УАЗ-469 new — Второе рождение «Козла»
В 2010 году Ульяновский автомобильный завод возобновил производство автомобиля УАЗ-469 образца 1972 года. Этот автомобиль, унаследовавший прозвище «Козёл» от своего предшественника ГАЗ-69, в своём первоначальном виде выпускался в Ульяновске 13 лет. В 1985 году его переименовали в УАЗ-3151, снабдили вакуумным усилителем тормозов и увеличили мощность мотора, а в 1993 году уазик наконец-то оборудовали кузовом с жёсткой крышей. В 2003 году УАЗ превратился а UAZ Hunter — с передними дисковыми тормозами и пружинной подвеской, с современными мостами типа Spicer, с гидроусилителем руля, шестнадцатиклапанным двигателем ЗМЗ-409 и пятиступенчатой коробкой передач. Однако стране был нужен максимально дешевый уазик.
Именно поэтому еще весной 2007 года ульяноыцы выпустили на рынок упрощенный Хантер Классик со старым нижневальным двигателем УМЗ-421 и четырехступенчатой коробкой передач. Упростив конструкцию, ульяновцы смогли снизить цену на 12 тысяч рублей. Однако январе 2008 года его производство Классика прервало введение экологических норм Евро-3, но прошлой весной Классик вернулся на рынок — с новым силовым агрегатом, но с упрощенным кузовом с тентом, металлическими бамперами и откидным задним бортом, что позволило опустить цену ещё на 25 тысяч рублей – до 355 тысяч. Но и это для сельских жителей, которые в основном и покупают уазики, оказалось дороговато, и вот теперь начался выпуск еще более дешевого Хантера — это и есть УАЗ-469 new.
Новый УАЗ-469 выпускается в двух вариантах: с тентом и с металлической крышей. В первом случае внедорожник стоит 299 тысяч рублей, во втором – 320 тысяч рублей. По сравнению с тем, что стоил 469-й в советские времена, это сущие копейки – тогда, в год смерти Брежнева, на стихийной автобарахолке у магазина «Тулпар» подержанный УАЗ продавали за 15 тысяч рублей, что в нынешних деньгах эквивалентно стоимости Туарега. Нынешний же российский рубль дешевле тогдашнего советского в 136 раз, и следовательно, в советских деньгах нынешний УАЗ-469 new стоил бы 2200 рублей – за такие деньги в 1982 году можно было купить лишь изрядно подержанный «Запорожец» или сильно прогнивший 407-й «Москвич».
По своим линейным размерам нынешний УАЗ-469 new полностью соответствует УАЗ-469 1972 года рождения. Это и неудивительно – дело в том, что и штамповая, и сварочная оснастка для нового автомобиля используется та же самая, что применялась и при строительстве первых 469-х. Поэтому длина автомобиля при всё той же 2380-миллиметровой колёсноё базе по-прежнему составляет 4025 миллиметров. Ширина всё также равна 1785 миллиметрам, и лишь высота выросла на один сантиметр – 2025 мм против 2015.
Внутри просторно, ведь откидных сидений больше нет. Ими пожертвовали ради экономии. Избавили автомобиль и от дешевого дребезжащего пластика, которым густо увешан УАЗ Хантер. кресла по сравнению с Хантером тоже стали проще, исчезли газовые упоры капота. Замок зажигания находится в привычном для уазика месте, то есть с неудобной левой стороны. Подлокотники в точности такие же, как и на том старом уазике. А дверцы, обитые изнутри ковролином, захлопываются с таким же усилием. Единственное, что отличает интерьер нового 469-го от старого, так это окошечко цифрового счетчика пробега на шкале спидометра и один рычаг раздатки вместо двух – раздатка здесь, как и ручной тормоз, и гидроусилитель руля Delphi, заимствована у Патриота.
«Колхозные» мосты типа Timken, но с поворотными кулаками, дисковыми тормозами спереди и модернизированными барабанами сзади, вернулись на УАЗ 469 с 452-х «буханок». Стоящих на конвейере уже 52 года. Правда, переднюю подвеску оставили пружинной, как у Хантера.
Стандартный объём багажника равен 900 литрам. Полный же составляет 1830 литров. Точно такие параметры багажника были и у старого УАЗ-469. ставят старую двухсекционную дверь багажника — запаска висит на отдельном кронштейне, а откидной борт помогает перевозить длинномеры.
Кроме того, на УАЗ-469 new, как и на старом УАЗе, имеется два топливных бака по 39 литров.
Слабым местом УАЗа остаётся малая коррозионная стойкость кузова. Причину этого ульяновцы видят в том. сто при грунтовке они до сих пор используют анафорез. Для перехода на катафорезный грунт, который, по их мнению, улучшил бы коррозионную стойкость кузовов, нужно полтора миллиарда рублей. Однако пример ВАЗа и ГАЗа показывает, что и после перехода на катафорез коррозионная стойкость осталась неудовлетворительной. Поэтому ни правительство, ни инвесторы не спешат выделять деньги на эту затею.
Однако нам уже давно пора переходить к ходовым испытаниям, и мы заглядываем под капот этой морально устаревшей новинки. Там стоит продольно расположенный 16-клапанный инжекторный двигатель с распределенным впрыском топлива, который, как заявляют на заводе, расходует на 100 километров пути всего 10,6 литра столько же, сколько расходовал старый УАЗик с 21-м двигателем. Правда, бензин теперь уже не 76-й, а 92-й – всё равно 76-й нынче найти весьма затруднительно – в Москве я вижу его лишь на одной заправке, расположенной при выезде с Борисовских прудов на Каширское шоссе. Заводчане с удовольствием поставили бы и старый восьмиклапанный волговский мотор, но теперь моторный завод, принадлежащий конкурирующей группе ГАЗ, ульяновцам их не продаёт.
При 95,5-миллиметровом диаметре цилиндра и 94-миллиметровом ходе поршня установленный здесь мотор имеет 2,693-литровый рабочий объём. Такой же двигатель ставится и на других УАЗах, но если на Патриотах и Хантерах стоит версия ЗМЗ-4094, которая при 4600 оборотах в минуту развивает 128 л.с., то для «буханок» была разработана дефорсированная версия ЗМЗ-4091, которую теперь и поставили на обновленный 469-й. При 4150 оборотах в минуту этот мотор, имеющий девятикратную степень сжатия, развивает 112-сильную мощность, которая позволяет этому довольно лобастому 1620-килограммовому автомобилю развивать 130-километровую максимальную скорость.
В отличие от Хантера, снабженного корейской пятиступкой DYMOS, коробка передач у новой машины прежняя – четырехступенчатая АДС. Правда, передаточное число на первой передаче, к которой, кстати говоря, теперь добавился синхронизатор, понизили с 4,12 до 3,78, но и при таком передаточном соотношении машина на первой передаче легко вылезает из любой грязи. Делает эту коробку бывший цех УАЗа, ныне превратившийся в самостоятельную фирму «Автодеталь-сервис». Усилие на рычаге четырехступки выше, чем у пятиступки, но четкость переключений вполне приемлема.
Шумоизоляция в автомобиле полностью отсутствует, как отсутствует и кондиционер. Кроме того, вместо обычных опускаемых стекол в дверных окнах установлены сдвижные фрамуги, которые открываются лишь с применением огромно усилия. Однако щели в дверях такого размера, что в салоне этой машины никогда не будет слишком душно.
Несмотря на отсутствие ABS, даже на мокром асфальте УАЗ тормозит ровно, без рысканий, но 52-метровый тормозной путь при торможении со 100-километровой скорости по современным меркам всё-таки длинноват.
К сожалению, унаследовал УАЗ от своего предшественника и малы угол поворота колёс и, как следствие, довольно большой радиус поворота – 6,3 метра, который сильно ограничивает маневренность как в лесу между деревьями, так и в тесном дворе деревенского дома.