Замена радиатора отопителя УАЗ
Система отопления салона внедорожников Ульяновского автомобильного завода конструктивно очень проста и ничем не отличается от системы отопления современных автомобилей. Отопитель, который в специальной литературе часто называют «печкой», состоит из радиатора в коробке, вентилятора с мотором и резистора для управления оборотами двигателя. Отопители являются неотъемлемой частью системы охлаждения автомобиля.
Конструктивные особенности отопителя УАЗ
Воздухозаборники, заслонки коробки теплообменника и два гофрированных шланга, подключенных к воздушным соплам ветрового стекла, являются частью системы отопления.
С 2010 года конструкция отопителей УАЗ была изменена, чтобы предотвратить попадание влаги в коробку. Для этого между люком воздухозаборника и радиатором печки был установлен дополнительный короб для сбора и отвода дождевой воды, попадающей в воздухозаборник автомобиля при открытом люке. Когда бак заполнен, излишки воды сливаются наружу через сливной шланг, который ведет к переборке, отделяющей пассажирский салон от подкапотного пространства.
К сожалению, установка этого пластикового бака (номер по каталогу — 3151-08101231) ухудшает естественную вентиляцию во время движения, особенно на низких скоростях, так что приходится использовать принудительную вентиляцию, особенно в жаркую погоду. Однако в этом есть и положительная сторона. Он предотвращает попадание капель дождя на стенки теплообменника и превращение их в пар, который затем попадает в салон с потоком воздуха и конденсируется на стеклах. Кроме того, бак обеспечивает защиту от других загрязнений, таких как пыль, песок, ветки растений и насекомые.
Естественная вентиляция в автомобиле втягивает воздух через вентиляционные отверстия боковых окон или наружные воздухозаборники (решетки, расположенные непосредственно перед ветровым стеклом на капоте). Принудительная вентиляция означает, что воздух нагнетается в автомобиль с помощью электрического вентилятора в коробке отопителя. Поток воздуха может быть направлен на дефлектор как при нагреве (когда краны радиатора открыты), так и при охлаждении.
Помимо ветрового стекла, воздух направляется к ножкам передних сидений (водителя и переднего пассажира) и, в некоторых моделях, к задним сиденьям через воздуховод в центральном тоннеле.
Поток воздуха в кабине регулируется регулятором, переключающим режим работы электровентилятора, и регулятором, открывающим на определенную величину люк воздухозаборника.
На практике в салоне УАЗа при всех закрытых окнах поток воздуха недостаточно сильный как летом, так и зимой. По этой причине многие владельцы внедорожников ищут способы устранения этого недостатка конструкции. Одним из таких решений является замена оригинального теплообменника на более вместительный и одновременная замена двигателя вентилятора.
Как функционирует печка УАЗ
Нагрев воздуха, поступающего в салон автомобиля, осуществляется радиатором печки УАЗ, а регулировка количества охлаждающей воды, циркулирующей в теплообменнике, осуществляется с помощью крана. В некоторых моделях УАЗ (особенно с двигателем УМЗ-417/421) этот кран расположен в самом двигателе (в районе головки блока цилиндров). На автомобилях с двигателем ЗМЗ-409 кран подогрева расположен на пассажирской стороне приборной панели.
На последних версиях УАЗа с двигателем ЗМЗ-409 теперь доступно дистанционное управление положением клапанов, что еще больше облегчает управление отопителем.
При открытом кране антифриз, циркулирующий в магистралях системы охлаждения, находится практически в самом горячем состоянии, поскольку он направляется из блока цилиндров силового агрегата непосредственно в радиатор. После теплообменника теплоноситель направляется в насос, который образует малый циркуляционный контур, идущий параллельно основному или большому контуру. Наружный воздух, поступающий через открытый люк воздухозаборника, направляется в корпус отопителя, где включается вентилятор и нагнетает воздух на горячий радиатор. Это нагревает воздух, который затем поступает через систему воздуховодов в автомобиль. Горячий воздух может быть направлен в разных направлениях: на ноги водителя и переднего пассажира, на передние стекла и на заднюю часть салона (область ног). УАЗ не позволяет обдувать боковые стекла, но это можно рассматривать как недостаток конструкции.
Переключатель вентилятора двигателя имеет три положения: выключено, минимальные обороты двигателя и максимальные обороты. Помимо скорости обдува, он также регулирует количество воздуха, поступающего в помещение. За это отвечает регулятор открытия люка воздухозаборника.
Радиатор отопления УАЗ работает с максимальной эффективностью только при полностью прогретом двигателе, т.е. когда температура охлаждающей жидкости выше 80°C. Зимой, когда температура опускается ниже -20°C, рекомендуется закрывать основной радиатор специальным изолирующим кожухом, чтобы сохранить эффективность работы отопителя. На моделях УАЗ 31512/31514/31519 есть возможность регулировки открытия заслонки решетки радиатора.
Основные неисправности печки УАЗ
Даже если в теплые месяцы о наличии отопителя салона забывают, с наступлением холодов владельцы отечественных внедорожников должны помнить, что эффективность работы отопителя не зависит от погоды.
Что же представляет собой «радиатор», основная часть отопительного прибора? Это металлическая коробка, содержащая разветвленную сеть пластин (соты) из алюминия. Циркулируя между этими пластинами, антифриз охлаждается и передает тепло сотам радиатора. Воздух, проходящий между ними, нагревается и поступает в салон. Этот примитивный метод редко используется в современных автомобилях, но он очень эффективен.
В этом случае необходим вентилятор. Без вентилятора воздух нагревается, но под действием силы тяжести, т.е. поступает в воздуховод с минимальной скоростью. Поэтому радиатор играет непосредственную роль в нагревании воздуха, поступающего снаружи (его второе название — теплообменник, и не без основания), а вентилятор — средство нагнетания горячего воздуха в автомобиль.
Алюминиевые радиаторы (профиль)
Средний срок службы радиатора отопителя составляет около 100 000 километров, что неплохо, но на этот показатель влияет ряд факторов. Если вы мало пользуетесь автомобилем зимой и условия вождения хорошие (вы ездите по дорогам хорошего качества и живете в экологически чистом районе), то после 200 000 км пробега отопитель не будет вас беспокоить. Но чаще всего бывает наоборот. Если вам приходится часто ездить зимой, то дороги плохие, а экология в самом худшем состоянии. А если вы используете некачественный антифриз или заменяете им обычную воду летом, соты в радиаторе засорятся, снижая теплоотдачу до неприемлемого уровня. И это произойдет гораздо быстрее, чем в среднем.
Во-первых, при одинаковых условиях (режим работы отопителя, температура наружного воздуха) вы заметите засорение радиатора по мере снижения температуры внутри автомобиля. Во-вторых, типичным признаком неисправности радиатора отопителя является частое запотевание оконного стекла, которое продолжается в течение длительного времени. Наконец, если в автомобиле присутствует неприятный запах, это, скорее всего, связано с засорением сот в теплообменнике, что создает идеальные условия для разложения органических веществ, скопившихся на стенках радиатора.
Если промывка не помогает, решением является промывка или замена радиатора печки УАЗ Фермер.
Второй по распространенности неисправностью отопителя является протекающий радиатор. Это происходит из-за попадания в автомобиль паров охлаждающей жидкости, которая придает салону характерный сладковатый запах. Когда это происходит, необходимо немедленно выявить и устранить утечку.
Если причиной утечки является кран, его необходимо заменить.
Еще хуже, если утечка охлаждающей жидкости происходит непосредственно из радиатора. По мере старения теплообменника часто образуются микротрещины. Микротрещины со временем увеличиваются под воздействием неблагоприятных факторов (агрессивная среда, высокие температуры) и теряют свою непроницаемость. Алюминий считается некорродирующим металлом, но он также окисляется, хотя со значительно меньшей скоростью и силой. Поэтому причиной утечек радиатора может быть коррозия, а также внешние механические воздействия (ударные повреждения автомобиля или предыдущие ремонты).
Утечки охлаждающей жидкости могут привести к отказу отопителя, а также к перегреву двигателя из-за недостатка охлаждающей жидкости, что является более серьезной проблемой. Плохая новость заключается в том, что если утечка небольшая, ее очень трудно вовремя заметить. По этой причине при проверке уровня моторного масла всегда рекомендуется смотреть на расширительный бачок.
Стоит отметить, что отремонтировать алюминиевый радиатор в домашних условиях практически невозможно. Пайка такого металла требует специального оборудования. Однако, если нагреватель не в хорошем состоянии, такой ремонт бесполезен. Через некоторое время утечки могут появиться в других местах. Однако учтите, что качественная пайка стоит довольно дорого, и вы можете оказаться в невыгодном положении, если проблема повторится через несколько месяцев. Новые нагреватели стоят недорого, их можно приобрести примерно за половину цены вентилятора с электродвигателем. Причина в том, что размеры радиатора отопителя УАЗ значительно меньше размеров основного радиатора.
Поэтому владельцы, однажды столкнувшиеся с такой проблемой, как правило, предпочитают вместо сомнительного ремонта заменить его на новый оригинальный нагреватель или его аналог.
Радиаторы отопителя в УАЗ
Алгоритм замены радиатора
На примере модели Patriot мы подробно рассмотрим, как снять радиатор печки с автомобиля семейства УАЗ. Технически это не очень сложно, но требует много времени. Вам понадобится минимум инструментов (отвертка, молоток, гаечный ключ, тряпка, емкость для слива антифриза).
Теперь приступим к разборке радиатора отопителя.
Теперь вы можете осмотреть радиатор на предмет ремонта или очистки. Если ремонт невозможен, приобретите новый теплообменник.
Установка выполняется в обратном порядке.
Как видите, снятие радиатора печки УАЗ требует демонтажа приборной панели, что является наиболее трудоемкой частью процесса. Если вы хотите заменить оригинальный нагреватель на аналоговый, будьте готовы к тому, что придется внести некоторые незначительные изменения.