Toyota Land Cruiser 300: сравнили два «Круизера» – они оказались совершенно разными!
Toyota Land Cruiser 300 70th Anniversary и Toyota Land Cruiser 300 GR Sport — это одинаково богато отделанные салоны с кучей опций и легенда японского бренда. Но на этом сходство кончается. Посмотрите на них снаружи. 70‑летняя юбилейная версия больше похожа на огромный кроссовер с низкими бамперами. Cruiser променял агрессию на заботу об аэродинамике. Странный выбор, при том что рама, жесткий задний мост и весьма валкая подвеска остались. Но самое главное, что сближает Land Cruiser 300 с кроссоверами, — это 415‑сильный битурбомотор 3.5 V6. Он стал заметно тише и легче, чем прежний V8, а самое главное — наделил внедорожник очень уверенной динамикой. Я ездил на нескольких таких машинах, все они гарантированно превосходят заявленное заводом время разгона до 100 км/ч: вместо 6,8 высокоточный прибор показывает обычно 6,2–6,3 секунды. Такая динамика явно превосходит возможности шасси и тормозов. Cruiser выдерживает лишь три замедления со 100 км/ч до остановки, на четвертом уже ощущается перегрев. Так что если вам вдруг придется тормозить с максимальных 210 км/ч в пол, скорее всего, это уже будет означать перегрев. Потому что увеличение скорости вдвое приводит к 4‑кратному росту кинетической энергии, которую тормозам предстоит перевести в тепло. И если вы планируете использовать динамику «крузака», не забывайте о необходимости следить за состоянием тормозов.
300‑сильный дизель ожидаемо медленнее, даже несмотря на преимущество в крутящем моменте: здесь 700 Нм против 650 у бензиновой версии. Но выбрать для себя идеальный мотор я не смог. На дизеле приятнее ездить спокойно, 10‑ступенчатый автомат реже переключается, и под педалью ощущается запас тяги, но на холостых мотор заметно вибрирует. Вроде его объем совсем скромный относительно массы всей машины, но характерный дизельный гул очень заметен в салоне, и это заметный минус. По расходу топлива разница невелика и соответствует заводским данным. При спокойной езде на бензиновой машине можно укладываться в 12 литров на 100 км, а на дизеле — в 10. Однако преимущества в автономности это не дает, у бензиновых машин объем бака 110 литров, а у дизельных — 80.
Дизельный GR Sport выглядит заметно брутальнее. Крупные белые буквы на радиаторной решетке должны читаться даже под толстым слоем грязи, и это уникальное решение. Подавляющее большинство брендов используют хромированные эмблемы на решетке, и порой они мало различимы. А Cruiser просто невозможно спутать ни с кем. Черные 18‑дюймовые колеса и неокрашенные накладки по периметру дополняют суровый облик. С ними Land Cruiser 300 выглядит органичнее, ведь даже 22‑дюймовые колеса с тоненьким слоем резины кажутся слишком мелкими на таком монстре. А тут и шины высокопрофильные, что добавляет комфорта, и внешний вид как полагается настоящему внедорожнику. Одна проблема: легкосплавные диски в массе своей из белого металла, поэтому любые повреждения черной краски портят внешний вид. Ну и, конечно, форма переднего бампера имеет значение, в повседневной жизни мне случалось задевать кочки нижней юбкой «юбилейной машины» даже на относительно легком, по меркам «крузака», бездорожье. Понятно, что это пластик, но держится он на хлипких пистонах, и царапины на нем явно не красят большой внедорожник. А главное, он не позволяет пользоваться передней буксировочной проушиной. Она жестко приварена к раме, и натянутый трос гарантированно мнет юбку бампера. На GR заметно выше передний бампер, его нижняя часть не окрашена, трос его даже не касается.
Что касается салонов, тут паритет. Максимальная комплектация подразумевает вентиляцию кресел спереди и сзади, огромный центральный экран и адаптивный круиз-контроль. Однако шторку люка придется открывать вручную, нет проекции на лобовое стекло и цифровой панели приборов. За рулем не расслабиться, строгая электроника требует, чтобы водитель постоянно держал машину в центре полосы, в противном случае она начинает паниковать и может самостоятельно затормозить. Зато соседи по потоку максимально предсказуемы и галантны, пропускают даже без включения поворотника.
А вот сзади, увы, не слишком просторно. Диван установлен низко, и для коленей не слишком много места. Зато если пассажиры невысокие, их вполне можно усадить втроем, ширины хватает. Багажник достаточно вместительный, есть лючок для лыж. Главное — не пытаться перевезти большой холодильник, будут мешать массивные колесные арки и то, что при складывании задних сидений ровный пол не получить.
Но что-то мне подсказывает, что владельца Cruiser его грузовые возможности мало волнуют, поэтому мы отправляемся в естественную среду обитания настоящих внедорожников — за пределы асфальта. Конечно, их было бы интереснее окунуть в размокшую глину, но мы нашли только снег. Причем весной он здорово осел, поэтому очень важны дорожный просвет и возможность колес уверенно передавать крутящий момент от двигателя к покрытию.
Клиренс у «крузаков» внушительный — 230 мм под балкой заднего моста, и нарастить его можно только установкой нештатных колес. Делать это, конечно же, нельзя, хотя арки явно позволяют. У 200‑ки в качестве опции предлагается пневмоподвеска, но сейчас она есть только на Lexus LX; думаю, на Toyota она вернется через несколько лет. Но даже с таким дорожным просветом Land Cruiser едет весьма уверенно, спасибо постоянному полному приводу с возможностью центральной блокировки. Главное — выбрать подходящий режим работы электроники и заранее выключить систему стабилизации, она здорово мешает, из-за того что автоматически включается при достижении скорости 50 км/ч. Однако на GR электронику все-таки можно обмануть. Для этого нужно включить понижайку и одну из межколесных блокировок, переднюю или заднюю. Тогда ESP благополучно засыпает, и водитель получает в свое распоряжение не слишком управляемый, зато хорошо гребущий автомобиль. Фактически геометрия и возможности мотора с 10‑ступенчатым автоматом позволяют просто ехать без лишних примочек, но это противоречит установкам Toyota, и приходится придумывать пути обмана электроники.
Разумеется, для превращения Land Cruiser 300 в серьезный внедорожник с ним еще придется поработать тюнерам. Как минимум нужны более зубастые шины, и желательно немного облегчить автомобиль. Применение алюминия и новая рама заметно снизили вес 300‑ки по сравнению с прошлым поколением, но дальнейшее продолжение диеты точно не помешает.
Выбирая идеальный Cruiser, я бы, наверное, мечтал собрать все лучшее из двух тестовых машин в один кузов. От 70th Anniversary взял бы мотор и бензобак, но не ради динамики, ее и дизелю вполне хватает, а ради большего комфорта, в первую очередь в городе. К тому же в межсезонье не надо думать о заправке зимним топливом. Все остальное прихватил бы от GR. Более суровый внешний вид, лучшую геометрическую проходимость и три межколесные блокировки. Они если и дают преимущество в глубоком снегу, то совсем небольшое, а вот возможность деактивировать электронику дорогого стоит. Ну и в целом блокировки всех дифференциалов — это некоторый фетиш среди любителей бездорожья, здорово, что они стали доступны на 300‑ке в заводском исполнении. Такой роскоши на Land Cruiser 200 не предлагалось.
Технические характеристики Toyota Land Cruiser 300 70th Anniversary
Технические характеристики Toyota Land Cruiser 300 GR Sport
Toyota не отступает от своих традиций: перед нами совершенно новый Land Cruiser. Он стал лучше, наверное, по всем возможным параметрам, но по характеру и своим повадкам остался верен себе. Им сложновато управлять на дороге, зато там, где кончается асфальт, он по-прежнему чувствует себя в своей стихии, и это главное.