Замена ремня генератора на УАЗ «Буханка»
Народный автомобиль, прозванный «Буханкой» за свой характерный внешний вид, уже более полувека ездит по российским дорогам и не собирается выходить из обращения. Это неудивительно, учитывая универсальность и простоту обслуживания этой модели. Несмотря на то, что он постоянно совершенствуется, включая приводной механизм, его ремень требует периодической замены. Сегодня вы узнаете все тонкости и нюансы этого процесса.
Периодичность замены
Не существует такого понятия, как вечный пояс. Можно даже предположить, что такой пояс никогда не был создан, в отличие от вечного двигателя. Шутки в сторону, однако, необходимо следить за целостностью ремня, и первым признаком того, что он перестал выполнять свою функцию должным образом, является появление характерного свистящего звука из-под капота. Для каждой модели автомобиля установлены свои интервалы проверки и замены приводных ремней.
Для УАЗ «Буханка» это ТО-6, т.е. после 60 000 км пробега. Однако на практике этот срок зависит от многих факторов, которые трудно учесть, и, прежде всего, от условий эксплуатации автомобиля. Поскольку «Буханка» считается грузовиком, такие условия нельзя назвать «легкими», поэтому осмотр и замена ремня генератора УАЗ «Буханка» с двигателем 409 требуется чаще.
Сам материал поликлинового ремня растягивается в незначительной степени, но изнашиваются его фермы, что приводит к увеличению внутренней длины окружности ремня, в результате чего он начинает провисать. Кроме того, резина со временем твердеет и начинает крошиться, что приводит к растрескиванию или даже разрыву ремня. Поскольку материал ремня не обработан специальными составами, контакт с техническими жидкостями (моторным маслом, бензином или антифризом) также способствует преждевременному износу ремня и снижает долговечность изделия. На резину также негативно влияет мороз, который вызывает затвердевание резины, и грязь, которая повреждает внутреннюю поверхность ремня.
Проверка и натяжение ремня УАЗ «Буханка»
Согласно регламенту, проверка состояния и натяжения ремня генератора УАЗ 452 и его многочисленных модификаций должна проводиться при каждом техническом обслуживании.
Признаками, указывающими на необходимость замены ремня, являются:
- наличие трещин, проколов, порезов, отслоение ткани от резины на поверхности изделия, критический износ зубцов;
- наличие следов моторного масла.
Для выявления таких дефектов следует провести визуальный осмотр ремня без разборки.
Если на поверхности ремня имеются потеки масла, перед заменой ремня следует определить и устранить причину утечки. Чаще всего это вызвано износом сальников коленчатого вала.
Рассмотрим, как выполняется натяжение ремня генератора «Буханка» для карбюраторных двигателей (ЗМЗ 402, УМЗ 421, УМЗ 417):
- ослабьте болт, удерживающий шкив натяжителя ремня;
- поверните регулировочный винт на несколько оборотов, доведя натяжение ремня до требуемого значения;
- исправным считается состояние, когда при приложении усилия 8 кгс (около 80 Н) к ремню между насосом и генератором достигается прогиб 12-15 мм. Если динамометра под рукой нет, можно заменить пружинные весы старого образца, например, устройство для смены ремней, потянув за ремень крючком;
- после достижения необходимого натяжения затяните крепежный болт натяжного ролика.
Аналогичная операция с ремнем привода рулевого управления и одновременно вентилятора (у них разные шкивы) выполняется путем перестановки насоса рулевого управления.
Для этого ослабьте болт, которым насос гидроусилителя руля крепится к кронштейну, затем затяните регулировочный болт, который перемещает насос гидроусилителя руля в сторону кронштейна, и затяните его.
Прогиб в диапазоне 10-15 мм является нормальным для ремня гидроусилителя руля. Приложенное усилие (между валом рулевого насоса и шкивом привода вентилятора) такое же, как и в предыдущем случае — 80 Н.
После достижения необходимого натяжения затягивается болт крепления насоса.
Следует отметить, что многие модификации УАЗ 452 не имеют гидроусилителя руля, поэтому там следует проверять только один приводной ремень.
Но поскольку ремень один и тот же, на месте шкива насоса установлен дополнительный шкив, чтобы ремень был натянут и правильно выровнен для охвата других шкивов. Здесь, чтобы отрегулировать натяжение приводного ремня, необходимо ослабить гайку на этом шкиве, а затем начать вращать винт натяжения.
Если на «Буханке» установлен двигатель ЗМЗ-409, соответствующий третьему экологическому стандарту, то на него устанавливается автоматический натяжитель ремня. Поэтому при таких модификациях нет необходимости проверять натяжение ремня, а достаточно проверить состояние автоматического натяжителя при снятом ремне. Если механизм поврежден, его заменяют на новый.
Замена ремня генератора
Прежде всего, давайте определим, какие ремни подходят для тех или иных двигателей.
Для двигателей ЗМЗ 402 (и 451 Hunter-mounted) требуется клиновой ремень 1018/1025/1050 мм. Для ЗМЗ-409 (старого типа) требуется ремень 6RK1220. Автомобиль с двигателем 409 (Евро 3) имеет два ремня: ремень генератора 6RK1275, ремень трансмиссии 6RK1195.
Рассмотрим процедуру замены ремня генератора на современном двигателе ЗМЗ-409 (инжекторный). Из инструментов нам понадобятся гаечные ключи на 10 (две штуки)/12/17.
- Ослабьте болты, крепящие насос рулевого управления к кронштейну;
- Поверните регулировочный винт, отвечающий за натяжение ремня привода рулевого управления/вентилятора. Поскольку этот винт находится в неудобном месте, лучше использовать головку 10 мм с гибким удлинителем, для удобства подсветите это место фонариком;
- Переместите насос управления вправо по направлению движения;
- Снимите ремень со шкивов коленчатого вала, рулевого насоса и вентилятора;
- Ослабьте на несколько оборотов болт натяжителя ремня привода генератора «Буханка»;
- Поворачивайте регулировочный винт, пытаясь ослабить ремень, снимите его;
- Установите новые ремни на прежние места в обратном порядке — сначала генератор, затем привод;
- После замены не забудьте отрегулировать натяжение ремней в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе.
На модификациях с карбюраторными двигателями процедура замены ремня идентична описанной выше. Нюансы могут быть только на моделях без гидроусилителя руля, но они не имеют значения, так как положение шкивов там одинаковое.
Если наши усилия позволили устранить свист и проблемы с зарядкой аккумулятора, то больше ничего делать не нужно. В противном случае вам придется разобрать генератор переменного тока — вероятно, причина в нем. Скорее всего, изношены щетки, неисправен регулятор напряжения или диодный выпрямитель, «разбиты» подшипники или есть проблемы с обмоткой якоря.
Но это уже другая история…