Цифры на шатуне уаз
ГОСТом Р 53813-2010 регламентируются общие технические требования к шатунам автомобильных двигателей производства ОАО Заволжский Моторный Завод, а также методы их испытаний.
Основные части шатуна двигателя внутреннего сгорания:
- Верхняя неразборная головка, в которую запрессовывается бронзовая втулка;
- Стержень (разной формы поперечного сечения);
- Нижняя разборная головка, в которую устанавливаются подшипники скольжения (биметаллические или триметаллические вкладыши).
Крышка нижней головки крепится к шатуну с помощью пары болтов с лысками (которые нужны, чтобы болты не проворачивались).
Шатун преобразовывает поступательные движения поршней двигателя внутри цилиндров во вращательные движения коленчатого вала, с которого вращение передается на колеса автомобиля через трансмиссию.
Согласно ГОСТ Р 53813-2010 (‘Двигатели автомобильные. Шатуны. Технические требования и методы испытаний.’) к основным размерам шатунов двигателей ЗМЗ относятся следующие параметры:
- Длина (L), (мм);
- Расстояние между головками (L1), (мм);
- Внутренний диаметр верхней головки (d), (мм);
- Внутренний диаметр нижней головки (D), (мм);
- Толщина нижней головки (H), (мм);
- Ширина нижней головки (B1), (мм);
- Высота крышки нижней головки (l), (мм).
Шатуны, выпускаемые на ЗМЗ, выполняются из стали при помощи ковки, поперечное сечение стержней шатунов имеет форму двутавра.
Марки сталей, которые используются для производства шатунов ЗМЗ: 40, 40Р, 45Р, 45 (по ГОСТ 1050), а также 40Г, 45Г2, 40Х, 40ХН, 40ХФА, 40ХН2МА (по ГОСТ 4543).
Гайки шатунных болтов оснащаются самостопорящейся резьбой, что позволяет дополнительно их не стопорить.
Крышки нижних головок обрабатываются в сборе с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой, при этом на шатунах и их крышках выбиты номера соответствующих цилиндров.
Важно: в соответствии с ГОСТ 2789-73 шероховатость обработанных поверхностей шатуна ЗМЗ не должна превышать 1.25 (мкм) – для отверстия под вкладыши в кривошипной головке, 0.63 (мкм) — для отверстия под поршневой палец, 1.25 (мкм) — для торцевых поверхностей кривошипной головки шатуна.
Сборка шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
На шатуне группа отверстия под поршневой палец также обозначается краской. Она должна либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.
Правильность подбора шатуна и поршневого пальца проверяем следующим способом
Смазанный моторным маслом палец должен перемещаться в головке шатуна под усилием большого пальца руки, но не выпадать из втулки
На боковой поверхности нижней головки шатуна и крышке нанесен порядковый номер цилиндра, в котором он был установлен
Номера на крышке шатуна и на самом шатуне должны совпадать и находиться с одной стороны
Поставляемые в запасные части шатуны такой маркировки не имеют, поэтому, перед тем как разбирать их, сделайте маркировку шатунов и крышек аналогично заводским, чтобы не перевернуть и не перепутать крышки при сборке
Нагреваем поршень до температуры 60–80 °C. Допускается нагревать поршень в горячей воде
Вводим головку шатуна между бобышками поршня и молотком через оправку или приспособлением запрессовываем смазанный моторным маслом поршневой палец
Устанавливаем с обеих сторон стопорные кольца
Выступ на крышке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «Перед» на поршне
Посадочные места гильз тщательно очищаем от накипи и коррозии
Уплотнительные медные шайбы гильз цилиндров заменяем новыми
Гильзы запрессовываем легкими ударами молотка через деревянный брусок
С помощью щупа проверяем выступание гильзы над плоскостью блока, которое должно быть 0,02-0,10 мм
Подбираем поршневые кольца к цилиндрам
Поочередно устанавливаем кольца в цилиндр на глубину 20–30 мм и щупом измеряем зазоры
Компрессионные кольца должны иметь зазор в замке 0,3–0,6 мм, маслосъемные — 0,3–1,0 мм
Если замена поршней не предполагается, проверяем ширину канавок при помощи новых поршневых колец
Зазор проверяем в нескольких точках по окружности поршня
Величина бокового зазора для компрессионных колец должна быть 0,050–0,082 мм, для сборного маслосъемного кольца 0,135–0,335 мм
В изношенные цилиндры можно установить кольца ближайшего ремонтного размера и при необходимости, подпилить торцы для получения зазора 0,3 мм
Надеваем кольца на поршень, начиная с маслосъемного кольца
Раскрыв замок расширителя маслосъемного кольца, устанавливаем его в нижнюю канавку кольца, после чего сводим концы расширителя
Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо надписью к днищу поршня
Угол между замками расширителя и кольца 45°
Устанавливаем нижнее компрессионное кольцо надписью и фаской с внутренней стороны кольца к днищу поршня
Устанавливаем верхнее компрессионное кольцо
3.9. Поршни и шатуны
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт слоем олова для улучшения прирабатываемости. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте коническая. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя. Поэтому для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец имеется метка «П», которая должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
Поршни ремонтных размеров с 1986 г. для всех моделей двигателей изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. выпускались поршни следующих ремонтных размеров: для двигателей 2101 – с увеличением на 0,2, 0,4 и 0,6 мм; для 21011 – с увеличением на 0,4 и 0,7 мм.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца хромирована и имеет бочкообразную форму. Нижнее компрессионное кольцо – скребкового типа (с выточной по наружной поверхности), фосфатированное. Маслосъемное кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину (расширитель).
Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно врашается в бобышках поршня.
Шатун – стальной, кованый, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому при сборке цифры на шатуне и крышке должны быть одинаковы.
4.8. Поршни и шатуны
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт слоем олова для улучшения прирабатываемости. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте коническая. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рисунке.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя. Поэтому для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия под поршневой палец имеется метка “П”, которая должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
Поршни ремонтных размеров с 1986 г. для всех моделей двигателей изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. выпускались поршни следующих ремонтных размеров: для двигателей 2101 и 2103 – с увеличением на 0,2; 0,4 и 0,6 мм; для 2105 – с увеличением на 0,4 и 0,7 мм.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца хромирована и имеет бочкообразную форму. Нижнее компрессионное кольцо – скребкового типа (с выточной по наружной поверхности), фосфатированное. Маслосъемное кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю витую пружину (расширитель).
Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня.
Шатун – стальной, кованый, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому при сборке цифры на шатуне и крышке должны быть одинаковы.