Доработка штатной электрики
Начну с того, что электрика, особенно автомобильная — это, похоже, мое проклятие. С одной стороны, люблю я в проводах копаться 🙂 С другой стороны — ненавижу: при этом такие позы приходится принимать, что «Камасутре» завидно станет 🙂
Тем не менее люблю я это дело. А какая машина может предоставить самое широкое поле для творчества электрика? УАЗ, конечно! В иномарках и наших легковушках копаться скучно, творчества никакого 🙂
Также считаю необходимым заметить, что профессиональным электриком — в смысле наличия соответствующего диплома — я ни разу не был.
Начиная свое путешествие по электросистеме Лаки, я ставил целью сделать «Неубиваемый Универсальный Транспортер Современного Мужчины» (©Кувалда). До и по ходу процесса вдумчиво вкуривались УАЗбука и все те материалы по автоэлектрике, кои мне удалось найти в своих закромах и в Рунете.
Вообще, переделка электросхемы серийной машины — что-то вроде изобретения велосипеда: вроде все уже есть, но как-то оно неправильно есть 🙂 Посему велосипед вначале изобретался на бум. мнэээ. в векторном редакторе, а потом, когда схема обретала законченный вид, она реализовавалась на машине. Я не задавался целью полностью заменить проводку, все новое сделано «поверх» старого, ненужные провода штатной проводки изолировались и прятались подальше — резать жалко, а выпутывать из жгутов лень. Подробности процесса велосипедостроения я опущу и перейду сразу к результатам. Приведенные схемы не вечные и иногда они переделываются. по разным причинам. К тому же я счел нужным публиковать лишь то, что уже воплощено на машине. По мере реализации идей буду добавлять схемы.
Но сначала — некоторые условности, принятые для упрощения рисования схем и описания их:
- белый цвет условно показан серым (к сожалению, если провод в реальности серый, то и на схеме он тоже серый);
- дополнительный блок предохранителей назван ПР2, предохранители ПР2.х; предохранители штатного блока именуются ПР1, ПР2 и ПР3;
- схемы полумонтажные без жгутовки, т.е. расположение элементов примерно соответствует таковому на машине.
Система электроснабжения.
Изменена полностью. Генератор соединен проводом 10кв.мм. напрямую с АКБ, от нее уже идет вход в общую схему автомобиля. Плюс подобной схемы в том, что АКБ являет собой фильтр, гасящий все наводки от генератора и сглаживающий пульсации выпрямленного напряжения. Идея позаимствована у Виктора Поморцева. Питание регулятора напряжения — от реле зажигания через предохранитель.
Под торпедой за бардачком (с правой стороны) установлен волговский блок предохранителей (я назвал его «главная колодка») 111.3747, на который приходит провод 10кв.мм. от АКБ. Там же установлено реле стартера в качестве разгрузочного реле зажигания (управляется контактом 15/2 замка зажигания), блок предохранителей ГАЗ-3110 46.3722 (9 штук) и панелька с гроздью релюшек поменьше, о назначении которых ниже (фото). Главная колодка — точка входа питания в электросхему. Штатные провода от генератора и к АКБ отключены, заизолированы и убраны с глаз долой.
От главной колодки идет провод 6кв.мм. на ПР3, далее на замок зажигания (30 и 30/1) и на штатный тепловой предохранитель.
На данный момент используется генератор 2022.3771 90А от «Бычка» с волговским двухручьевым шкивом и выносным РН 13.3702. РН прикрутил на стенку моторного отсека справа. Выпрямительный блок от ЗиЛ-4331 в генератор не поместился и установлен на перегородке справа от салонной печки. Там же установлен еще один блок предохранителей 111.3747 для питания электровентилятора и дополнительного света. Выключатель «массы» — с дистанционным управлением от «Бычка», кнопка расположена на консоли.
Наружное освещение.
Изменено полностью. В фары установлена оптика «с подсветкой» (т. е. с габаритной лампочкой), провод от лампочки выведен через штатный кембрик, корпус разъема заменен на трехконтактный. Т.к. вся сильноточная электрика переехала вправо, проложены новые провода на ближний и дальний свет увеличенного сечения; штатные заизолированы. Лампы OSRAM H4 60/55Вт. Справа же установлены реле включения ближнего и дальнего света. Подрулевики заменены на современные от «Бычка».
Габариты включаются через реле, расположенное слева и запитанное от штатного теплового предохранителя.
Штатный переключатель освещения удален, вместо него использованы кнопочные выключатели: габаритов, головных и противотуманных фар и заднего противотуманного фонаря. Кнопки установлены на самодельной пластмассовой панельке справа от руля по нижнему краю торпеды.
Звуковая и световая сигнализация.
Почти штатная. Про подрулевой переключатель я уже писал. Доставшиеся в наследство от предыдущего владельца «волговские» сигналы установлены на кронштейн на раме, реле — на общей панельке. Дополнительно установил на заднем конце правого лонжерона фонарь заднего хода: с одним штатным в правое зеркало ничего не видно. Включается через реле только при включенных габаритах; реле установлено на кронштейне заднего левого фонаря внутри салона.
Стеклоочиститель и омыватель.
После замены редуктора и трапеции на новые (80.5205) промежуточное реле укладчика и диодный блок были удалены, и схема приобрела более простой вид:
Всякие удобства.
Вот уж где фантазия развернулась! В консоль был врезан доработанный плафон освещения от «Газели», который сделан трехрежимным: а) подсветка салона при открытии двери; б) освещение от своего выключателя; в) штурманский свет. Штатный плафон освещения кабины со своим выключателем остался на месте; сохранил я и первый штатный плафон в салоне. К нему добавил подсветку подножки боковой двери и плафон от Москвича-2141, совмещающий в себе освещение и штурманский свет. Освещение у задних дверей сделал из двух салонных плафонов от ВАЗ-01-07, они же играют роль ночников — очень, знаете ли, удобно забираться на спальник не вслепую.
Диодная развязка концевиков сделана для исключения зажигания всех плафонов при открытии любой двери.
Обогрев зеркал и стеклоподъемник потребовали соответствующих выключателей, для установки которых была сделана «борода» между штатной торпедой и коробом воздухопритока. Также на ней смонтированы прикуриватели (раздельно для водителя и пассажира), пепельница, переключатели вентиляторов отопителя и клавиша переключения режимов электровентилятора радиатора. Предполагается установка на нее и «модуля управления светотехникой» от «Патриота» (он же применяется на «Калине»).