Пятьдесят лет с нами! Бортовой УАЗ выпускается уже более полувека
Ульяновский автомобильный завод, успешно реализующий бортовой УАЗ и другие модели автомобилей повышенной проходимости, начинает свою историю с 1941 года. После нападения фашистской Германии на СССР было принято решение об эвакуации московского завода ЗИС. Именно с того времени принято отсчитывать историю производства УАЗов. Можно смело назвать эти автомобили классикой отечественного автопрома, ведь на протяжении нескольких десятилетий они существенно облегчают труд и жизнедеятельность человека.
История бортовых автомобилей УАЗ
Одним из основных достижений послевоенных лет можно назвать проектирование и сборку первой модели УАЗ 452. Бортовой малотоннажный автомобиль обладал небольшим кузовом с грузоподъёмностью в 0,8 и 1 т и присущей всем моделям хорошей проходимостью. Начало серийного производства модели приходится на 1965 год. Среди сотен рабочих, мастеров, технологов и инженеров можно выделить несколько человек, внесших большой вклад в создание этого уникального автомобиля. Это конструкторы, занимающиеся проектировкой модификаций бортового УАЗа:
История страны в истории автомобиля
Предшественником модели 451 является модификация 450, созданная на 7 лет раньше. Основой для рамы послужило шасси ГАЗ 69. На автомобиль устанавливался верхнеклапанный двигатель УМЗ 451, четырёхступенчатая коробка передач, совмещённая с «раздаткой». Новый бортовой УАЗ получил внешность, которая не видоизменялась до настоящего времени: круглые фары и радиаторная решётка в виде трапеции.
После получения подтверждения внешнего вида автомобиля из Москвы были приняты соответствующие меры для расширения моделей на стандартной базе. Завод начал выпуск нескольких модификаций одновременно:
- бортовые, оснащённые двухместной кабиной и деревянным кузовом – УАЗ 452Д 4х4, 451ДМ 2х2;
- двухместные фургоны – УАЗ 452 и 451;
- автомобили для санитаров – УАЗ 452А;
- микроавтобус – УАЗ 452В.
Усовершенствование грузовичка
В 1985 году на смену автомобилю, который на протяжении 20 лет служил советскому народу практически во всех районах Союза, пришёл УАЗ 3303. Бортовой автомобиль имел самые простые механизмы и узлы, которые отвечали всем требованиям качества. Основным преимуществом можно назвать размещение основных агрегатов на сваренной раме и возможность выполнения их ремонта на обочине дороги.
Ещё один плюс – это строение кабины, расположенной прямо над двигателем. Такая конструкция позволяет осуществлять ремонт последнего, не выходя на улицу, в любую погоду. Два кресла – водительское и пассажирское, снимаются в течение двух минут, что облегчает доступ к ДВС.
Модификации 3303
С 1985 года бортовой УАЗ 3303 несколько раз подвергался рестайлинговым доработкам. На его платформе было создано несколько аналогичных автомобилей.
- УАЗ 3301-01 (1985–1989 гг. выпуска). На эту модель устанавливался двигатель УМЗ 414.
- УАЗ 3303-094 (начало выпуска – 1989 год), получил обновленный силовой агрегат УМЗ 417. На нем были заменены стартер, рапредвал, головка блока цилиндров, карбюратор, впускной коллектор. Благодаря нововведениям, мощность автомобиля увеличилась до 95 лошадиных сил, а грузоподъёмность достигла 1–1,2 т.
- УАЗ 3313-64. В 1997 году был разработан новый бортовой УАЗ с улучшенными техническими характеристиками. Мощность ДВС увеличилась до 99 лошадиных сил, объём – до 2,9 л. Шасси стало длиннее на 25 см, за счёт этого увеличились грузоподъёмность и проходимость бортового грузовичка. Двухместный салон приобрёл новые элементы, позволяющие создать комфорт для водителя и пассажиров.
- УАЗ 39095 – ожидаемая модификация, спроектированная на базе УАЗ 3303. Бортовой автомобиль в начале 2001 года получил кабину со спальником, а через несколько месяцев – полноценные пять посадочных мест и третью дверь со стороны пассажира. Это было сделано за счёт уменьшения длины кузова.
Нестареющая классика
«Головастик» – такое прозвище было придумано населением многомиллионной страны, каждый день встречающим на дорогах своих городов автомобили УАЗ. Бортовые миниатюрные грузовички появились в Стране Советов намного раньше «Газелей». А сейчас пусть они и уступают в грузоподъёмности и комфорте, но обладают лучшими внедорожными параметрами.
Несмотря на большой выбор современных мини-грузовиков, нестареющая классика продолжает активно использоваться и на сегодняшний момент. Автомобили активно эксплуатируются благодаря таким характеристикам:
- небольшая стоимость;
- ремонтопригодность;
- высокая проходимость;
- простота и надёжность конструкции.
Таким образом, заложенные 50 лет назад положительные характеристики сохранились даже с учётом мирового технического развития в автомобилестроении. Разработка советских конструкторов и инженеров до сих пор пользуется популярностью.
Модификации УАЗов широко используются государственными службами и частными организациями для транспортировки небольших грузов и перевозки людей в условиях пересечённой местности с плохим качеством дорог. Любопытно, но факт: больницы в небольших населённых пунктах и сейчас оснащаются новыми «санитарками» (спроектированными на базе УАЗ 3303), способными доставить врача к больному сквозь снег и грязь.
УАЗ-3303: обзор автомобиля
Легенда советского автопрома — УАЗ-3303, получившая в народе прозвище «головастик», впервые была представлена Ульяновским заводом в 1966 году. С тех пор прошло уже больше пятидесяти лет, а неказистый с виду автомобиль до сих пор востребован у автолюбителей.
Как это было: историческая справка
Итак, в 1966 году Ульяновский автозавод представил универсальный грузовик повышенной проходимости. С момента выпуска и вплоть до 1985 года модель носила название УАЗ-452Д. Это была машина с цельнометаллической кабиной, вмещающая двоих — водителя и пассажира, которые попадали внутрь через одностворчатые боковые двери, и съёмной крышкой капота. Кузов имел две модификации: платформу из металла или дерева.
Бортовой УАЗ-3303 заменил две предыдущие модели линейки грузовых авто Ульяновского завода — 450Д и 451ДМ. В год выпуска машина получила золотую медаль ВДНХ. А в 1976 году, ещё под названием УАЗ-452Д, «головастику» присвоили государственный Знак качества. Интересно, что модель предлагалась на экспорт, для иностранных автовладельцев наш привычный УАЗик назвали Volga-UAZ.
Несмотря на полувековую историю, экстерьер модели дошёл до наших дней практически в неизменном виде. А вот платформа сейчас чаще всего металлическая, состоящая из трёх бортов, тентованная. Хотя до сих пор можно купить этот грузовой внедорожник с деревянным кузовом.
Поскольку модель 3303 получилась удачная, она стала базой для нескольких модификаций, выпускавшихся небольшими сериями. Так, с конвейера сошли узкоспециализированные авто, например, для коммунальщиков, перевозки молока и т. д. На 2021 год актуальными модификациями считают:
- с 2018 года можно купить УАЗ-330365, модель отличается длинной базой (2,55 м), комплектуется двигателем ЗМЗ-40911 (класс Евро-5);
- «Фермер», или модель 330945, оснащённая таким же двигателем, как и предыдущая модификация, имеет пятиместную кабину, на борту две откидные скамейки.
Характеристики авто УАЗ-3303
Утилитарный внешний вид уазика-«головастика» возвращает автолюбителей в советское прошлое, когда деревья были большими, небо особенно голубым и с дорогами полная беда (в последнем пункте до сих пор стабильно). А ведь эта машина с лёгкостью перевозила до 1,2 тыс. килограммов груза даже туда, где хоть какие-нибудь дороги местные жители видели только по телевизору, если были счастливыми обладателями этого девайса.
Перейдём к техническим характеристикам УАЗ-3303, актуальным для современных моделей:
- главное достоинство — полный привод с подключаемой передней осью;
- новый УАЗ-3303 оснащён гидроусилителем руля;
Полные размеры УАЗ-3303 представлены на схеме ниже.
Легендарный автомобиль не только может колесить по бездорожью, но и непринуждённо преодолевает броды, глубина которых достигает полутора метров. Интерьер всех модификаций модели 3303 не отличается изысканностью, внутри всё довольно просто.
«Головастик» — настоящий трудяга, сложно найти более неприхотливого и верного помощника по хозяйству. В городских реалиях машина довольно манёвренна, такие уазики до сих пор верно служат коммунальным службам, а для суровых условий эксплуатации это самый подходящий вариант.
А вы когда-нибудь участвовали в сафари или гонках в офф-роуд на уазиках? Ждём интересных историй.