Метки грм 405-406-409 двигателя
Метки грм — это определенные знаки на деталях мотора, имеющие различный вид и конфигурацию. Они предназначенны для точной установки системы зажигания и газораспределения, правильной и точной установки валов мотора.
Отметки фиксируются на передних деталях двигателя так, чтобы не стирались во время эксплуатации. Это могут быть: риски, приливы разной конфигурации, точки, отверстия, штырьки, прорези и так далее. Отметины наносятся на две соседние части агрегата.
Метки грм 405, 406, 409 двигателя расположены снаружи и внутри.
Снаружи силового агрегата расположены два знака грм.
Первая метка грм установлена на передней крышке блока цилиндров. Она выглядит как прилив, в виде черты.
Вторая метка грм 406, 405, 409 двигателя расположена на шкиве демпфере кардана. Она представляет собой углубленную риску на его ободе.
При совмещении этих двух меточков поршень первого цилиндра встает в высшую мертвую точку. Если этого не случилось, то надо продолжать вращать кардан по часовой стрелке до достижения поршня ВМТ. Этот момент является проверочным.
При этом первые кулачки обоих распредвалов должны смотреть в разные стороны:
Если вершины кулачков расположены внутрь, то поверните кардан еще на один оборот.
Точное выставление поршня первого горшка в ВМТ можно произвести с помощью индикатора часового типа, который крепится в свечном отверстии первого горшка.
Если нет индикатора, то можно воспользоваться длинным стержнем, длинной отверткой.
Метки ГРМ расположенные внутри мотора:
На верхнем рисунке №6 внутренние маркеры обозначены цифрами 10, 11, 15, а также буквами и цифрами М1 и М2.
Метка №3 — верхняя плоскость головки блока цилиндров.
Метка №4 — точка на звездочке распределительного вала. Она установлена возле зубчатого венца звездочки.
Метка №5 — заводское отверстие, диаметром 6,1 мм, в звездочке распредвала.
Метки грм №3, №4, №5 служат для точного выставления распределительных карданов.
Поверку точности выставления распределительных валов выполняется с помощью специального инструмента — транспортира
А также приспособление (Шаблон) для кулачков распределительных воротов
Транспортир и шаблон устанавливаются за первым кулачком распределительного торсиона:
Отметины №3, №4, №5 должны выстроиться в одну линию:
Данные знаки используются вместе с метками №1 и №2 при точной установке положения распредвалов.
Точную установку по отметинам распределительных валов с не разрезными звездочками можно выполнить с помощью кондуктора:
Данное приспособление служит для точного высверливания отверстий диаметром 6,1 мм в звездочках распределительных торсионов.
Метка №6 — это риска на ведомой звезде промвала, расположенная в углублении двух зубьев:
Метка №7 — это углубление на блоке цилиндров, в виде точки, расположенная на линии между звездой кардана и звездой промежуточного торсиона, возле зубьев звездочки промвала. На рисунке №30 вверху данный признак обозначен как «М1».
Метки грм №6 и №7 служат для точной установки положения промежуточного валика при замене нижней цепи грм 405, 406, 409 движка.
Метка №8 — это риска на звезде коленчатого торсиона, расположенная в углублении между двумя зубьями:
Метка №9 — углубление на блоке цилиндров, в виде точки, стоящее на углу нижнего успокоителя цепи, возле зубьев коленчатого ворота. На рисунке №6 вверху данный знак обозначен как «М2».
Метки грм №8 и №9 служат для точной установки коленвала, при замене нижней цепи 405, 406, 409 движков.
Процедура замены цепи ГРМ ЗМЗ-406
ГАЗ 31105, двигатель 406 — замена цепи ГРМ.
Оговоримся сразу, что нам понадобится: масло в двигатель с фильтром и прокладка поддона картера, лучше, что бы она была пробковая, герметик высокотемпературный, керосин и щетка по металлу, для промывки деталей. Еще набор ключей и головок с усиленной на 36, шестигранник на 6, много ветоши, а так же терпение и огромное желание провести данную процедуру самостоятельно, поскольку очень велик соблазн поручить это кому ни будь другому. Прочитав статью до конца, вы поймете почему.
Самое главное, это комплект для ремонта привода газораспределения двигателей ЗМЗ-405,406,409 полный – это его официальное название. В него обязательно должны входить следующие ингредиенты:
1. Два натяжителя цепи.
2. Два гидронатяжителя цепи.
3. Две цепи привода, малая и большая. Для ЗМЗ-406 70 и 90 звеньев, для ЗМЗ-405 72 и 92 звена.
5. Три успокоителя цепи.
6. Прокладки крышки цепи верхней и нижней, помпы и крышки гидронатяжителя, а так же две шумоизоляционных.
7. Звездочки коленчатого и распределительного валов, промежуточного вала ведущая и ведомая с фиксирующей пластиной.
Выглядит он так.
Для начала снимаем защиту двигателя и брызговик. Сливаем антифриз и масло из двигателя. Снимаем верхний патрубок радиатора.
Отсоединяем все мешающие патрубки.
Убираем в сторону жгут проводов. Запоминаем или зарисовываем расположение разъемов на катушках зажигания.
Головкой на 12 отворачиваем восемь болтов по кругу держащих клапанную крышку и снимаем последнюю.
Пока натянут сервисный ремень, ослабляем три болта на 10 шкива помпы.
Ослабляем болт на 12, натяжного ролика и откручивая болт на 10 ослабляем натяжение ремня вспомогательных агрегатов.
Снимаем сервисный ремень, ролик и шкив насоса охлаждающей жидкости.
Отворачиваем четыре винта верхней крышки ГРМ и снимаем её.
Снимаем генератор вместе с треугольной пластиной.
Откручиваем болт на 10 датчика положения коленвала.
Убираем датчик в сторону, что бы не мешал.
Головкой на 36 за болт шкива проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелки до момента, когда метки на распределительных валах будут указывать на верхнею мертвую точку.
Метка на распредвале впускных клапанов должна оказаться на уровне верхней кромки головки блока цилиндров.
Аналогично для распредвала выпускных клапанов.
Откручиваем болт шкива коленчатого вала, предварительно застопорив коленвал. Для этого, помощник в салоне включает пятую передачу и изо всех сил жмет на тормоз, а мы в это время легким движением руки с использованием метровой трубы и головки на 36 отворачиваем болт. Снимаем шкив коленвала, придется помучится, поскольку сидит на валу он плотно.
Ослабляем хомуты патрубков помпы.
Шестигранником на 6 откручиваем четыре винта с передней стороны помпы и ключом на 12 один с задней стороны и снимаем насос охлаждающей жидкости.
Откручиваем два болта крышки верхнего гидронатяжителя. Поскольку натяжитель в разряженном состояние он будет давить на крышку, придерживаем ее что бы не выскочила.
Снимаем крышку и сам гидронатяжитель.