Тюнинг — отпад! Как у нас переделывали УАЗы
В 90-е годы созданием машин повышенной проходимости на основе серийных кузовов, узлов и агрегатов приходилось заниматься по необходимости.
В бурную эпоху, на которую пришелся расцвет отечественного тюнинга – иногда смелого, порой причудливого и даже забавного, помимо обычных легковых автомобилей, объектом для доработок стали и отечественные внедорожники.
Выбор был невелик: Нива да УАЗ. Но вторым направлением внедорожного тюнинга тех лет стало создание новых, по сути, моделей повышенной проходимости на основе серийных кузовов, узлов и агрегатов.
Свирепый Койот
Об УАЗе в СССР мечтали многие, а владели им – единицы. А когда автомобиль стал, наконец, доступен всем желающим, даже самые стойкие быстро поняли: для эксплуатации не только в полях машина сложна во всех смыслах – она несовершенна ни по ездовым качествам, ни по комфорту, ни по надежности.
Первый пункт доработок УАЗов в рекламных листовках того времени включал обычно всего лишь аккуратную сборку автомобиля из заведомо приличных деталей. Об этом, в частности, писали и в связи с УАЗ‑31519 со свирепым именем Койот, созданным совместно фирмами «Астро-Авто» и «Северная Пальмира».
Переборка и настройка двигателя УМЗ‑4218.10 объемом 2,9 л, по утверждению компаньонов, увеличила его мощность почти на 20 сил – до 122 л. с. В коробку и раздатку ставили доброкачественные подшипники и сальники. Оставалась самая «малость»: перекрасить автомобиль, немного изменить дизайн, улучшить, насколько можно без больших затрат, внутреннюю отделку, отодвинуть заднее сиденье на 100 мм, расставшись с откидными «стульчиками» сзади.
Получался вполне приличный по тем временам автомобиль. Правда, заметно дороже заводского.
ЛЛД
Примерно тем же занималась довольно известная в середине 1990‑х годов фирма «ЛЛД». Правда, ее спецы шли дальше. Делали не только УАЗы с пластиковым обвесом и высокими надстройками в стиле Land Rover Discovery, но даже пикапы. В том числе удлиненные – с колесной базой 3000 мм и с двухрядной кабиной.
Едва ли, кстати, не первый подобный отечественный автомобиль. Фирма «ЛЛД» предлагала и импортные двигатели, но немногочисленные проданные автомобили были всё же с отечественными моторами. Импортный поднимал цену УАЗа едва ли ни вдвое.
УАЗ-ЛЛД предлагали с отечественными и импортными двигателями, но спрос был, в основном, на недорогие – отечественные.
И тем не менее, установка на УАЗ зарубежных двигателей стала в те годы модным трендом. Ульяновская фирма «Универсал‑2000», например, монтировала 75‑сильные польские моторы Andoria. Подобные агрегаты, кстати, уже ставили на УАЗы тюнинговые фирмы Польши и Чехословакии. Кроме того, фирма «Универсал‑2000» украшала машины пластиковым обвесом, дооснащала жигулевской печкой, приборами от Волги ГАЗ‑31029.
Ставили на УАЗы и двигатели Toyota. Дизель с турбонаддувом объемом 2,45 л развивал 91 л. с. при 4200 об/мин – на 15 сил больше стандартного отечественного бензинового. Японский дизель выдавал момент 226 Н·м при 2500 об/мин. К этому мотору предлагали коробку передач и раздатку от внедорожника Toyota 4Runner.
Мастерские в Ульяновске, а также фирма «Техносервис» в Нижнем Новгороде на УАЗы серии 3151 устанавливали даже 152‑сильный бензиновый двигатель Toyota рабочим объемом 2,7 л. Такой мотор при 4000 об/мин выдавал уже 240 Н·м. По нашим замерам до 100 км/ч машина разгонялась за 14,3 с. Вроде и немного, но для УАЗа уже довольно резво.
Дальше – больше. В едва появившийся УАЗ‑3160 поставили даже 6‑цилиндровый мотор Toyota. При рабочем объеме 3,4 л он развивал 205 л. с. при 4800 об/мин и 316 Н·м при 3600 об/мин. До 100 км/ч УАЗ разгонялся за 13,2 с. В общем, тюнинговые фирмы принимали в те годы смелые решения. Не менее отважны были и те, кто садился за руль таких машин.
Это было нужно
Впрочем, если не пытаться ездить на УАЗе, как на гоночном автомобиле, в подобных моторах определенно был смысл.
Некогда мы придирчиво испытывали УАЗ‑3162 с мелкосерийным двигателем ЗМЗ‑4054.10. Агрегат с турбонаддувом выдавал на стенде 200–210 л. с. и 340–366 Н·м. По нашим замерам, 100 км/ч автомобиль достиг за 16,7 с. Стандартный УАЗ с двигателем ЗМЗ‑4092.10 – за 19,9 с. Максималка выросла всего на 4 км/ч – до 154 км/ч. Зато очень понравилась эластичность. Разгон от 60 до 100 км/ч вместо 23,6 с со стандартным ЗМЗ‑4092.10 составил всего 12,9 с. Так что наддувный ЗМЗ поставили на УАЗ «по делу». Другое дело, что надежностью этот двигатель не блистал – и вскоре о нем практически забыли.
Уже в начале нынешнего века появились УАЗы с китайским дизелем 4JP1 объемом 2,8 л мощностью 92 л. с. при 3600 об/мин. Но даже с этим мотором ульяновские автомобили получались дорогими. Заводу такие модификации не интересны – мал спрос. А любой отечественный тюнинг с каждым годом отягощается непробиваемой бюрократической волокитой.
О том, как переделывали Нивы, мы еще расскажем. Заходите почаще!
- Большое собрание редких внедорожников находится в Ульяновске. Самые яркие образцы мы собрали тут.
- «За рулем» можно читать и в ВКонтакте.
Дом или коттедж под ключ. Легко!
Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.
Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.
Фото: из архива «За рулем»
Уаз 31514 внедорожник тюнинг
Идея разработки и постройки автомобиля, подготовленного к тяжелым дорожным условиям возникла в клубе еще давно. За базовый автомобиль было решено взять УАЗ 31514 на редукторных мостах, с железным верхом и люксовым салоном 1998 года выпуска. Основная задача была создать уникальный, комфортабельный внедорожник с улучшенной проходимостью.
Для увеличения дорожного просвета (клиренса) решили установить резину увеличенного диаметра. Наилучшими для этого оказались Simex Extreme Trekker 2 размерностью 35×11,5 R15 или 295/85 R15 c агрессивным рисунком протектора и развитыми грунтозацепами. Клиренс увеличился на 70 мм и составил 370 мм. Для уменьшения массы колеса и автомобиля в целом, резину поставили на легкосплавные диски c нулевым вылетом (ЕТ 3) российского производства.
Для установки колес потребовалось поднять кузов над рамой на подушках. «Лифт комплект» изготовили из хоккейных шайб, которые предварительно просверлили по центру. Общая высота подъема составила 75 мм. Родные болты заменили на новые, удлиненные. Удлинили рулевую колонку и установили пол другим углом, перенесли крепление радиатора на кузове, а также изменили форму кожуха КПП и РК. Все патрубки и шланги удлинили или заменили на новые. Привод дроссельной заслонки сделали тросиком, для чего педальный узел заменили на аналогичный от автомобиля ВАЗ 2121 «Нива». Колесные арки подрезали и установили оригинальные расширители, которые изготовили из листа металла толщиной 0,7 мм.
Подвеска автомобиля также изменена. Площадки крепления рессор к раме опустили вниз на 35 мм, установили удлиненные серьги рессор от УАЗ 3160 между мостами и рессорами установили проставки, высотой 20 мм, для чего изготовили удлиненные стремянки. За счет «лифта» подвески значительно увеличились и ее ходы.
Установили гидроусилитель рулевого управления. Между короткой рулевой тягой и рамой установили демпфер, для уменьшения отдачи в рулевой колонке. Из-за поднявшегося центра тяжести автомобиля ширину колеи увеличили на 120 мм, для чего изготовили стальные проставки между тормозными барабанами и колесными дисками. Рессорные и амортизаторные втулки заменили на полиуретановые, т.к. их срок службы гораздо выше. Штатные амортизаторы заменили на газо-масляные Rancho RS 9000 ХС американского производства с девятипозиционной регулировкой жесткости. Пульт управления установили в салоне автомобиля. За перекрытие клапанов амортизаторов отвечает компрессор, установленный в подкапотном пространстве. К компрессору подключили ресивер, который подключен к воздушному сигналу. За счет этих переделок автомобиль гораздо увереннее чувствует себя на высоких скоростях по пересеченной местности, а так же на бездорожье.
В передний и задний мосты автомобиля установили принудительные блокировки дифференциалов, управление которыми осуществляется из салона. Короткие полуоси, идущие от центрального редуктора к бортовым, заменены на полуоси с удлиненной шлицевой нарезкой. Блокировка дифференциала осуществляется подвижной муфтой, передвигающейся по шлицам полуоси. В чулки мостов врезаны блоки управления, привод которых осуществляется тросиком. Блокировки следует включать заранее, до момента использования, на небольшом ходу, а не во время буксования, и следить за полнотой включения. Нужно избегать прыжков и резких ударов — именно в эти моменты ломается блокированная трансмиссия, а если нет возможности проскальзывания, ломаются полуоси. Самое слабое место редукторных мостов — это короткая полуось, идущая от бортового редуктора в ступицу. Момент на ней за счет редуктора выше, а способность скручиваться при перегрузках — меньше, вот она и выходит из строя.
Следующим этапом увеличили мощность двигателя. Головку отфрезеровали, увеличив степень сжатия под бензин с октановым числом 92. Впускной и выпускной коллекторы установили от УАЗ 3160 и отполировали внутренние поверхности для уменьшения сопротивления на впуске и выпуске газов. Установили спортивный воздушный фильтр нулевого сопротивления. Для облегчения выпуска отработавших газов, приемную трубу коллектора заменили на двух секционную, глушитель заменили на более компактный прямоточный. Для преодоления глубоких бродов всю проводку автомобиля загерметизировали и изолировали от попадания воды. Забор воздуха вывели на уровень крыши, для чего изготовили воздухозаборник (шноркель) из стеклоткани и эпоксидного клея. Затем его отшпаклевали, окрасили и закрепили хомутами на водостоке лобового стекла. Сапуны коробки, двигателя, переднего и заднего мостов вывели в воздушный фильтр.
На переднюю часть рамы автомобиля установили платформу с электрической лебедкой Т-mах ЕW9500 с тяговым усилием 4180кг. Эта лебедка позволяет достать машину практически из любого болота.
Кузов автомобиля окрасили в ярко оранжевый цвет. На крышу установили съемный багажник, прочности которого хватает, чтобы выдержать да 600кг груза. В багажник вмонтировали четыре фары дополнительного, дальнего света Hella Rally 1000FF германского производства. На заднюю крышку багажника установили лесенку для облегчения доступа на крышу. От передней части капота к к верхнему краю багажника натянули тросики, защищающие лобовое стекло, его очистители и воздухозаборник от веток и кустов. Пороги обвариди уголком для их зашиты от камней. В задние стойки крыши врезали дополнительные фонари от «Газели», которые запитали параллельно со штатными.
Салон автомобиля заизолировали от попадания воды. В дверных проемах установили дополнительные уплотнители. Весь салон автомобиля оклеили шумо-и вибро — поглощающим материалом, вследствие чего количество внутренних шумов резко снизилось. Передние и задние сиденья заменили на аналогичные с развитой поясничной и боковой поддержкой и мягкой велюровой обивкой. Датчики приборной панели заменили на приборы с увеличенной точностью показаний, белыми шкалами и приятной светло-зеленой подсветкой. Спидометр оттарировали под увеличенные колеса. Установили пластиковую переднюю панель, а также гнездо прикуривателя для питания ноутбука и GPS навигатора. Штатно установили преобразователь напряжения бортовой сети. Теперь можно подключать приборы, потребляющие 220V.
В планах установка на автомобиль комплекта дисковых тормозов и стабилизаторов поперечной устойчивости.
Технические характеристики УАЗ 31514 «Рыжий апельсин»:
Длина/ширина/высота, мм | 4050/2010/2580 |
Колесная база, м | 2380 |
Колея, мм | 1633 |
Дорожный просвет, мм | 370 |
Угол въезда, град | 77 |
Угол съезда, град | 68 |
Снар. масса, кг | 1900 |
Глубина преодоления брода, мм | 1200 |