Самый дорогой УАЗ (за 2 миллиона) — большой тест
Подъемная крыша, четыре спальных места, походная кухня и пневмоподвеска — запрос на постройку Байкала, как назвали кемпер на базе «буханки», поступил из Германии. Вот бы все УАЗы были такими. Но подешевле.
Весна 2020 года войдет в историю человечества. Страны, как по команде, закрыли государственные границы, перестали летать самолеты, прекратили работать рестораны и гостиницы. Куда деваться в отпуске, если дачи нет?
Автокемпер! Не спасение – но прекрасная идея! В России туризм на колесах развит плохо: хромает инфраструктура, да и дорожная сеть оставляет желать лучшего. Обе проблемы решает автодом УАЗ Байкал на базе ульяновской «буханки». Даже странно, что подобный проект появился только сейчас – в нашей стране нечто подобное напрашивается само собой.
– Это звучит забавно, но запрос на постройку Байкала поступил из Германии, а вовсе не из России.
Руководитель фирмы «Люкс Форм» Валерий Земляной объясняет, почему к ним с таким предложением обратилась немецкая фирма Made in Russia. Оказывается, у «буханки» в ФРГ есть немногочисленная, но преданная группа фанатов. И многие хотят путешествовать именно на УАЗах. Так почему не дать людям то, чего они хотят, – тем паче если у них есть деньги?
Сначала — перебрать
– Немцы особо привередливы к качеству, а у стандартных «буханок» оно не всегда стабильное. Вот мы и арендовали один из цехов на территории УАЗа, в котором почти полностью разбираем машины – даже снимаем кузов с рамы. Ставим дополнительные шумо- и виброизолирующие маты, делаем дополнительную антикоррозийку, затягиваем все, что не затянуто, и регулируем все, что не отрегулировано. Ну и перекрашиваем кузов!
Даже при беглом осмотре видно, что пересборка пошла на пользу: все панели подогнаны ровнехонько, нигде ничего не люфтит и не шатается – все бы УАЗы были такими! Этот набор операций стандартен для всех автомобилей, которые делает фирма «Люкс Форм». А дальше начинается работа под индивидуальный заказ.
Чем Байкал отличается от обычной «буханки»?
Не только новыми бамперами, но и доработанным шасси. Установлены рулевой демпфер, другие амортизаторы, а самое главное – пневмобаллоны с индивидуальным управлением! Их разработали и выпускают в Петербурге. Да и вообще, практически все допоборудование Байкала произведено в нашей стране.
Как отразились переделки шасси на поведении? На ровной дороге разницы нет. Управляемость – «приблизительная». А 2,7‑литрового 112‑сильного атмосферника ЗМЗ‑40911 хватает лишь для подчеркнуто неспешного передвижения.
Амортизаторы и пневмобаллоны – дополнительное оборудование. Общий для всех пневмобаллонов компрессор спрятан в мебельном гарнитуре, ресивер – под ступеньками пассажирского отсека. Разница между стандартным и нижним положением кузова более чем наглядна.
Как он едет?
Вне асфальта Байкал – как танк. Благодаря «злым» шинам BFGoodrich берет большинство препятствий на одном заднем приводе. С подключенным передним мостом, понижайкой и жестко заблокированным задним дифференциалом легко заезжает туда, куда Макар телят не гонял.
Дополнительную степень свободы дают именно пневмобаллоны: кузов можно поднять относительно земли с 220 до умопомрачительных 300 мм (но только кузов – просвет под мостами остается неизменным). Причем регулировать просвет можно отдельно на каждом колесе. Какой еще кемпер сможет форсировать тяжелое бездорожье? Fiat Ducato или Mercedes-Benz Sprinter?
Запаску подвесили на кронштейне. Освободившееся место под днищем планируют использовать под еще один (третий!) бензобак – чтобы увеличить автономность машины.
На привале
К доработкам по части проходимости «буханок» мы уже привыкли, но переделки этого «минивэна» в кемпер – в диковинку. К перегородке между первым и вторым рядом прикручен мебельный гарнитур: шкафчик для одежды, ящики для кухонной утвари. Есть раковина, емкость для чистой и грязной воды, одноконфорочная плитка. А вот и выдвижные столики. Все продумано, все функционирует. Можно заказать подключение к бытовой электросети – в кемпинге пригодится.
В двух раздельных пассажирских креслах сидеть удобно, но уж больно муторна бесступенчатая регулировка угла наклона спинки: чтобы сложить в горизонталь, уходит целая вечность. А делать это придется – иначе не получишь два спальных места. Далее легкая и жесткая сварная конструкция собирается за секунды. Ложе получается что надо – длиной 190 cм.
Но почему кресел четыре (по два в первом и во втором ряду), а спальных места лишь два? Потому что еще два можно организовать на крыше, благо у Байкала есть подъемный потолок. Стеклопластиковая крыша поднимается на ромбовидных шарнирах-ножницах — и высота салона вырастает до двух метров.
Чтобы забраться на верхотуру, приходится использовать в качестве ступеньки мебель или кожух мотора. Второй ярус по простору лишь немного уступает первому – он поуже. Но вдвоем здесь все равно неплохо и даже уютно.
Есть еще вариант с подъемной крышей, площадь которой совпадает с длиной-шириной «буханки». В этом случае вообще королевские условия. Хотя для четверых путешественников и базового варианта хватает за глаза. Я бы лучше доплатил за маркизу – закрепленный вдоль правого борта рулон, из которого вытягивается тент и встает на три стойки-колышка. Пять минут работы – и компания сидит под навесом, наслаждаясь дымком от костра и ароматами дикой природы.
Новый руль, затянутая практичным легкомоющимся АБС-пластиком передняя панель и – впервые на «буханке»! – электростеклоподъемники.
Ряд из четырех клавиш отвечает за управление пневмоподвеской. Сверху – приборы, показывающие давление в системе.
Цены
И почем такая музыка? Байкал, на котором я прокатился, обойдется в 1 900 000 рублей. Для большинства россиян – запредельно дорого. Но немцы готовы платить. Потому как автодом на базе Ducato минимум на миллион дороже. А если отказаться от масштабного тюнинга и ограничиться переделкой салона, такой УАЗ можно взять за 1 250 000 рублей. Конечно, УАЗ – машина специфическая. Чтобы отправиться на нем в дальнее путешествие, надо быть фанатом. Собственно, его и заказывали одержимые брендом люди. Я бы не отважился. А вот сгонять на пару дней на рыбалку или за грибами – это да. На выходные с радостью взял бы напрокат. Но арендовать Байкал нельзя. Возможно, пока.
Функциональный салон и высокая проходимость | На асфальте это по-прежнему УАЗ |
Кемпер Байкал из «буханки»: можно ездить, можно жить
Автомобиль с холодильником, биотуалетом и двухметровым потолком — товар штучный. Но его можно купить у официальных дилеров.
За год коронавирусных ограничений наши взгляды на отпуск заметно изменились. Люди стали больше ездить по России. Многие отправляются своим ходом – на личных автомобилях. В отсутствие развитого сервиса в глубинке комфортнее путешествовать на автодоме, но в нашей стране это пока экзотика – да и дорого, даже напрокат.
Выпускаемый фирмой «Люкс Форм» кемпер Байкал, сработанный на базе «буханки», получил ОТТС и доступен к заказу в сети официальных дилеров УАЗа (от Калининграда до Владивостока!). С заводской гарантией. Производство развернут в Ульяновске, на арендованных у УАЗа площадях. Цена — под два миллиона.
Планировка
Мы уже рассказывали о Байкале. За минувший год машину модернизировали и капитально перекроили салон. Прежний интерьер просили изменить немецкие клиенты: основная часть кемперов‑буханок реализуется в Германии. Немцам больше нравится, когда мебель встроена не поперек машины, а вдоль левого борта. Сказано – сделано.
Рослый водитель упирается головой в потолок, а верхняя кромка ветрового стекла находится ниже его глаз – так ездить небезопасно.
Слева от руля – индивидуальные клавиши управления пневмоподвеской и приборы, показывающие давление в системе.
При такой конфигурации ящичков стало больше, однако салон заузился. Вместо пары кресел с индивидуальными регулировками поставили на длинноходные салазки диван-трансформер шириной 115 см. Из него можно соорудить спальное место длиной 185 см. Вот только поверхность получается не горизонтальной – без дополнительного матраса спать некомфортно. А фиксаторы настолько тугие, что для откидывания спинки приходится поддевать отверткой. Одной левой, как на прежнем Байкале, не справишься.
Обивка из экокожи выглядит привлекательно, но в жару сидеть на этом кожзаме неуютно. Спать – тем более. И возникает диссонанс с тканевыми передними креслами (им обивку не меняли). Я заказал бы тканевое исполнение.
В пассажирском отсеке предусмотрен складной столик на вращающейся ножке. Приятного аппетита!
Оснащение стало круче
В дополнение к мойке и газовой плитке в салоне появился холодильник (на 40 л), а также биотуалет (его очень просили немцы). Всё по-взрослому! В жилой зоне появилась розетка на 220 В и два USB-порта. А под заказ установят и кондиционер – для «буханки» это совсем уж роскошь.
Портативная газовая плита, мойка и рабочая поверхность позволяют приготовить обед вдали от цивилизации.
А где ремни безопасности? Неужели немцы примут такую машину? Оказалось, что Байкал приехал к нам прямиком из сборочного цеха – и ремни попросту не успели прикрутить.
Крыша — с изюминкой
У Байкала подъемная стеклопластиковая крыша. При перемещении её в верхнее положение высота потолка в салоне увеличивается до двух метров! На «мансарде» предусмотрено еще два спальных места (190×130 см). Есть клапаны-окошки с антимоскитной сеткой – на свежем воздухе будет спаться сладко.
Только вот «второй этаж» сильно парусит машину – при боковом ветре она вальяжно покачивается. Убаюкивать детей – самое то. Но взрослым не очень комфортно.
Крыша поднимается на ромбовидных шарнирах-ножницах. Конструкция прочная – даже при сильном ветре она не «играет» и сохраняет стойку.
Что не так?
Допотопная эргономика «буханки» и ее неприспособленность для рослых водителей. Кондовая управляемость и неважнецкая устойчивость на прямой и в поворотах, шумный и прожорливый двигатель. И без того скромную динамику усугубляют крупные внедорожные шины BFGoodrich.
Думаю, в переделку шасси вкладываться особого смысла нет. По асфальту «буханка» лучше не поедет, а вне его она и в стоковом состоянии даст фору любому кемперу – по проходимости УАЗ бесподобен. Так что не тратьте деньги попусту. Байкал и без того не дешев.
В рулевой механизм встроен демпфер – чтобы сгладить толчки на неровностях. Расположен он удачно и, в отличие от такового на Патриоте, не ухудшает геометрическую проходимость.
В подвеске появились индивидуальные для каждого колеса пневмобаллоны (производят в Питере), позволяющие поднять кузов на восемь сантиметров. Главная их задача – придать кузову горизонтальное положение при стоянке на неровной поверхности. Общий компрессор спрятан в мебельном гарнитуре, ресивер – под ступеньками пассажирского отсека.
Сколько стоит?
Стоимость переделок тестовой машины – 865 752 рублей. А стоковая «буханка» обойдется в 830 000 целковых. Итого 1,7 миллиона! Вы готовы выложить такие деньги? Большинство платежеспособных покупателей живет в городах – в собственности такая специфическая машина не очень нужна. Аренда на период отпуска – вот вариант!
Багажник немаленький и доступ в него хорош, но левая дверь постоянно норовит закрыться. Нужен фиксатор.
Все поверхности в салоне аккуратно прикрыты АБС-пластиком. А тяги замков багажника обтянуты войлоком.