По результатам изучения первого макетного образца самосвального «головастика» специалистами обоих заводов было решено внести несколько важных конструктивных изменений: разработать высокий передний борт, совмещенный с дугой безопасности, установить тент со съемным пространственным каркасом, уменьшить погрузочную высоту, перенести усилительную обвязку бортов наружу во избежание налипания груза на внутреннюю поверхность боковин кузова. Помимо этого, требовалось поработать над металлоемкостью самосвальной установки и компоновкой машины в целом. Эти пункты подразумевали необходимость максимально возможного смещения платформы вперед для оптимизации развесовки по осям, а также снижение собственной массы самосвального оборудования до 340-360 кг с целью сохранения фактической грузоподъемности на уровне 800 кг. Все это было отражено в Техническом задании ПТЗ 37.154.003-94, на основании которого весной 1994 года был изготовлен второй опытный образец автосамосвала. В соответствии с письмом НАМИ, за ним уже был закреплен новый официальный индекс «2923-0000010». Разница в платформах первого и второго образцов была видна невооруженным взглядом. У нового самосвала боковые борта были на 100 мм ниже, чем передний и задний. При этом задний борт, будучи откинутым на верхних петлях на 270°, ложился сверху на боковые борта и в таком виде мог представлять собой прилавок при использовании автомобиля в качестве передвижной торговой точки. Для увеличения объема платформы служили деревянные надставки для боковых бортов, а для зашиты груза от непогоды — тент с дугами, обеспечивающими высоту грузового отделения в 1700 мм. Для облегчения доступа в кузов предусматривалась специальная лестница, выдвигавшаяся из-под задней части платформы. Сохранилась и откидная скамейка на четырех человек, прикрепленная к переднему борту. Именно в таком виде автомобиль был сертифицирован в декабре 1994 года (ОТТС № РОСС RU.MT.02.E00279 до 31.12.1995) и после проведения полноценной подготовки производства запущен в серию. А двумя месяцами ранее на него был получен Патент на промышленный образец № 42730 «Автомобиль грузовой». Авторами разработки значились: со стороны УАЗа — технический директор Б.И. Новиков, главный конструктор В.Ф. Чирканов и начальник КБ В.А. Кузнецов, со стороны САЗа — главный инженер Е.В. Ларионов, главный конструктор М.А. Корнилов, начальники КБ Г.А. Большаков и Е.Ф. Мартынов. Массовым продуктом «головастики»-самосвалы из Саранска так и не стали. В 1995-2000 годах было выпущено всего лишь 76 товарных спецавтомобилей УАЗ-САЗ-2923, причем 67 из них было изготовлено в 1995 году. Видимо, сказались трудности с продвижением новинки на рынке. Мало разработать и освоить конкурентоспособную машину — ее еще нужно и продать, для чего соответствующим образом разрекламировать. Но о факте существования подобного минисамосвала большинство заинтересованных лиц в тот момент просто не узнали. В отсутствие же ожидаемых объемов продаж дальнейшие работы над самосвалами УА3-САЗ — в том числе создание версии повышенной грузоподъемности на длиннобазном шасси УА3-33036 — были заморожены. Ну, а что касается нескольких десятков собранных машин, то волею судьбы они оказались разбросанными практически по всей территории страны: помимо соседних с самой Мордовией и Ульяновском районов отдельные экземпляры самосвалов попали в Ростовскую, Волгоградскую и Тюменскую области, на Алтай и даже в Хабаровский край! Тем не менее, по отзывам немногочисленных потребителей, УАЗ-САЗ-2923 оказался прекрасно приспособленным для сельской местности и частного сельского подворья. Некоторые из клиентов, когда-то купивших такую машину, до сих пор обращаются в отдел сбыта завода, желая заказать аналог. Впрочем, опыт создания УАЗ-САЗ-2923 для саранских конструкторов не прошел бесследно: отдельные технические решения, опробованные на «головастиках», впоследствии были использованы при разработке автосамосвала ГАЗ-САЗ-3512 на шасси ГАЗели.
Страница создана 06 марта 2016 года Последняя редакция — 07 марта 2016 года