Как правильно купить Toyota RAV4 третьего поколения
Так уж сложилось, что в России Toyota RAV4 имеет имидж типично женского автомобиля. А еще обслуживаться придется раз в 10 тысяч километров. Неужели этим список недостатков исчерпывается? Мы выяснили, насколько надежен хваленый «японец».
Немного истории
Toyota RAV4 — это полноправный родононачальник класса кроссоверов, построенных на легковой базе с несущим кузовом, но при этом с полным приводом и большим дорожным просветом. Название расшифровывается как Recreational Active Vehicle 4 Wheel drive — «Транспорт для активного отдыха с приводом на 4 колеса».
Довольно длительное время RAV4 единолично царствовал в своем сегменте и закономерно стал одним из самых популярных на российском рынке. Третье поколение «Рафика» (так модель прозвали у нас) вышло на рынок в 2006 году.
В начале 2009 года состоялся небольшой рестайлинг и дебют версии Long с удлиненной базой и задним свесом. Более серьезное обновление произошло в середине 2010 года, когда тойотовцы попробовали привлечь мужскую аудиторию. Внешность кардинально изменили и приблизили имидж к праворульному японскому двойнику — модели Vanguard.
Изменился и силовой агрегат — вместо старых 2- и 2.4-литрового моторов появился новый «двухлитровик» от «Авенсиса» с прогрессивной системой Valvematic, а 4-ступенчатый «автомат» заменил вариатор. Впрочем, удлиненная версия Long вплоть до смены поколений продавалась со старым дизайном экстерьера, мотором 2.4 и АКПП.
Предложение на рынке
Несмотря на то что третьему поколению Toyota RAV4 жилось на российском рынке не так вольготно, как первым двум, и приходилось конкурировать с другими кроссоверами (в том числе с Nissan Qashqai), машин на «вторичке» много. Поэтому цепляться за конкретный экземпляр при поиске автомобиля не нужно — вариантов масса. Традиционно машин первого и последнего года выпуска меньше, чем 2007-2011-го. В 2006 году распродавали старые запасы предшественника, а в 2012-м покупатели ждали четвертой генерации. Что касается кузовов, то удлиненная версия с тремя рядами сидений, дебютировавшая в 2009 году, особой популярности не снискала. В структуре предложения таковых всего 7%. Остальные 93% — автомобили со стандартной колесной базой. Среди моторов безоговорочный лидер — это старый «двухлитровик» (152 л.с.). В комбинации с 4-ступенчатым «автоматом» он установлен на 43% машин, а с 5-ступенчатой «механикой» — на 10%.
На втором месте по популярности — новый двухлитровый двигатель (158 л.с.), появившийся в 2010-м. Автомобилей с ним и вариатором — 28%, а с 6-ступенчатой МКПП — 2%. Именно в этой, наименее популярной версии «Рафик» шел с передним приводом. Во всех остальных — с подключаемым полным. Тройку замыкает «американизированный» двигатель 2.4, который предлагался исключительно с архаичным «автоматом», — таких автомобилей на рынке 17%.
Средние цены
Год | Средняя цена, руб. | Заявленный пробег, км |
2006 | 632 000 | 112 000 |
2007 | 676 000 | 104 000 |
2008 | 737 000 | 98 000 |
2009 | 812 000 | 76 000 |
2010 | 864 000 | 70 000 |
2012 | 925 000 | 62 000 |
2013 | 1 000 000 | 35 000 |
Кроссоверы — великая находка маркетологов. Слабенький набор внедорожных качеств продается по хорошей цене, и потребитель считает это вполне закономерным. Сюда стоит прибавить имидж «Тойоты» как производителя «вечных» автомобилей и в результате получим достаточно медленное удешевление RAV4 на вторичном рынке. Даже восьмилетний экземпляр обойдется дороже, чем его китайский «клон» Chery Tiggo.
Удивительно, но довольно-таки содержательный рестайлинг 2010 года на средние цены практически не влияет — разница между машинами 2009 и 2010 годов невелика. По «славной» традиции российского вторичного рынка, пробег на продаваемых автомобилях старше трех лет редко является подлинным. Обратите внимание, что в первые три года средний показатель растет быстро, а дальше рост замедляется, так как большинство продавцов данные одометра скручивают. При покупке автомобиля будьте внимательны и требуйте сервисную книжку и документы о ремонтных работах, которые могут косвенно подтвердить пробег.
Типичные поломки и проблемы в эксплуатации
Двигатель
Все три двигателя на RAV4 отличаются высокой надежностью. Это, конечно, уже не те японские моторы из 80-х и 90-х годов, которые можно было растачивать и эксплуатировать по 600-700 тысяч километров. В среднем их ресурс составляет около 300 тысяч, после чего выработка на цилиндрах уже не позволяет их ремонтировать. При активной езде угар масла может начаться примерно к 150 тысячам, проблема устраняется заменой поршневых колец.
Привод ГРМ везде цепной, и цепь обычно служит около 200 тысяч. Что касается топлива, то «двухлитровики» можно «кормить» как Аи-92, так и Аи-95. 2.4-литровый мотор 2AZ-FE создавали с прицелом на американский рынок, и он рассчитан только на 92-й, чего бы ни советовали на форумах и в дилерских центрах. На RAV4 первых лет выпуска был конструктивный дефект — течь насоса системы охлаждения. Практически все машины бесплатно починили по гарантии.
Трансмиссия
Коробки передач на RAV4 не доставляют проблем своим хозяевам, разве что намеренно стараться их «убить». Например, «автомат» и вариатор не очень любят буксовку в снегу или грязи и буксировку тяжелых прицепов. Некоторые владельцы фиксируют на машинах с АКПП небольшие толчки при переключении с первой на вторую, но это проблема встречается нечасто и досаждает несильно, главное — не забывать менять масло в коробке каждые 60 тысяч километров. На МКПП же иногда закусывает рычаг на первой передаче. Если автомобиль полноприводный, нужно внимательно следить за периодичностью замены масла в заднем дифференциале — интервал должен быть не больше 40 тысяч километров. При покупке автомобиля это стоит уточнить у продавца. «Запущенный» дифференциал будет сначала гудеть, а потом откажется работать, оставив автомобиль только с передним приводом.
Ходовая часть
Подвеска на этом автомобиле очень надежная. До 100 тысяч километров пробега обычно меняются только втулки переднего стабилизатора и передние амортизаторы. Если на машине менялось что-то еще (рычаги, сайлентблоки), то пробег явно больше «сотни», даже если одометр показывает обратное. Слабое место — это рулевая рейка, которая начинает стучать в иных случаях после 60-70 тысяч километров. Для ее ремонта продаются комплекты тяг, с помощью которых можно относительно недорого продлить жизнь узлу, однако рано или поздно рейку все равно придется менять.