Батя-«крузак»: пять фактов о легендарном «суперуазике» Toyota Land Cruiser 70
Land Cruiser-«семидесятка» — очень интересное явление в масштабах нынешней автомобильной цивилизации. Несведущему он покажется осколком прошлого, которому давно отправиться в небытие. Ещё большее непонимание на грани шока, создает астрономическая стоимость. Но, как утверждают ценители модели, батя-«крузак» незаменим там, где нужна сверхвыносливая проходимая техника с высокой прогнозируемой надежностью. Иначе говоря, он того стоит.
Немного истории
Land Cruiser 70 появился в 1984 году в качестве преемника продержавшейся на конвейере четверть века сороковой серии и «напарника» более комфортабельного 60 Series. В широкую разнообразную линейку вошли универсалы с короткой и увеличенной колесной базой, пикапы/шасси и Troop Carrier — длинная двухдверка с продольными лавками в задней части салона. Обычно такие переделываются для экспедиционных целей, к этому очень располагает изначальная компоновка и объем внутреннего пространства. Каждому исполнению присваивался индивидуальный цифровой индекс. Например, «коротыши» несли обозначение 70 и 71 series, а самые длинные «крузаки» — 75 и 77.
Под конец девяностых вездеходы комплексно обновились. Короткобазные машины покинули большинство рынков. Спереди начали устанавливать пружины вместо рессор и удлиненные задние рессоры, а также мосты с креплениями колёс пятью болтами (ранее шесть). Troop Carrier стали обозначать индексом 78, а пикапы — 79.
Наши дни
В таком виде Toyota продержалась до 2007 года, когда состоялась более масштабная модернизация. Отличить осовремененный «крузак» от прежнего снаружи можно по скругленной передней части кузова. Гамму двигателей для некоторых стран (в первую очередь, Австралии) пополнил восьмицилиндровый турбодизель 1VD-FTV объемом 4,5 литра. Отечественные пользователи отлично знают его по Land Cruiser 200, однако на «семидесятке» немного другой агрегат — с одним турбокомпрессором, а не двумя, как у старшего брата и более скромной отдачей.
В 2009 году старую рядную «шестёрку» 1FZ/1FZ-FE объемом 4,5 литра отправили на заслуженную пенсию, а её место занял 4,0-литровый V6 1GR-FE. Напомним, им комплектовали огромное количество «Тойот», включая среднеразмерный внедорожник 4Runner и большой пикап Tundra для американского рынка. В России его носитель номер один — это, конечно же, Land Cruiser Prado.
Через три года дебютировал пикап, сочетающий максимально длинную колесную базу (3180 мм) от двухдверного «трака» с четырехдверной кабиной и 130-литровым топливным баком от универсала Land Cruiser.
Австралийский вариант
«Крузак»-«семидесятка» до сих пор представлен на региональных рынках, где требуется простая и выносливая рабочая лошадка. Например, его продают в Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Австралии. При этом внедорожник для Зелёного континента (его мы приведем в качестве примера, дабы подчеркнуть контраст между вариациями) не повторяет досконально, скажем, кенийскую спецификацию (о ней ниже). Toyota Australia предлагает пятидверку и Troop Carrier, а заодно двух- и четырехдверные пикапы с базой 2730–3180 мм. Мотор — 32-клапанный V8 1VD-FTV объемом 4,5 литра (205 л.с. и 430 Нм при 1200–3200 об/мин) в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. Из «традиционных ценностей» рамная конструкция, балки мостов (спереди пружины, сзади рессоры) и подключаемый полный привод с понижающей передачей.
Toyota Land Cruiser 70-й серии
Правда ли что ныне выпускаемый Land Cruiser 70-й серии ничуть не уступает по надежности своим предшественникам? В целом да, но… Даже не надейтесь по одному только цифровому обозначению понять, о каком именно Land Cruiser идет речь.
В разные годы для некоторых стран под одними и теми же индексами в названии модели шли ну совершенно непохожие «крейсеры». Они отличались не только длиной колесной базы, салоном и внешностью, но и моторами, подвесками и трансмиссией.
Конвейер, на котором с середины 80-х годов собирают автомобили «семидесятой» серии, ни разу не останавливали. Однако ближе к концу тысячелетия «семидесятки» выпускали мелкими партиями, в основном по заказам международных гуманитарных организаций. Однако лет пять назад в Toyota Motor, вероятно, поняли, что конкурент у их брутального внедорожника по сути один – Land Rover Defender, и всерьез взялись за свои утилитарники. Land Cruiser слегка подретушировали (что прежде всего заметно по передней части с новыми фарами, решеткой и крыльями), и его продажами занялся холдинг Toyota Gibraltar, имеющий, кстати, представительно и в США. Что касается официальных продаж в салонах европейских и российских дилеров, то их не было, нет и не предвидится. Чем-то это похоже на ситуацию с нуворишем, который благодаря деньгам попал в высшее общество и теперь стесняется своих сестру-доярку и брата-тракториста.
ЦИРК НА КОЛЕСАХ
Какие же из свежих «семидесятых» «крейсеров» есть на нашем вторичном рынке? Больше всего было привезено автомобилей 76-й модели (HZJ76). Она – классический пятидверный внедорожник с десятью (!) заявленными посадочными местами. Не ломайте голову, как такое возможно. Похоже, что эти цифры рассчитывались с использованием акробатов. Четверо на откидных лавках в багажнике, трое на заднем диване и еще трое спереди. Но это еще что: в HZJ78, где всего три двери, максимальная вместимость составляет 13 человек! Вот уж где цирк на колесах. Поэтому не удивляйтесь, увидев в документах автобусную категорию D. Тем не менее существовали и законные пути оформления таких «автобусов» в легковые категории, хотя назвать легковым автомобилем вроде бы современный внедорожник, где нет вообще ни одной подушки безопасности и никакой шумоизоляции, тяжеловато. Правда, в эту картинку не вписывается кондиционер, имеющийся на большинстве экземпляров. Кстати, поняв, что устойчивый спрос на этих «динозавров» существует, Toyota в 2010 году провела модернизацию. Наконец-то появились фронтальные подушки, из-за чего поменяли руль и переднюю панель. В ряду «семидесяток» есть еще и пикап с короткой кабиной HZJ79, но у нас он экзотика.
ТА САМАЯ «ШЕСТЕРКА»
Мотор у «гибралтарок» один-единственный – классическая дизельная рядная «шестерка» 1HZ объемом 4.2 литра и мощностью, по разным данным, примерно в 135 л. с. Учтите, турбодизельные версии не предлагали нигде, кроме Австралии. Есть еще арабские модификации с бензиновыми моторами, но их к нам не везли. Причина – никакой экономии топлива и небольшой запас хода. Кроме того, не все из них подходят под евронормы по чистоте выхлопа, в отличие от дизеля, увешанного экологичными девайсами.
Дизель 1HZ, конечно, уже не тот, что двадцать лет назад, но не в плане выносливости и долговечности. Просто «тойотовцы» не стоят на месте и в проверенных и отточенных, казалось бы, до идеала узлах и агрегатах все равно что-то регулярно меняют. А оборачивается это отсутствием унификации запчастей.
Эти боковые лавки рассчитаны на 10 человек. Причем для каждого из них предусмотрен свой ремень безопасности
Что касается эксплуатационных особенностей, то… да нет там ничего хитрого: лей нормальное топливо, меняй масло с фильтрами и зевай от скорости разгона. Разве что если зимой мотор не догревается, можно поставить «зимний» термостат в систему охлаждения.
КСТАТИ, ВСТРЕЧАЮТСЯ КОМПЛЕКТАЦИИ
для холодного климата с двумя аккумуляторами и двумя печками, а так же с подогревом топливного фильтра. Любителям путешествий полезно знать, что в двигателе стоит высотный компенсатор – значит, на горных перевалах мощность не будет пропадать в неизвестном направлении. Стоит обратить внимание и на то, что в списке оригинального дополнительного оборудования значится второй топливный бак на 90 литров.
Трансмиссия конструктивно та же, что и на первых Land Cruiser: подключаемый в раздаточной коробке передний мост и понижающая передача. Колесные хабы с ручным приводом могут как наличествовать, так и отсутствовать. Во втором случае начинка моста крутится всегда, но до включения режима 4WD вхолостую, без нагрузки. Есть версии с заводской блокировкой дифференциалов.
Проблемы с агрегатами трансмиссии известны только у «трофистов». Хотя стоит отметить, что качество и долговечность сальников стали хуже, чем десять–пятнадцать лет назад. В 90-х годах текущий сальник на трехлетней машине был событием крайне редким… Впрочем, и трава раньше была зеленее, и небо голубее.
ЭКОНОМИЯ НА СПИЧКАХ
А что еще раньше было лучше? Хотите – верьте, хотите – нет, но кузовное железо и качество его окраски. С микрометром никто толщину кузова не измерял, однако по крыше и капоту современных «семидесяток» ходить не рекомендуется: могут появиться необратимые вмятины. Крупный град также имеет шансы оставить свои следы. Но самое печальное – то, что большинство машин белого цвета после пары российских зим обзаводятся рыжими «веснушками». И это без нарушения лакокрасочного покрытия. Правда, машины, окрашенные красками «металлик», с подобной неприятностью не засветились.
В номинации «Лучший экспедиционный автомобиль» современный Land Cruiser 70-й серии в лидерах. Да, мы в курсе, что существуют похожие внедорожники, но ведь главное в автономном плавании – надежность и простота конструкции средства передвижения. А с этим у «семидесятки» все отлично, особенно с простотой.
Юрий, Land Cruiser 76, 2008 г. в., 4.2 л, МКПП
Это не первый мой Land Cruiser, много лет назад у меня была 73-я модель. А настоящий внедорожник мне необходим, поскольку я живу за городом… Однажды, листая рекламу, я увидел в продаже новую 76-ю и сразу решил: «Беру!».
Я человек без претензий, но отсутствующая шумоизоляция на колесных арках удивила. В остальном же все нормально. Рулится, тормозит, разве что разгоняется медленно, зато ест всего около 10 литров солярки. В мороз ниже минус 15 °С стрелка температуры не желала сдвигаться с нижней отметки. Сделал времянку из картонок перед радиатором – помогло. Через год на моей белой машине появилась ржавчина на стыках задних панелей. Пришлось сделать антикор.
При пробеге 60 тыс. км загудел передний ступичный подшипник. Рановато для легендарной машины, на которой я практически не езжу по серьезному бездорожью. А в остальном – никаких недостатков. Трактор, он хоть в Африке, хоть в России – трактор.
Стоит ли брать Toyota Land Cruiser 70 с пробегом?
Настоящих внедорожников — с «честным» полным приводом, мостами и огромным ресурсом — на рынке остается все меньше. У автопроизводителей такие машины нынче не в почете, а количество выпущенных в предыдущие годы «проходимцев» закономерно уменьшается. Однако есть еще на «вторичке» модели, способные порадовать поклонников «трушных» внедорожников. Toyota Land Cruiser 70 — ярчайший представитель таких машин.
Трудно поверить, но эта модель выпускается до сих пор. А ведь производство «семидесятки» в Японии началось в далеком уже 1984 году! Модификаций за это время у модели было множество — одних только моторов на внедорожник ставили 23 варианта. Поэтому имеет смысл сузить круг поиска и не рассматривать к покупке машины, выпущенные до 2007 года. Именно тогда машина претерпела очередной масштабный рестайлинг.
В России наиболее распространены «Крузаки», привезенные из арабских стран. Таким машинам нужна специфическая подготовка к нашим условиям, ведь на заводе их собирали с учетом эксплуатации в жарком климате. Из обязательных процедур после покупки «араба» — антикоррозийная обработка кузова, шумоизоляция, установка второго аккумулятора, более мощного генератора и иного термостата. Совсем не лишним будет и внедрение автономного отопителя.
Проблемы «Тойота Ленд Крузер 70»
Несмотря на «олдскульность» Land Cruiser 70 не избежал общей беды современных «японок». У него тонкий металл, нежная краска и слабая защита от коррозии. Без дополнительной обработки на внешних панелях за пару зим с реагентами могут появиться «рыжики». У машин старше 10 лет есть проблемы с коррозией рамы. Особенно неприятно, если проржавеет нанесенный на раму номер кузова.
Дизельный мотор «Крузака» — настоящий динозавр. Он способен переваривать любую «солярку», терпеть огромные межсервисные интервалы и «ходить» при этом по 700 000 км. Однако встречаются и версии с другими, более новыми моторами. Они куда требовательнее к обслуживанию и качеству топлива.
Среди частых проблем «Тойота Ленд Крузер 70» отмечают «вылетающую» первую передачу механической коробки передач при больших пробегах. Четырехступенчатый автомат заслуженно считается «неубиваемым», однако и у него есть слабое место. При регулярных «водных процедурах» коробка может выйти из строя и потребовать ремонта.
Еще одна «болячка» «Тойота Ленд Крузер 70» — качество трансмиссий и мостов. Владельцы «Крузаков» утверждают, что надежность этих агрегатов на современных машинах хуже, чем у старых внедорожников. Еще один недостаток «Крузака» — разная ширина колеи: передняя колея на 9,5 см шире задней. Это можно исправить с помощью проставок.