Подготовка TLC Prado 120 для умеренного бездорожья
TLC Prado 120 подготовленный для умеренного бездорожья. Автомобиль семейный, эксплуатируется ежедневно, поэтому на него не целесообразно устанавливать огромные колеса и тяжелый силовой обвес, исходя из этого, при подготовке устанавливаем минимально необходимый набор для бездорожья — лебедка, блокировка, защита.
Лебедка была выбрана выскокоскоростная Runva с тяговым усилием 9500 Lbs на синтетическом тросе. Для установки лебедки в штатный бампер пришлось изготавливать площадку самостоятельно, так как готовых решений на Прадо 120 увы нет. Блок управления лебедкой размещен под капотом, рядом с ним был установлен размыкатель силового «+» провода для полного отключения лебедки тогда, когда она не нужна, ну и на случай экстренного отключения конечно.
Для установки в задний мост мы привезли принудительную 100% пневматическую блокировку ARB, а также компрессор той же фирмы. Компрессор будет использоваться во первых для включения блокировки, а во вторых с его помощью можно будет накачивать колеса, для этого мы доукомплектовали его шлангом и пистолетом подкачки с манометром.
Снизу, для защиты картера ДВС и КПП установили алюминиевую 4мм защиту от Rival, с ней владельцу не придется бояться за повреждения силовых агрегатов автомобиля.
В ближайшее время автомобиль будет доукомплектован качественной резиной класса AT и на этом его подготовку можно считать законченной.
Итого список доработок по автомобилю:
- Лебедка Runva 9500 в штатном бампере
- Пневмоблокировка ARB заднего моста
- Пневмосистема ARB
- Алюминиевая защита ДВС и КПП
- AT шины
Полная внедорожная подготовка Toyota Land Cruiser Prado-120
Продо машина не крупная, но при этом достаточно надёжная, с хорошей гаммой двигателей, имеющая люксовые вариации в виде Lexus GX-470. Машина весьма перспективна в качестве базы для строительстве проходимого и скоростного внедорожника на небольшие расстояние. Для полноценного экспедиционника машинка признаемся маловата. И всё же основное оправданное применение данной машины — скоростные короткие выезды с не принципиальным соотношением трасса — грунтовка, и там и там машинка прекрасна в управлении и эргономике. Недаром 120 Prado уже давно и устойчиво является основной машиной в Европе, как любительская раллийная машина. В спорта в Европе 120й участвует практически без усиления ходовой части, подготовка ограничивается установкой каркаса безопасности и перепрошивкой настроек ЭБУ двигателя (практически все дизельные раллийные машины — это Прадо).
Конструкция подвесок и рамы машины такова, что без серьёзного необратимого вмешательства сложно ожидать от машины резкого повышения проходимости или других характеристик. А посему остановимся на очень умеренном вмешательстве, сдержанном таком варианте.
Стандартный комплект : боди-лифт, передний и задний бампера, защита днища, силовые пороги, алюминиевый багажник, дополнительный топливный бак, усиление подвесок и установка колёс 33 х 12,5 дюймов. Оба бампера были сконструированы под установку электрических лебёдок. Задний силовой бампер обязан нести на себе съёмную платформу для перевозки лёгкого раллийного мотоцикла.
Больших противников БОДИ ЛИФТА, как способа повышения проходимости, чем мы, поискать надо. Мы не раз писали и будем писать о бодике, как о самом непрофессиональном способе. Но реальность вносит корректировки.
Лифтуя такие машины, как Land Cruiser 100 и Nissan Navara, мы сразу говорили о том, что применённый там боди лифт мера вынужденная и вызвана исключительно технической неготовностью отлифтовать машину подвеской. На сегодня по обеим машинам мы исправились, обе отлифтованы грамотно.
А вот 120 Прадо, к нашему великому сожалению, подобным образом (подвесками) отлифтован быть не может никак. Точнее до лифта в 8’’. При лифте в 8 дюймов появляется возможность пропустить хвостовик переднего редуктора под задней траверсой переднего подрамника. Но это очень много. Бессмысленно и уродливо. Более того, даже при лифте в 20см установка колёс большего, чем 33 дюйма размером возможна только с подрезкой колёсных арок. Машина будет изуродована, а необходимый результат достигнут не будет.
Можно пробовать поставить большие, чем + 2 дюйма пружины, но это неминуемо приведёт к потере управляемости машины.
Мы остановились на промежуточном варианте: 2 дюйма боди лифтом и 2 дюйма подвеской.
Установка проставок между кузовом и рамой приведёт к некоторому нежелательному увеличению подвижности кузова относительно рамы. В то же время диаметр подушек у Прадо (90мм) достаточен для не критичного увеличения. Кроме установки проставок высотой 50мм был на ту же величину опущен основной радиатор и удлинен рулевой кардан на 27мм. Был отрегулирован ход рычага переключения раздаточной коробки. Больших вмешательств машина не потребовала, все шланги и косы хоть и изменили своё положение и трассы, но остались вполне работоспособными и корректно уложенными.
Пробная прокатка машины с установленными на подвижность кузова маркерами показала, что подвижность возросла на 1.5-2 мм. Считаем это допустимым. Остальное скажет только долговременная эксплуатация машины.
2. Передний силовой бампер Prado. Получился весом всего 37кг.
Основная задача при проектировании данного изделия – облегчение по максимуму. Конструктивно машина не приспособлена к установке подобных девайсов. Очень слабое фронтальное крепление (с зоной для смятия в случае ДТП) дополняется низким расположением торца рамы. Стремясь уменьшить передний свес и угол въезда мы были вынуждены разнести верхнюю, испытывающую основные ударные нагрузки плоскость и крепление. Нам показалось недостаточным закрепить бампер на многочисленные, но неудачно для нас расположенные родные шпильки крепления оригинального алюминиевого отбойника. Мы усилили их дополнительными стремянками и взялись за болты на стойках буксирных проушин. Мы сознательно пошли на возможные сложности при установке бампера, выполнить для нас подобное крепление «болт-в-болт» при серийной сварке практически не возможно и изделие безусловно потребует подгонки при посадке. Делать же бампер с большими регулировками значит утяжелять его. Чего мы решили не делать.
Кенгурин выполнен съёмным и облегчённым. Из трубы 32 х1.5мм (для сравнения, кенгурятники на других наших моделях бамперов выполнены из трубы 48 х 2.5 мм.) более чем достаточно для крепления тросов веткоотбойника, для противостояния кустарнику и размещения дополнительного света. Рассчитывать на мощный кенгурятник, способный валить стволы не стоит именно потому, что крепить его на Прадо просто не к чему, это не Land Cruiser 105. Ещё один момент, новая для нас необходимость откидывать кенгурятник при открывании капота. Связан со специфической формой капота и интегрированной в него решёткой радиатора. В противном случае пришлось бы делать кенгурятник очень сильно выдвинутым вперёд.
Лебёдка установлена с тяговым усилием 9000 фунтов. Более мощную лебёдку устанавливать смысла нет, именно из-за не высокой несущей способности элементов рамы, к которым крепится бампер. В ситуации, когда не справляется 9000 лебёдка, правильнее воспользоваться блоком, с одной стороны удвоив развиваемое усилие, с другой стороны, взявшись крюком за родные буксировочные проушины, разнеся общее сопротивление разрушению всей конструкции.
Подъём машины за бампер хайджеком возможен в любом месте,- жесткости изделия достаточно, но мы всё же рекомендуем пользоваться специальными Т – образниками, надёжно фиксирующими хайджек, н жающими ему провернуться и уранить машину в сторону.
3. Задний силовой бампер Prado. Получился весом 24 кг.
Насколько машина плохо приспособлена к монтажу переднего силового бампера, настолько же удачна задняя частьеё рамы применительно к нашим задачам. Начиная со 120й модели, конструктора Тойоты значительно усилили, по сравнению с предыдущей 100ой и 105ой последнюю траверсу рамы, выполнив её в виде замкнутого овального в сечении профиля очень высокой жесткости. Это позволяет на моделях 120,150,200, ФДжей-Крузер и других внедорожниках Тойоты 2000 годов выполнять задние бампера фактически в виде кронштейнов калиток и монтажных плит лебедок. Усиления для этих задач задняя часть рамы не требует и это позволяет изготавливать задние бампера рекордно малых весов.
На бампере смонтированы две калитки под запасные колёса, кронштейны канистр, лестницы и прочие удачно размещающиеся на заднем свесе внедорожные атрибуты. Жесткости бампера более чем достаточно и для перевозки на нём даже мотоцикла.
Лебёдка поместилась в бампере достаточно уверенно. Унификации ради применена аналогичная передней 9000, но допустимо и применение более мощных лебёдок.
Быстросъёмный фаркоп (квадрат 2 х 2 дюйма) позволяет буксировать любой допустимый по ТХ автомобиля массой. Розетке традиционно уделено повышенное внимание — она спрятана в специальную нишу и защищена от разрушения.
В связи с возможной перевозкой на бампере габаритных предметов или пары колёс и снижением видимости задних световых приборов автомобиля, правильно выбирать версию бампера с дополнительными габаритами и поворотами.
Применение хайджека возможно в любом удобном месте, наиболее удобен выступающий квадрат фаркопа, имеющий специальный ловитель.
Защита днища выполнена из алюминиевого сплава толщиной 8мм. Монтажные болты убраны в защитные нержавеющие шайбы. Защита днища имеет достаточное количество вентиляционных отверстий не допускающих перегрева агрегатов и способствующих самоочистке. Защита образует ровную гладкую поверхность от переднего бампера до бака.
Обращаем ваше внимание, что полная защита требует периодического осмотра и очистки или струёй воды или механически со снятием. Накопление большого количества мусора на защите недопустимо. Это может привести даже к перегреву трансмиссии, особенно если у вас автоматическмя коробка передач.
4. Силовые пороги Toyota Land Cruiser Prado 120 стандартной конструкции, имеют дополнительную нижнюю трубу, способствующую скольжению порога без повреждения и крепление к раме на широких площадках, имеющие по наружному краю по два ловителя хайджека, позволяющие вывешивать полностью любую сторону автомобиля. В качестве покрытия порога применён просечно -вытяжной лист, исключающий намерзание и налипание на верхнюю поверхность. Вес порогов 39 кг.
5. Экспедиционный Багажник Land Cruiser Prado 120 выполнен в виде ровной платформы из алюминия. Конструкция автомобиля позволяет размещать на платформе до 200кг груза. Вес багажника всего 12 кг.
6. Дополнительный бак Land Cruiser Prado 120 имеет два варианта объёма: максимальный 165л и 140л при монтаже на заднем бампере лебёдки. Как и все наши баки исполнен из 5мм алюминия с двумя переборками. Возможны и варианты по способу забора топлива. Вес бака 21 кг.
7. Подвеска Prado 120 получила пружины +2 дюйма и амортизаторы OME.
8. Колёса установлены 33 х 12.5 дюймов. Ошипованы по сезону.
Из первых впечатлений по машине при прогоне до Казани, владелец отметил только единственный недостаток — неизбежно возросший расход топлива до18-20л, приблизительно +30%.К сожалению, это будет сопутствовать любому внедорожному апгрейду бензиновой машины. Причины очевидны — возросшее лобовое сопротивление: машина подросла на 15см, а это почти 10% фронтального сечения. Кроме того машина получила багажник, получила широкое колесо, плоскость деления набегающего потока поднялась почти на 20см, под днище попадает в разы большая часть потока. Каждый из этих факторов способствует повышению расхода топлива. На дизельных расход возрастает значительно меньше на 10-15%.