- Раздаточная коробка УАЗ-3151, 31512, 31514, устройство, принцип работы, обслуживание.
- Похожие статьи:
- Конструктивная особенность системы питания УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Топливные баки
- Топливопроводы
- Топливный фильтр отстойник
- Топливный насос
- Фильтр тонкой очистки топлива
- Воздушный фильтр
- Привод управления дроссельными заслонками
Раздаточная коробка УАЗ-3151, 31512, 31514, устройство, принцип работы, обслуживание.
Раздаточная коробка на УАЗ-3151, УАЗ-31512, УАЗ-31514 и УАЗ-31519 — двухступенчатая, механическая, без межосевого дифференциала, с нейтральной и дополнительной понижающей передачей, и возможностью отключения переднего моста.
Передаточное число понижающей передачи — 1.94. На часть автомобилей могла устанавливаться модернизированная мелкомодульная раздаточная коробка, в которой зубья шестерни включения переднего и заднего мостов, а также зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов были выполнены с модулем 2.5 мм. вместо 3.5 мм. Из-за этого передаточное число понижающей передачи уменьшалось и становилось 1.47 вместо 1.94.
Модернизированная мелкомодульная раздаточная коробка полностью взаимозаменяемая с коробкой прежней конструкции. Раздаточные коробки, предназначенные для установки с четырех и пятиступенчатыми коробками передач не взаимозаменяемы. Вес раздаточной коробки со стояночным тормозом — 38.4 килограмма.
Для автомобилей имеющих мосты с дополнительными колесными редукторами, каталожный номер раздаточной коробки — 469-1800020, для обычных мостов с одинарной главной передачей, каталожный номер — 31512-1800020. Каталожный номер раздаточной коробки с понижением 1.47 — 31514-1800022-50.
Раздаточная коробка УАЗ-31512, 31514, 31519.
Чугунный картер с крышкой крепится четырьмя болтами к задней стенке коробки передач через отверстия опорной пластины. Центрирование раздаточной коробки обеспечивается по наружному кольцу двухрядного шарикового подшипника вторичного вала коробки передач.
Крышка и картер соединены болтами, зафиксированы от смещения двумя штифтами и заменяются только в сборе. Концы валов привода мостов уплотнены резиновыми манжетами, а крышки и лючок картера — паронитовыми прокладками. К задней части раздаточной коробки крепится механизм стояночного тормоза.
В картере раздаточной коробки на подшипниках качения размещены ведущий и промежуточный валы, а также валы привода заднего и переднего мостов с прямозубыми шестернями. Ведущим валом является шлицевой конец вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня раздаточной коробки со шлицевым венцом.
Соосно с ведущим валом на двух шариковых подшипниках смонтирован вал привода заднего моста. Между подшипниками размещена винтовая шестерня привода спидометра. Шестерня привода заднего моста выполнена заодно с валом и имеет внутри шлицевое отверстие. Промежуточный вал вращается на роликовом, без внутреннего кольца, и шариковом подшипниках.
На промежуточном валу выполнена промежуточная шестерня понижающей передачи и установлена шестерня включения переднего моста, скользящая по шлицам вала. Вал привода переднего моста выполнен заодно со своей шестерней и установлен в нижней части картера на двух шариковых подшипниках. На шлицевых концах валов привода мостов закреплены фланцы карданных передач.
Механизм управления раздаточной коробкой состоит из двух штоков с вилками, установленных в крышке. Вилки входят в проточки ведущей шестерни и шестерни включения переднего моста. Вилки скользят по неподвижным штокам и имеют внутри шариковые пружинные фиксаторы. Два рычага управления коробкой связаны с вилками через подвижные штоки и поводки. Между этими штоками размещен блокировочный шарик, который не позволяет включить понижающую передачу, если отключен передний мост.
Принцип работы раздаточной коробки УАЗ-31512, 31514, 31519.
При включении прямой передачи ведущая шестерня смещается по шлицам ведущего вала назад до входа ее шлицевого венца в шлицевое отверстие шестерни вала привода заднего моста. Крутящий момент передается напрямую с вала на вал и на задний мост.
Если при этом шестерня включения переднего моста сдвинута по шлицам промежуточного вала назад, она зацепляется одновременно с шестернями валов привода заднего и переднего мостов, имеющими одинаковое число зубьев. Валы привода мостов будут вращаться в одном направлении с одинаковой частотой, обеспечивая полный привод автомобиля. При смещении шестерни включения переднего моста вперед, передний мост отключается.
При этом шестерня включения переднего моста выходит из зацепления с шестерней привода переднего моста, но остается в зацеплении с шестерней привода заднего моста, более широкой. Промежуточный вал вращается в холостую, обеспечивая разбрызгивание масла и смазку деталей.
Для включения понижающей передачи ведущая шестерня смещается вперед до ее зацепления с промежуточной шестерней понижающей передачи. При этом шестерня включения переднего моста обязательно находится в зацеплении с шестернями валов привода мостов, что обеспечивается механизмом управления. Крутящий момент передается через ведущую шестерню на промежуточный вал и далее на обе шестерни валов привода мостов.
Благодаря тому, что промежуточная шестерня больше ведущей, а шестерни валов привода мостов больше чем шестерня включения переднего моста, раздаточная коробка работает как редуктор и сила тяги на колесах возрастает. При перемещении ведущей шестерни в среднее положение, она не зацепляется ни с одной из шестерен и крутящий момент на колеса не передается, включена нейтральная передача.
Особенности включения и использования раздаточной коробки на Уаз.
Нельзя включать передний мост при отключенных муфтах передних колес и при движении по дорогам с сухим твердым покрытием. Это приводит к ускоренному износу шин и деталей трансмиссии. Включать понижающую передачу можно только после полной остановки автомобиля.
Техническое обслуживание раздаточной коробки Уаз.
Раздаточная коробка смазывается маслом ТСП-15К, ТАП-15В, ТАД-17И в теплое время года или ТСП-10 в холодное. Для заливки в картер и слива масла служат два отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой. В процессе эксплуатации необходимо проверять уровень масла и заменять его в установленные сроки : ТАП-15В через 32 000 километров, ТСП-15К или ТАД-17И через 48 000 км.
Раздаточная коробка регулировок не имеет. В процессе эксплуатации возможно понижение уровня масла в коробке передач до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке. При этом выравнивать уровни масла в коробке передач и раздаточной коробке не обязательно, так как общий объем масла обеспечивает нормальную работу обоих узлов.
При смене масла в картере раздаточной коробки или его доливке необходимо одновременно доводить уровень масла также и в коробке передач до нижнего края заливного отверстия. При обнаружении течи надо выяснить причину и замените неисправные детали — прокладки, манжеты, заглушки и тому подобное. Ось рычагов переключения на автомобилях семейства УАЗ-31512 смазывается через пресс-масленку. Доступ к ней – снизу.
Похожие статьи:
Конструктивная особенность системы питания УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Система питания состоит из двух топливных баков, топливопроводов, крана переключения, топливного насоса, фильтра-отстойника, фильтра тонкой очистки топлива, карбюратора с приводом дроссельных и воздушной заслонок, воздушного фильтра
В модификациях с предпусковым подогревателем в систему питания параллельно топливному насосу с механическим приводом включен электробензонасос.
Топливо, под действием разрежения, создаваемого топливным насосом, проходит через сетку топливозаборника, далее по топливопроводу и крану переключения поступает в корпус фильтра-отстойника.
Вода и крупные механические частицы остаются в корпусе, а топливо проходит через фильтрующий элемент, состоящий из набора тонких стальных пластин, и по топливопроводу подается к топливному насосу.
После насоса топливо проходит через фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки и поступает в карбюратор.
Воздух, необходимый для образования рабочей смеси подается в карбюратор через воздушный фильтр.
Топливные баки
Топливные баки — стальные прямоугольной формы, расположены по обеим сторонам рамы автомобиля.
Баки крепятся к лонжеронам рамы с внешней стороны при помощи кронштейнов и хомутов. Между хомутами и баком уложены картонные прокладки.
Баки соединены топливопроводами с краном переключения, установленным под сиденьем водителя.
С его помощью можно переключить забор топлива с одного бака на другой.
Емкость одного бака составляет 39 л.
В верхней части каждого бака находится топливозаборник, состоящий из трубки и фильтра в виде латунной сетки, а также датчик электрического указателя уровня топлива.
В некоторых модификациях в нижней части бака расположено сливное отверстие с резьбовой пробкой.
Пластмассовая резьбовая пробка горловины имеет впускной и выпускной клапаны для предотвращения образования разрежения и повышенного давления внутри бака.
На части автомобилей заливная горловина топливного бака снабжена выдвижной трубой для удобства заправки.
Снаружи лючок заливной горловины топливного бака закрыт крышкой.
Топливопроводы
Топливопроводы выполнены из резиновых шлангов и медной трубки.
Шланги присоединены к топливному насосу, крану переключения топливных баков, фильтру-отстойнику через штуцеры с накидными гайками.
На патрубках топливозаборников, карбюратора и фильтра тонкой очистки топлива шланги закреплены стяжными хомутами.
Медная трубка одним концом через штуцер подсоединена к фильтру отстойнику, а другим — вставлена в резиновый шланг и стянута хомутом.
Топливный фильтр отстойник
Топливный фильтр-отстойник установлен на левом лонжероне рамы перед топливным баком и предназначен для отделения от топлива воды и механических примесей размером более 0,05 мм.
Для очистки топлива от механических примесей фильтр снабжен фильтрующим элементом, состоящим из набора тонких металлических пластин.
Для удаления отстоя снизу корпуса фильтра имеется сливное отверстие с резьбовой пробкой.
Топливный насос
Топливный насос — диафрагменный, приводится в действие от эксцентрика на распределительном валу двигателя.
Возможна установка насоса одной из трех моделей: Б9В (451-1106010-40), 900-1106010 и 2105-1106010-50.
Топливный насос состоит из корпуса, крышки блока клапанов и рычага привода. Блок клапанов установлен в крышке насоса.
Над всасывающими клапанами расположен фильтр, изготовленный из мелкой латунной сетки.
Для заполнения карбюратора топливом при неработающем двигателе насос имеет рычаг ручного привода.
Для контроля герметичности диафрагмы и предотвращения попадания топлива в картер двигателя корпус насоса имеет дренажное отверстие.
Фильтр тонкой очистки топлива
Фильтр тонкой очистки топлива может применяться двух типов: разборный, со сменным фильтрующим элементом и неразборный.
Разборный топливный фильтр крепится на кронштейне головки блока цилиндров.
Он состоит из корпуса, резиновой прокладки, уплотнительной резиновой втулки, керамического или бумажного фильтрующего элемента, пружины, пластмассового стакана-отстойника и деталей крепления стакана-отстойника.
Фильтр с пластмассовым неразборным корпусом и бумажным фильтрующим элементом устанавливается на шланге, подводящем топливо к карбюратору.
Воздушный фильтр
Воздушный фильтр — сухого типа, со сменным фильтрующим элементом из нетканого синтетического материала, установлен на кронштейне головки блока цилиндров.
Фильтр снабжен воздухозаборным гофрированным шлангом, соединенным с металлическим патрубком, расположенным на кронштейне кожуха радиатора справа.
При температуре окружающего воздуха ниже 5 °С для подачи в карбюратор подогретого воздуха следует отсоединить гофрированный шланг от патрубка фильтра, а заслонку на выпускном коллекторе перевести в положение «зима».
Для чего ключом «на 10» ослабляем гайку, фиксирующую заслонку.
Крышка воздушного фильтра имеет два патрубка для подсоединения шлангов системы вентиляции картера двигателя.
Если крышка головки блока цилиндров из-за нарушения комплектации имеет два патрубка для отвода картерных газов, то для предотвращения попадания неотфильтрованного воздуха во впускной трубопровод, необходимо заглушить незадействованный малый патрубок крышки воздушного фильтра любым доступным способом (например, сжать пассатижами).
Привод управления дроссельными заслонками
Привод управления дроссельными заслонками состоит из педали, системы тяг и рычагов, наконечников регулировочных гаек, муфт и пружины.
Кроме того на автомобилях имеется ручной привод дроссельных заслонок. Он состоит из ручки на панели приборов, тяги в оболочке, кронштейна и рычага.
Воздушная заслонка карбюратора управляется ручкой, расположенной так же на панели приборов. Она соединена с рычагом заслонки тягой в оболочке.
Когда ручка находится в исходном положении (утоплена), воздушная заслонка полностью открыта.