- Двигатель 1HZ: устройство, характеристики, ремонт и обслуживание силового агрегата Toyota
- Основные сведения о двигателе 1HZ
- История появления
- Описание устройства
- Технические характеристики
- Расход топлива
- Преимущества и недостатки дизеля 1HZ
- На какие автомобили устанавливался
- Модификации мотора
- Возможности тюнинга силового агрегата 1HZ
- Техобслуживание двигателя
- Основные проблемы и поломки ДВС 1HZ
- Ремонт силового агрегата
- Ремонтопригодность
- Способы ремонта
- Двигатель Toyota 1HZ
- Проблемы и недостатки дизельных двигателей Тойота 1HZ
- Тюнинг двигателя 1HZ
Двигатель 1HZ: устройство, характеристики, ремонт и обслуживание силового агрегата Toyota
С 1990 года автомобильный концерн Тойота приступил к производству дизельного мотора 1HZ, выпуск которого с импортом в различные государства продолжается до настоящего времени. Но на ряду с сильными, у него есть и слабые места, на которые нужно обратить внимание владельцам, которые хотят приобрести авто именно с этим агрегатом.
Основные сведения о двигателе 1HZ
Дизель 1HZ с 6 цилиндрами рядной компоновки общим объемом 4.2 литра заслуженно обладает репутацией надежного и неприхотливого агрегата. Эта модель – единственная в соответствующей линейке, а некоторые дополнительные модификации принципиально не отличаются по конструкции и параметрам от базового исполнения.
История появления
Шестицилиндровый дизельный мотор 1HZ разрабатывали специально под внедорожную модель Тойота Ленд Крузер 80 нового поколения. Эту машину поставляли в страны всего мира, для эксплуатации в различных климатических условиях, поэтому от двигателя требовалась безотказность и неприхотливость в работе, чего и удалось добиться японским конструкторам.
Разработчики с осторожностью подошли к оценке возможного срока службы двигателя, но со временем стало понятно, что этот дизель способен отработать свыше миллиона километров, не единожды обнулив показатели на спидометре.
Описание устройства
Основа конструкции дизеля 1HZ – массивный блок цилиндров с головкой, изготовленные из чугуна, при вихревых камерах сгорания, расположенных в ряд. ГБЦ выполнена с одним распределительным валом, управляющим 12 клапанами – по одному впускному и выпускному для каждого из цилиндров.
Значение диаметра цилиндров – 94 мм, при ходе поршней не 94, а 100 мм.
Распредвал приводится в действие от коленчатого вала зубчатым ремнем.
Способ подачи воздуха – атмосферный, без применения турбины, но при использовании распределенного впрыска горючего.
В 1998 году мотор 1HZ подвергли доработке, усилив корпус блока цилиндров, изменив исполнение узлов шатунно-поршневой группы.
Наличие системы рециркуляции отработанных газов (внедрена с 2002 года) повышает эффективность работы силового агрегата, сокращает количество вредных веществ в выхлопе, для соответствия конструкции требованиям современных экологических стандартов.
Для большей части моделей Тойота мотор 1HZ использовать уже перестали, перейдя на турбированный дизельный вариант 1VD-FТV. Но производство старого атмосферника еще не завершено, поскольку этим мотором продолжают комплектовать Ленд Крузер 70.
Технические характеристики
Наглядно и по достоинству оценить качества дизеля 1HZ можно по техническим характеристикам, представленным в таблице.
Характеристики | Единица измерения | Значение |
Точное значение объема камер сгорания | л | 4,164 |
Способ впрыска топлива | — | вихрекамерой IDI |
Значение мощности | л. с. | от 129 до 131 |
Вращающий момент | Н×м | от 271 до 290 |
Материал блока цилиндров | — | чугун |
Количество цилиндров | ед. | 6 |
Число клапанов | ед. | 12 |
Величина диаметра цилиндров | мм | 94 |
Значение хода поршней | мм | 100 |
Показатель степени сжатия | раз | от 22,4 до 22,7 |
Наличие гидрокомпенсаторов | — | Не предусмотрено |
Регулирование фаз газораспределения | — | Отсутствует |
Турбирование | — | Отсутствует |
Заливаемое масло | — | 10W-30 |
Объем смазки | л | 9,3 |
Соответствие стандартам экологической безопасности | — | Евро 1 |
Ориентировочный срок службы | тыс. км | 600 |
По данным в каталоге, дизель 1HZ весит 300 кг.
Расход топлива
Показатели потребления горючего зависят от условий эксплуатации и модели автомобиля, на которой установлен двигатель 1HZ. Если рассматривать пример Тойота Ленд Крузер 100, выпущенный в 2001 году и укомплектованный механической трансмиссией, при движении по городу расход топлива составит 14,1 л, при выезде на трассу – 10,8 л, при смешанном режиме – около 11,1 л.
Преимущества и недостатки дизеля 1HZ
простота конструктивного исполнения, с надежностью и значительным ресурсом, даже если заправлять машину дизельным топливом не самого лучшего качества;
безотказность при эксплуатации в условиях различного климата – от экстремальной жары до сильного холода;
хорошая ремонтопригодность, с возможностью расточки блока цилиндров, при надежном исполнении поршней и других деталей.
Единственный недостаток – необходимость регулярного технического обслуживания, особенно для замены изношенных деталей и регулирования зазоров на клапанах, ввиду отсутствия гидрокомпенсаторов.
На какие автомобили устанавливался
Дизельным мотором 1HZ комплектовали различные модели автомобильного бренда Toyota:
- Land Cruiser 70 – выпуск начали в 1990 году;
- Land Cruiser 80 – 1990-1997 гг.;
- Coaster HDB30 – в течение 10 лет, начиная с 1993 года;
- Coaster HDB40 и HDB50 – в аналогичный период;
- Land Cruiser 100 – с 1998 по 2007 год.
Автомобили LC70 с дизелем сходят с конвейера до настоящего времени.
Модификации мотора
Выпускают несколько модификаций двигателя 1HZ, с таким же объемом, диаметром и ходом поршней, при несколько отличной маркировке:
- 1HD-Т – турбированный вариант, запущенный в производство в 1990 году. Выпуск прекратили в 2002-м году. Установка турбины позволила поднять показатели мощности до 160 лошадей, вращающий момент – до 360 Нм.
- 1НD-FТ – модель с 16 клапанами (по паре впускных и выпускных для каждого цилиндра), при наличии коромысел для управления клапанами. Развивает мощность до 170 л. с., при вращающем моменте до 380 Нм. Период выпуска – с 1995 по 1998 гг.
- 1НD-FТЕ – производили с 1998 по 2007 год. В этой разработке внедрена электронная система управления, что повысило мощность до 204 л. с., увеличив вращающий момент до 430 Нм.
Несмотря на некоторые дополнительные моменты модифицированных исполнений, основа конструкции и конфигурация этих двигателей отличаются незначительно.
Возможности тюнинга силового агрегата 1HZ
Если владелец намерен тюнинговать мотор 1HZ, то дешево это сделать не удастся, и разумнее купить другой автомобиль с более мощным двигателем. Но конструкция этого дизеля позволяет внести некоторые изменения для улучшения динамики машины, хотя это и сопряжено со значительными расходами.
Если есть донорский НD-Т, можно сделать из 1HZ гибрид с этим силовым агрегатом, после перестановки поршней, шатунов, турбины и впускного коллектора, даунпайпа, топливного насоса и форсунок, прочих узлов. В блоке потребуется высверлить канал для маслоснабжения турбины и отвода масла. В результате такой доработки динамика двигателя на трассе улучшится.
Но покупка новых деталей для модернизации мотора вряд ли экономически оправдана. Проще заменить двигатель в сборе, купив контрактный вариант.
Техобслуживание двигателя
Поскольку конструкция мотора 1HZ исключает гидрокомпенсаторы, через каждые 40 000 км нужно регулировать клапаны, с установкой таких значений зазоров:
Практика показывает, что этот интервал можно увеличить.
Масло необходимо менять после прохождения 70 000 км или на 20 000 км раньше, в зависимости от качества расходников и условий эксплуатации.
Минимальная периодичность технического обслуживания – 40 000 км, что избавляет владельца от необходимости частых обращений в сервисный центр.
Основные проблемы и поломки ДВС 1HZ
Конструктивная надежность 1HZ не отменяет наличия некоторых проблем в эксплуатации, с такими характерными поломками двигателя:
относительно небольшого ресурса ремня ГРМ, ограниченного 100 000 км, но приводное устройство может выйти из строя раньше, при эксплуатации автомобиля в активном режиме;
проведения ремонта ТНВД при приближении к пробегу в полмиллиона километров, что характерно почти для всех этих моторов.
При обслуживании силового агрегата лучше обращаться к специалистам, поскольку требуется точная настройка мотора по меткам зажигания. Хотя дизель и не слишком чувствителен к качеству расходников, применение некондиционной смазки или дизельного топлива сокращает ресурс поршней, камер цилиндров, других узлов.
Ремонт силового агрегата
Кроме значительного ресурса, на практике превышающего миллион километров пробега, популярность дизельного мотора 1HZ обусловлена возможностью восстановления его исходных кондиций вследствие проведения капитального ремонта, для которого лучше обращаться в специализированный сервисный центр.
Ремонтопригодность
Дизельный двигатель 1HZ достаточно ремонтопригоден. При подготовке к ремонту, от владельца может потребоваться покупка:
- поршней – от 4 700 руб.;
- набора поршневых колец – от 10 200 руб.;
- гильз в блок цилиндров – от 1 600 руб.;
- коленчатого вала – от 33 000 руб.;
- шатунов – от 3 000 руб.;
- шатунных вкладышей – от 1 200 руб.;
- упорных полуколец – от 900 руб.;
- топливного насоса высокого давления – от 82 000 руб. и пр.
Стартовая стоимость услуг ремонтников – от 12 000 руб. и выше, в зависимости от характера проблем.
Способы ремонта
Ремонт 1HZ выполняют в таком порядке:
- Диагностируют силовой агрегат, с проверкой в работе, визуальным осмотром и компьютерной диагностикой, чтобы оценить состояние оборудования, выявить проблемы в работе.
- Демонтируют мотор, отсоединив воздуховод, топливные трубки, электрические контакты, прочие связи.
- Разбирают двигатель, промывают и протирают детали.
- Выполняют дефектовку, с проведением необходимых измерений и сравнением полученных результатов с нормативными данными.
В зависимости от степени износа цилиндров, может потребоваться шлифовка, расточка до следующего размера, запрессовка гильз (при значительной выработке).
Мотор 1HZ собирают, заменив изношенные детали. После ремонта может потребоваться перепрошивка ЭБУ. Оборудование проверяют в работе, чтобы определить эффективность восстановления работоспособности.
Двигатель Toyota 1HZ
В 1990 году был выпущен двигатель Toyota 1HZ, который встречался на автомобилях Land Cruiser 70, Land Cruiser 105 и Coaster. Блок цилиндров этого мотора изготовлен из чугуна и имеет рядную 6-ти цилиндровую компоновку. Диаметр цилиндров 94 мм, а внутри стоит коленвал с ходом поршня 100 мм. Это обеспечивает рабочий объем в 4.2 литра.
Накрывала блок чугунная головка с разделенными вихревыми камерами сгорания. В ГБЦ установлен один распредвал с двумя клапанами на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 42.5 мм, выпускных 36 мм, толщина стержня клапана 8 мм.
Регулировка клапанов 1HZ требуется после каждых 40 тыс. км, но они могут остаться в норме даже при намного больших пробегах. Зазоры клапанов (холодный двигатель): впуск 0.15-0.25 мм, выпуск 0.35-0.45 мм.
Вращает распредвал зубчатый ремень. Замена ремня ГРМ положена после 100 тыс. км пробега, а в тяжелых условиях после 80 тыс. км.
В отличие от родственных двигателей 1HD, на дизеле Тойота 1HZ используется распределенный впрыск топлива. Кроме того, мотор атмосферный и тут нет никаких турбин.
С 1998 года моторы получили усиленный блок цилиндров, такой же усиленный коленвал, доработали поршни, заменили свечи накала, а степень сжатия снизилась до 22.4.
Соответствовать экологическим стандартам двигателю помогает система рециркуляции отработавших газов EGR, которая была добавлена в 2002 году.
Производство двс 1HZ для основных автомобилей Тойота было завершено в 2007 году и его заменили на турбодизель 1VD-FTV. Но выпуск старого атмосферника продолжается и по сей день, его ставят на Land Cruiser 70.
Проблемы и недостатки дизельных двигателей Тойота 1HZ
Мотор простой, надежный и очень долговечный. Он неприхотлив и может долго работать на топливе не самого высокого качества. Каких-либо просчетов, болезней и слабых мест он не имеет. При нормальном и регулярном обслуживании, ресурс 1HZ легко переваливает за 500-600 тыс. км и больше.
Тюнинг двигателя 1HZ
Дешево этот мотор никак не удастся раскачать, с этим стоит смириться или купить более мощный автомобиль. Чтобы добавить ему мощности придется платить за установку турбины на 1HZ вместе с интеркулером, со всем сопутствующим и с настройкой. Но это актуально, если двигатель свежий, в противном случае лучше сделать свап дизеля 1HDT с турбиной. И тот и другой вариант стоит дорого, дешевле и надежней купить Land Cruiser с двигателем 1HD.
При наличии донорского 1HD-T, можно переделать свой 1HZ в 1HD-T. Для этого нужна ГБЦ, поршни, шатуны, турбина с коллектором и с даунпайпом, насос, форсунки, впускная система с коллектором и все сопутствующее. В блоке нужно сделать отверстие под маслоподачу на турбину и организовать маслослив. Это добавит прыти на трассе .
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 5