться, нежели двухрядник. Помимо всего прочего, в комплект однорядной цепи входит незначительное количество элементов. По всем показателям, однорядная цепь ЗМЗ уступает двухрядной, и в этом кроется неоспоримый факт.
Надёжность и простота в использовании, вот что даёт автомобилисту установка двухрядной цепи. Двухрядная цепь зарекомендовала себя с положительной стороны, многие автоэксперты рекомендуют использовать именно ее. В числе плюсов такого ремкомплекта: долгий срок эксплуатации, низкая цена на изделие. Если вы не определились, какую цепь ЗМЗ установить на двигатель авто, то лучшим решением будет, именно двухрядная.
Однорядная цепь не принесет явной пользы двигателю автомобиля, а вот двухрядное устройство повысит общий КПД мотора, сделает его более прогрессивным. Установка металлической цепи не вызывает особых нареканий, все делается достаточно просто и легко. Двигатели ЗМЗ 405/406 с установленной на них двухрядной цепью, работают весьма эффективно. Делайте свой выбор в пользу двухрядной цепи, она послужит вам в пользу. На просторах интернета можно увидеть тысячи положительных отзывов об этом устройстве, насколько оно в приоритете.