Toyota Land Cruiser 60 4.0 D 1980-90
Этот автомобиль был одним из пионеров японского автопрома на российском автомобильном рынке. Можно сказать, что именно с него началось триумфальное шествие Toyota Land Cruiser по просторам России и СНГ. И в этом есть свои закономерности: простая и надежная конструкция и неприхотливость в эксплуатации. Плюс к этому довольно хорошая проходимость и уровень комфорта, который явно на голову выше отечественного «УАЗа».
Внешне
Если описать его кратко: суровый автомобиль. Строгая функциональность, которая, впрочем, несколько нарушена гнутыми стеклами. Так что в полевых условиях их не заменишь. Мощные хромированные бамперы, которые подразумевают валку небольших деревьев. А совершенно недетский «кенгурятник» должен наводить ужас на отдельные виды млекопитающих, в том числе на пешеходов. Можно свободно и безболезненно для автомобиля охотиться на кого-нибудь. Наш экземпляр был выпущен в 1987 г. У него круглые фары, мощный «кенгурятник» с огромными «противотуманками», которые некоторые называют «смерть лохам», и встроенная в бампер механическая лебедка. Land Cruiser 60 — это машина, которая выделяется из городского потока, примерно как ЗИЛ-130 или БТР-80.
Справка: Toyota Land Cruiser 60-серии с 1980 г. по 1987 г. выпускались с круглыми фарами. А после этого, вплоть до 1990 г., применялись сдвоенные прямоугольные блоки.
Двигатель
В нашем случае это был сверхнадежный дизельный 2H мощностью 105 л.с. Объем — 4 л., рядная «шестерка» и два клапана на цилиндр. Все абсолютно просто и доступно. В подкапотном пространстве очень просторно, что обеспечивает хороший доступ ко всем узлам и агрегатам двигателя. Что уж говорить о хорошей вентиляции моторного отсека. Впрочем, это более актуально для бензиновых модификаций с их напряженным температурным режимом. По словам владельцев таких автомобилей, этот атмосферный дизельный двигатель отличается крайней неприхотливостью. Оно и понятно: ни тебе турбонадува, ни новомодных common-rail и сверхвысокого давления впрыска. Все просто и функционально, как в бульдозере T-170. Даже, по-моему, проще.
Подвеска и трансмиссия
И здесь проще не придумаешь: полностью зависимая подвеска. Мощные неразрезные мосты на рессорах, как впереди, так и сзади. Конструкция не обременена излишним количеством дополнительных тяг. Рулевое управление традиционно для автомобилей тех годов выпуска, так сказать, с сошкой и маятником. Это, конечно, не добавляет четкости в управлении, но очень надежно. Вообще же, взгляд на подвеску наводит на мысли о том, что особого комфорта при езде ожидать не придется. Трансмиссия в нашем случае тоже не блистала изысками: механика, подключаемый передний мост, демультипликатор (понижающая передача). Передние колеса включаются в три этапа: первый — поворачиваются муфты на ступицах; второй — нажатием кнопки на панели; третий — переключение рычага демультипликатора в положение 4H или 4L. Простенько так и со вкусом. К примеру, на многих «УАЗах» передний мост подключается специальным гаечным ключом. И еще надо правильно закрутить муфту, иначе привод не включится.
Внутри
Как уже отмечалось, оснащение Land Cruiser 60-серии побогаче, чем в «УАЗике». На приборной доске множество шкал: спидометр, крошечный тахометр, указатели уровня топлива, давления масла, напряжения в бортовой сети (оно здесь, кстати, 24В), температуры охлаждающей жидкости. Причем нормально читается только спидометр. Все остальные шкалы довольно мелкие и неудобные. Особые нарекания к тахометру: очень мелкий циферблат и неудобная зона. Для того чтобы прочитать его показания, приходится сильно отвлекаться. Впрочем, в салоне Land Cruiser 60 очень просторно. Невольно в голову приходит мысль: места, как в вагоне. По иронии судьбы, такой тип кузова на Западе именуют wagon. Правда, сиденья назвать очень удобными нельзя, поэтому мысль о том, чтобы провести на них большое количество времени, даже и не возникает. Зато по вместительности багажного отделения с Toyota Land Cruiser 60 спорить трудно. И доступ туда довольно хороший. В общем и целом салон оставил впечатление довольно добротного, просторного автомобиля.
В движении
Вам нужно описывать, как заводится исправный дизельный двигатель? Нет? Тогда сразу перейдем к движению. То, что Land Cruiser 60 — это сугубо мужской автомобиль, становится понятно буквально с первых секунд: довольно жесткое сцепление и тугой ход рычага КПП. Все это не приспособлено для нежных девичьих рук и ножек. Помимо всего прочего, передачи включаются не очень четко. Так что в первые моменты даже не понимаешь, какую передачу включил. А это в условиях города крайне неудобно. Благо, дизельный двигатель за счет большого крутящего момента на низких оборотах некоторые ошибки прощает. Но не все и не всегда. Другой большой недостаток: нечеткое рулевое управление. Возможно, это было связано с дефектами в данной конкретной модели или с огромными колесами. Однако такого ощущения я не испытывал давно, с тех пор как последний раз сидел в «Волге». Автомобиль начинал «плавать» на довольно низких скоростях, что сразу выдавало прямую внедорожную специализацию LC-60. В принципе, для движения в городе вполне хватает 3-й передачи. За счет гибкости двигателя она вытягивает пустой автомобиль практически на любой склон. И все равно чего-то не хватало, поэтому орудовать «кочергой» приходилось чаще, чем хотелось бы. При этом в голову лезли мысли о том, что механика создана для бездорожья и извращенцев, а изобретатель «автомата» — благодетель всего человечества. И хотя я так и не попал в серьезное бездорожье, времени прочувствовать Land Cruiser 60 хватило в полной мере. И, кстати, несмотря на весь негатив в отношении LC — тугие передачи, плохой обзор, жесткая подвеска, совершенно невнятная «рулевка», — этот автомобиль мне понравился. Он честный. Land Cruiser 60 не пытается скрыть свою внедорожную сущность под маской «паркетного» джипа. И эта его суровость просто подкупает. Теперь я готов сесть за руль «ЗИЛа», «ГАЗа», «КАМАЗа» или «МАЗа». По всей видимости, этот переход никаких проблемы не вызовет.
Toyota Land Cruiser 60
«Шестидесятый» Land Cruiser начал продаваться в 1980 году. В гонке за рынком США разработка автомобиля началась ещё в 1976 году. Инженеры хотели создать вседорожник, внешне напоминающий легковой универсал, с комфортными салоном и подвеской. Однако неразрезные мосты на рессорах не могли подарить «легкового» комфорта. Разработчики были готовы оснастить «шестидесятку» независимой подвеской, но тогда бы она потеряла такие качества как выносливость, неприхотливость, пострадала бы и проходимость. Выбор был сделан в пользу рессор, что сделало подвеску «Крузака» практически вечной, а вопрос с жёсткостью был решен инженерами путём долгих настроек. Полный привод с жёсткоподключаемым передком оснащался пониженной передачей. На некоторые рынки сбыта поставлялись модификации с блокировкой заднего межколёсного дифференциала. «Шестидесятый» выпускался только в пятидверном исполнении, но в зависимости от лет выпуска задняя дверь могла быть распашной или подъёмной, крыша «низкой» или «высокой», мест пять или семь, фары круглые или сдвоенные прямоугольные (с 1987 года). Моторов было шесть: четыре дизеля и два бензиновых. Объёмы двигателей варьировались от 3.4 до 4.2 литров. Бензиновый агрегат 2F (4.2 литра, 125 л.с., карбюратор) выпускался до 1984 года и запомнился расходом топлива (около 25 литров) и сложным карбюратором. С 1985 года на смену 2F пришел 3F (4 литра, 156 л.с., инжектор). Всю конвейерную жизнь прошёл дизель 3B (известный ещё по «сороковке» и некоторым грузовикам корпорации Toyota). Позже его оснастили турбонаддувом, подняв мощность с 90 до 120 л.с. Четырёхлитровые моторы серии 2H так же могли быть атмосферными и наддувными (мощность от 103 до 135 л.с. соответственно). Самыми мощными моторами были дизели 1HZ (130 л.с.) и 1HD-FTE (162 л.с.). Коробки передач: МКП-4, МКП-5, АКП-4 (с 1985 года). Тормоза передних колёс дисковые вентилируемые, сзади — барабанные. В конце 1989 года начались продажи следующего, шестого поколения Land Cruiser, но «шестидесятку» сняли с производства только в 1992 году.
Двигатели:
4.0 (156 л.с.)
4.2 (120 — 150 л.с.)
3.4 Diesel (90 — 120 л.с.)
4.0 Diesel (103 — 135 л.с.)
4.2 Diesel (129 — 162 л.с.)