УАЗ-451
В 1961 году автомобильный завод «УАЗ» на базе полноприводной модели УАЗ-450 начал выпуск заднеприводных автомобилей с цельнометаллическим кузовом вагонного типа УАЗ-451.
На протяжении всего срока выпуска автомобиль неоднократно подвергался модернизации, так например в 1965 году автомобиль получил новый более мощный верхнеклапанный двигатель и 4-ступенчатую коробку передач.
Автомобили УАЗ 451-го семейства выпускали в различных модификациях: фургон, микроавтобус, санитарный, грузовик, седельный тягач и даже электромобиль вплоть до 1982 года, после чего данный автомобиль был снят с производства
Дизайн и конструкция
По сравнению со своим полноприводным предшественником грузоподъемность УАЗ-451 увеличилась до 1 тонны. Двери открывались по ходу движения, а не против него. Появилась дополнительная задняя боковая дверь, после модернизации в 1965 году получил новый двигатель и коробку передач и стал именоваться как УАЗ-451М (грузовая модель УАЗ-451ДМ).
Во второй половине 70-х годов автомобиль получил зеркала большего размера, которые теперь размещали на дверях, а не на передних панелях кузова. К концу того же года под новую светотехнику пришлось изменить штампы задних кузовных панелей у фургонов и микроавтобусов (задние фонари вместо круглых — ФП-100, стали прямоугольными — ФП-132). За передними дверями появились боковые повторители поворотов. Так же заменили решетку радиатора.
В начале 80-х годов рычажные амортизаторы были заменены на телескопические, установлен двигатель модели УЗМ-414 мощностью 90 лошадиных сил. Система охлаждения стала закрытого типа с расширительным бачком.
Модификации
УАЗ-451А
Санитарный автомобиль, серийно не выпускался.
УАЗ-451В
Опытный микроавтобус, с цельнометаллическим несущим кузовом рассчитанный на 9 человек. Был построен в единственном экземпляре, который участвовал в большом испытательном пробеге.
УАЗ-451Д
Серийный грузовой автомобиль с двухместной кабиной и деревянным кузовом, который выпускали с 1961 по 1966 год.
УАЗ-451М; УАЗ-451ДМ
Такое обозначение получили фургоны УАЗ-451М и грузовые автомобили УАЗ-451ДМ после модернизации в 1965 году.
УАЗ-451П
Серийный седельный тягач, который выпускали с 1962 по 1970 год.
УАЗ-451С
Опытный образец снегохода, построенный на базе УАЗ-451. Имел съемные лыжи вместо передних колес и резинометаллические ведущие гусеницы.
УАЗ-451МИ
Электромобиль на базе 451-го УАЗа. Аккумуляторы располагались под рамой автомобиля в специальном ящике. Электрооборудование на переменном токе, а зарядное устройство было смонтировано на самом электромобиле, это позволяло заряжать аккумуляторы в любом месте прямо от городской электросети. Заряжался автомобиль достаточно быстро, за час батареи заряжались примерно на 70 процентов. Грузоподъемность автомобиля составляла 500 кг. Отличить электромобиль от серийного УАЗ-451 можно было по надписи «Электро» нанесенной по всему борту автомобиля.
В салоне электромобиля вместо стандартных приборов были размещены квадратные вольтметры и амперметры, вместо рычага КПП располагался рычаг выключения «массы». Педалей было всего две — газ и тормоз.
ЛуМЗ-946
Авто холодильник на базе фургона УАЗ-451 выпускаемый Луцким машиностроительным заводом с 1965 года. Автомобиль предназначался для перевозки скоропортящихся продуктов и полуфабрикатов в черте города. Цельнометаллический кузов автомобиля имеет двухстворчатую заднюю дверь, а внутри обшит листовым алюминием. В качестве теплоизоляции был применен пенопласт.
В кабине вместо пассажирского сиденья располагались два холодильных агрегата ФГК-07, а в кузове два аккумулятора холода. Диапазон регулирования температур был от -2 до +4 градусов. Грузоподъемность составляла 375 килограмм.
УАЗ-3801
Еще один электромобиль, построенный на базе фургона УАЗ-451 работающий на переменном токе. Аккумуляторные батареи располагались в специальном отсеке на полу кузова фургона, а электродвигатель под полом не в передней части, а посередине базы. Для доступа к аккумуляторному отсеку были сделаны специальные лючки с каждого борта.
Заряда батарей хватало на 48-50 километров пути, а заряжать электромобиль можно было от городской сети, за час батареи заряжались примерно на 70%. УАЗ-3801 мог перевозить грузы весом до 650 килограмм. В период с 1980 по 1985 год было выпущено 65 автомобилей УАЗ-3801.