Цепь газораспределительного механизма — замена (двигатель 1AZ-FE )
Снятие цепи проводите на холодном двигателе в следующем порядке:
– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;
– снимите ремень привода навесных агрегатов;
– снимите крышку головки блока цилиндров;
– при наличии снимите блок ABS;
– затяните Ручной (стояночный) тормоз и заблокируйте задние колеса упорами;
– ослабьте гайки крепления правого переднего колеса. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на опоры. Снимите правое переднее колесо и грязезащитный щиток арки правого переднего колеса;
– слейте охлаждающую жидкость;
– выверните болты, снимите и отведите в сторону насос усилителя рулевого управления с подсоединенными к нему шлангами. Мягкой проволокой закрепите насос на кузове;
Р исунок — 3.52. Совмещение метки на гасителе колебаний со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи
– установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи ( рис. — 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов ( рис. — 3.55 );
Р исунок — 3.55. Совмещение меток на звездочках распределительных валов с метками на крышках подшипников распределительных валов (на распределительном валу впускных клапанов виден узел шкива/ привода системы VVT)
– снимите с коленчатого вала шкив/ гаситель колебаний, при этом не проверните коленчатый вал. Если произошло проворачивание коленчатого вала, верните его в положение соответствующее установке поршня первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия;
– домкратом, через деревянный брусок установленный под масляным поддоном, поднимите двигатель настолько, чтобы его вес воспринимался домкратом.
– снимите левую опору двигателя;
Р исунок — 3.56. Расположение болтов крепления механизма натяжения цепи
– снимите механизм натяжения цепи ( рис. — 3.56 ) и датчик угла поворота коленчатого вала с передней крышки цепи. Выверните болт крепления жгута проводов датчика угла поворота коленчатого вала к крышке цепи;
– выверните болты и снимите держатель жгута проводов с крышки цепи;
Р исунок — 3.57. Расположение гаек крепления натяжителя цепи
– выверните гайки ( рис. — 3.57 ) и снимите натяжитель цепи с задней стороны крышки;
Р исунок — 3.58. Расположение верхних болтов крепления крышки цепи
Р исунок — 3.59. Расположение нижних болтов крепления крышки цепи
– выверните болты ( рис. — 3.58 , 3.59) и монтировкой отделите, и снимите крышку цепи с блока цилиндров. Отметьте расположение болтов, так как они имеют разную длину;
– снимите датчик угла поворота коленчатого вала;
Р исунок — 3.60. Направляющие и натяжитель цепи: 1 – шарнирный болт; 2 – натяжитель цепи; 3 – болты крепления направляющей цепи; 4 – неподвижная направляющая цепи; 5 – нижняя направляющая цепи
– выверните болты 1,3 ( рис. — 3.60 ) и снимите натяжитель 2 и нижнюю направляющую цепи 5;
– снимите цепь со звездочек распределительных валов и звездочку вместе с цепью с коленчатого вала. Если цепь будет устанавливаться повторно, мелом, маркером или краской отметьте переднюю сторону цепи. Если при установке цепь будет вращаться в другую сторону, в связи с имеющейся выработкой цепи, увеличится износ элементов механизма газораспределения и увеличится шум, создаваемый цепью;
– снимите неподвижную направляющую цепи 4;
Р исунок — 3.61. Использование ключей для удержания распределительного вала от проворачивания и отворачивания болта крепления звездочки
– удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, выверните болт крепления и снимите звездочку с распределительного вала ( рис. — 3.61 )
Р исунок — 3.62. Измерение расстояния между звеньями цепи: Х = 122,6 мм для цепи привода газораспределительного механизма между 16 роликами или 8 звеньями цепи; Х = 52,4 мм для цепи привода масляного насоса между 8 роликами или 4 звеньями цепи
Визуальным осмотром Проверяйте состояние деталей на отсутствие износа и повреждений. Проверяйте звенья цепи на отсутствие трещин, износа роликов и боковых пластин. Проверяйте состояние зубьев звездочек, которые должны быть симметричными. Натяните цепь и измерьте расстояние между 8 звеньями цепи, которое должно быть равно 122,6 мм ( рис. — 3.62 ). Проведите эту проверку на нескольких участках цепи. Если цепь удлинилась, замените в комплекте цепь и звездочки.
Р исунок — 3.63. Измерение диаметра звездочки по роликам цепи
Оберните каждую звездочку цепью и измерьте диаметр звездочки по роликам цепи ( рис. — 3.63 ). Если полученный размер превышает минимальный диаметр цепи, замените в комплекте цепь и звездочки.
Р исунок — 3.64. Места измерения глубины выемок на направляющих цепи: Х = не более 1,0 мм
Р исунок — 3.95. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках
Проверяйте направляющие цепи на отсутствие чрезмерного износа. Имейте в виду, что незначительный износ направляющих — это нормальное явление. Глубина выемок на направляющих цепи должна быть не более 1,0 мм ( рис. — 3.64 ). При наличии чрезмерного износа Проверяйте смазочное отверстие направляющей цепи на передней стороне блока цилиндров на отсутствие загрязнений и засорения ( рис. — 3.95 )
Установку производите в следующем порядке:
1) скребком удалите остатки старого герметика с привалочных поверхностей крышки цепи и головки и блока цилиндров;
2) убедитесь, что распределительные валы повернуты установочными штифтами вверх, в положение «12 ч», затее установите обе звездочки, совмещая отверстие для штифта с обратной стороны звездочки со штифтом распределительного вала. Нанесите на резьбу болтов крепления звездочек контровочный состав, препятствующий их самоотвинчиванию, и вверните болты от руки. Удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за шестигранник, затяните болт крепления звездочки моментом 54 Н•м ( рис. — 3.61 );
3) при необходимости доверните распределительные валы в положение, при котором метки на звездочках распределительных валов будут совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов ( рис. — 3.55 );
4) если коленчатый вал поворачивался от положения ВМТ, поверните его в положение, при котором шпоночный паз не будет направлен вверх, в положение «12 ч»;
5) установите неподвижную направляющую цепи 4 ( рис. — 3.60 );
6) наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, при этом совместите цветную метку №1 на цепи с меткой на звездочке. Установите звездочку с установленной на ней цепью на коленчатый вал, затем установите нижнюю направляющую цепи;
Р исунок — 3.65. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках распределительных валов при установке цепи
7) установите цепь на башмак неподвижной направляющей цепи, затем на звездочку распределительного вала выпускных клапанов и, наконец, на звездочку распределительного вала впускных клапанов. Проверяйте, что цветные метки на цепи совместились с метками на звездочках ( рис. — 3.65 ). При установке цепи исключите провисание правой ветви цепи;
Р исунок — 3.66. Расположение выступа на механизме натяжения
8) уберите провисание левой ветви цепи, установите натяжитель цепи, вверните шарнирный болт и затяните его моментом 19 Н•м. После установки, убедитесь, что выступ на механизме натяжения ( рис. — 3.66 ) не проходит мимо упора к головке блока цилиндров;
9) повторно Проверяйте, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи ( рис. — 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов ( рис. — 3.55 );
10) установите датчик угла поворота коленчатого вала и кольцо, метка F на котором должна быть направлена наружу;
Р исунок — 3.67. Места (1) нанесения слоя герметика на привалочные поверхности крышки цепи
11) нанесите слой герметика RTV диаметром 3–4 мм на привалочные поверхности крышки цепи 1 ( рис. — 3.67 ). Также нанесите небольшое количество герметика на места соединения головки и блока цилиндров. Установите крышку на двигатель и закрепите болтами, установив их в первоначальные положения. Постепенно, за несколько проходов, затяните болты требуемым моментом;
12) установите плунжер механизма натяжения цепи в исходное положение следующим образом:
Р исунок — 3.68. Поднятие собачки храповика и сдвигание плунжера механизма натяжения цепи в исходное положение (внутрь)
– поднимите собачку храповика и вдвиньте плунжер внутрь, пока он не достигает нижнего предела ( рис. — 3.68 );
– зацепите крюк на корпусе механизма натяжения за штифт на плунжере, в результате чего плунжер будет закреплении в исходном положении;
13) смажьте моторным маслом уплотнительные кольца плунжера механизма натяжения и установите его в крышку цепи;
14) установите Гаситель колебаний на коленчатый вал;
Р исунок — 3.69. Для освобождения крюка на корпусе механизма со штифта на плунжере, необходимо незначительно провернуть коленчатый вал двигателя против часовой стрелки: 1 – крюк; 2 – штифт
15) незначительно проверните коленчатый вал двигателя против часовой стрелки, чтобы установить натяжение цепи. При этом крюк 1 ( рис. — 3.69 ) на корпусе механизма натяжения должен освободиться со штифта 2 на плунжере, в результате чего плунжер проведет натяжение цепи. Если плунжер не освободился самостоятельно, отожмите натяжитель цепи и освободите штифт на плунжере лезвием отвертки;
16) поверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке на несколько оборотов и установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия. Проверяйте, что метка на гасителе колебаний совмещена со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи ( рис. — 3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов ( рис. — 3.55 )
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию.