Стремительно распространяющиеся слухи о том, что ГИБДД начала охоту за тюнингованными автомобилями, на поверку оказались правдой. Внимание инспекторов привлекут, в первую очередь, визуально тюнингованные машины, которые можно заметить по измененному клиренсу (как уменьшенному, так и увеличенному), стальным бамперам, усиленным порогам, громким звукам выхлопа и т.д.
Однако закон о тюнинге авто касается не только фанатов машин, одержимых желанием модернизировать свои транспортные средства, но и простых водителей, которые, к примеру, решили поставить на свой внедорожник пороги, не входящие в список рекомендованных заводом-изготовителем.
Комментарии ГИБДД
Несмотря на продолжающее увеличиваться количество жалоб водителей, ГИБДД не дает официальных комментариев по поводу сложившейся ситуации, сообщая о том, что никаких специальных мероприятий по «отлову» тюнингованных машин не осуществлялось. Однако замечают, что инспектор вправе остановить водителя тюнингованного автомобиля и выписать ему штраф, если конструкция транспортного средства явно отличается от серийного оригинала, о чем можно судить по обвесам и иным бросающимся в глаза элементам доработки.
Как сообщают представители ГИБДД, зачастую тюнинг может заметить даже не профессионал. Нередко у автомобиля обрезают пружины, в результате чего он практически лежит на земле: в таком случае консультация технического специалиста не требуется. Инспектор не может определить, проводились ли какие-то модификации внутреннего устройства машины, но внешние изменения заметить и понять, соответствуют ли они положениям по допуску автомобиля для эксплуатации на дорогах, несложно. В случае нарушения выписывается штраф 500 рублей или выносится предупреждение.
Особенно часто штрафуют любителей тюнинга. Среди них можно выделить несколько крупных групп: поклонников заниженной подвески и очень широких дисков; владельцев максимально заниженных кабриолетов или седанов с пневматической подвеской; водителей тюнингованных ВАЗов.
Отдельного внимания заслуживают так называемые «джиперы», «доводящие до ума» свои внедорожники. Вычислить в общем потоке такую машину просто: колеса большого диаметра, лифт, усиленные бамперы, «кенгурятник», шноркель и другие доработки.
Мнение автовладельцев и автопроизводителей
О том, что отныне тюнинг вне закона, узнают не только его поклонники, но и обыкновенные водители, которые оказываются вынужденными платить штраф за установку аксессуара, порекомендованного дилером.
Вот что рассказывает один из владельцев автомобиля Renault Duster: «Когда я покупал машину в автосалоне, менеджер обратил мое внимание на не особо функциональные пороги. Доплатив 20 тысяч, я получил широкие алюминиевые пороги. Не так давно меня остановил на трассе инспектор. Проверив документы, он решил придраться к тем самым порогам, сказав, что это явно не заводское изменение автомобиля. Выписали штраф в размере 500 рублей. Платить не собираюсь, поскольку не согласен с нарушением».
Представитель компании Renault пояснил, что есть сертифицированные аксессуары: их установка не будет нарушением. Но дилеры могут предложить установить несертифицированные образцы, за которые можно впоследствии получить штраф. Официально разрешенный заводом-изготовителем аксессуар имеет специальный документ, выданный центром сертификации. Поскольку дилер не является официальным представителем компании, он может осуществлять торговлю и другими аксессуарами, которые тоже должны иметь сертификацию, но такое на практике бывает не всегда.
Однако юристы считают, что водитель может и должен отстаивать право придавать своему автомобилю индивидуальный вид. Инспектор не является компетентным лицом, способным оценить тип тюнинга. Аналогию можно провести с ДТП: при наличии повреждений их оценкой занимается эксперт, а не сотрудник ГИБДД. Точно также и тут: инспектор может только высказать свои предположения по поводу того, что такие-то параметры были модифицированы. Если же водителю все равно выписывают штраф, в протоколе необходимо указать на свое несогласие с ним, после чего обжаловать наказание у руководства данного сотрудника или же в суде.