Чугунный ледокол
А вдоль дороги мертвые с косами стоят и — тишина! Вот вам как на духу: час ночи, мороз под двадцать градусов, мы – посреди тайги Северного Урала, а до близлежащего населенного пункта, деревни Кытлым, несколько километров непролазной дороги. Если попытаться посмотреть наше местоположение на «Яндекс.Картах», то не увидишь ничего. Единственное напоминание о цивилизации для нас — фонарики на разряжающихся мобильниках, а идти пешком можно только по снежному месиву, которое совсем недавно было колеей на один автомобиль.
А вдоль дороги мертвые с косами стоят и — тишина! Вот вам как на духу: час ночи, мороз под двадцать градусов, мы – посреди тайги Северного Урала, а до близлежащего населенного пункта, деревни Кытлым, несколько километров непролазной дороги. Если попытаться посмотреть наше местоположение на «Яндекс.Картах», то не увидишь ничего. Единственное напоминание о цивилизации для нас — фонарики на разряжающихся мобильниках, а идти пешком можно только по снежному месиву, которое совсем недавно было колеей на один автомобиль.
Цены на Land Cuiser начинаются от 2 999 000 за бензиновый вариант (правда, с тканевым салоном) и от 3 987 000 рублей за дизель
На обочинах – свежие следы медведей и волков, рядом в деревьях что-то подозрительно шуршит, а внутренний голос, оказывается, знает такие ругательства, которые при произнесении вслух аннигилируют пространство и время.
Где-то рядом находится гора Косьвинский Камень, которая, вроде как, на самом деле является подземным командным пунктом системы «Периметр» — комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. И я уверен, что среди тех, кто разглядывал нас той ночью из глубин тайги, вместе с хозяевами следов на снегу были и офицеры ФСБ.
Но мы бросили посреди тайги наш новенький Toyota Land Cruiser 200 и отправились в ночь на своих двоих не просто так, а с благородной целью — помочь ехавшему позади нас экипажу, у которого разбортировалось колесо. В нашей колонне – шесть «Крузаков». Мы ползем по узкой дорожке между деревьев уже много-много часов, и колонна сильно растянулась.
Автомобиль, которому требуется помощь, в полутора километрах позади, но сдать назад по такому снегу — нереально. Поэтому мы берем с собой инструменты, домкрат и мужество, и очень-очень быстро – холодно! – топаем через ночную тайгу. Главное, не забывать во всем искать положительные моменты — сколько звезд над головой! Такого неба в Москве не увидишь.
Как никогда не предугадаешь, что обычный на первый взгляд тест может превратиться в настоящий экстрим и хардкор – когда какие-то жалкие восемь километров с трудом преодолеваются за 12 часов. Там можно проехать на переднем приводе, говорили они. Добраться до лагеря — раз плюнуть, говорили они.
Ну, естественно, неужели что-то способно испугать этот шкаф «два на два» с восьмицилиндровыми двигателями, рамой, неразрезным мостом сзади, полным приводом с центральным самоблоком Torsen и кучей вспомогательной электроники, который зовется Toyota Land Cruiser 200? Если только масса под три тонны, глубокий рыхлый свежевыпавший снег и чрезмерная водительская самоуверенность? Да нет, ерунда какая-то.
Зато обновленный «Крузак» явно относился к предстоящему с подозрением, хмуро разглядывая нас своей полностью светодиодной оптикой из-под нового капота с выемкой, похожей на оружейный целик.
«Суровый», — подумал я, уворачиваясь от солнечных зайчиков, пущенными «Крузаком» от массивной хромированной решетки радиатора. Накачанные бамперы, пороги и крылья — этот господин живет в собственной вселенной, где транспортные потоки плавно раздвигаются перед ним, словно автоматизированные двери в «Глобус Гурмэ».
Ему и самому уже кажется, что он лишь на время отбился от колонны автомобилей с номерами «ЕКХ» и лимузином посередине. Любые попытки перечить ему на дороге должны заканчиваться суровым разговором по понятиям и размахиванием травматом или яркими корочками.
В салоне — рай большого начальника, которого вдруг лишили прежнего селекторного пульта из кнопок, полностью переформатировав центральную консоль и тоннель. Зато для нас, молодых, стало понятнее: новая приборная панель с цветным экранчиком, но с прежними олдскульными стрелочными вольтметром и давлением масла, огромный девятидюймовый дисплей мультимедийного комплекса и удобная компоновка кнопок. Например, все управление внедорожным функционалом сгруппировано на центральном тоннеле вокруг селектора коробки передач.
Понятнее стало настолько, что теперь нечем занять себя в дальних поездках — разгадывать загадочную душу японского инженера больше не так весело. Да и делает автомобиль теперь все за тебя — «полный пансион», как говорится, поэтому просто заткнись и получай удовольствие. Впереди – абсолютно прямое шоссе от Екатеринбурга в сторону Нижнего Тагила, мои руки лежат на новом рулевом колесе с подогревом, а пятая точка нежится на кресле, обтянутом темно-коричневой кожей semi-aniline (такого оттенка раньше не было).
Через часок мне уже хочется попросить Жанночку принести еще кофейку: активный круиз-контроль поддерживает дистанцию до автомобиля впереди, дорожные знаки считываются камерой и отображаются на дисплее (хотя, например, ограничение массы на мосту в 15 тонн может опознаться как лимит скорости в 15 километров в час), а система предотвращения фронтальных аварий следит за тем, чтобы я не догнал другую машину, увлекшись прямолинейным движением. В случае чего электроника кинет в меня тапком и задействует тормоза. Но тормозить до полной остановки «Крузак» пока не умеет, а лишь сбрасывает скорость примерно на 15 километров в час, тем самым снижая последствия возможной аварии.
Говорят, у прошлого «Крузера» с тормозами вообще было не очень. Поэтому для обновленной модели диаметр передних тормозных дисков увеличили с 340 до 354 миллиметров (задние остались такими же) и доработали гидравлику. Но это примерно то же самое, что попытаться заарканить бегемота чуть более толстой резинкой для волос, поэтому расслабляться не стоит.
К тому же, никаких других изменений в конструкцию машины не внесли и слишком активные физические нагрузки – по-прежнему не ее стихия. Как и подобает большому и тяжелому внедорожнику, его билет в фитнес-клуб не просто отложен в дальний ящик, а уже оброс колонией микроогранизмов. На шоссе «Крузак» кренится и раскачивается, а обратную связь на руле не назовешь эталоном кристальной чистоты.
Зато на прямой — это ледокол «Ленин», который верной дорогой идет через любые торосы. С запасом хода, как у атомохода: спасибо надо сказать дополнительному топливному баку на 45 литров, с которым даже бензиновый вариант, этот знаменитый победитель конкурса по скоростному опустошению окрестных бензоколонок, может проехать без дозаправки до 1200 километров.
Глубина преодолеваемого брода Land Cruiser достигает 700 миллиметров — примерно по фары. Угол въезда, рампы и съезда — 32, 25 и 24 градуса соответственно
138 литров топлива в сумме, одна заправочная горловина и автоматическая перекачка между баками. Но заказать такой бак можно только для пятиместных версий и дизельных «Крузаков» без люка. В противном случае автомобиль не проходит сертификацию — полная масса превысит 3,5 тонны.
В движение это достижение японской сталелитейной промышленности приводится прежним восьмицилиндровым бензиновым мотором 4.6 мощностью 309 лошадиных сил, либо модернизированной дизельной «восьмеркой». Ее отдача увеличена с 235 до 249 сил, а максимальный крутящий момент вырос с 615 до 650 Нм. Динамических характеристик «Крузака» на «тяжелом топливе» в «Тойоте» пока не предоставили, но по ощущениям, он ничуть не медленнее бензинового варианта (прошлый был всего-то на 0,3 секунды медленнее). Расход – всего-то около двадцати литров на «сотню». А если с допбаком, то «в Бристоль, друзья!».
Но энтузиазм путешественника начинает быстро угасать, как только скорость передвижения падает до пары сотен метров в час, сотовая связь пропадает, а ради исполнения желания поскорее добраться до теплого помещения ты начинаешь чертить пентаграмму на снегу.
В такой ситуации самое главное — выбрать правильную тактику. Какая из настроек системы выбора режима движения Multi Terrain Select подойдет больше для езды по рыхлому снегу — грязь и песок, щебень, бугры и рытвины, камень и грязь или крупные камни? Или, может, новый «автоматический» режим, который включается вместе с системой Crawl Control – внедорожным круиз-контролем, который поддерживает заданную скорость, сам регулирует подачу топлива в зависимости от внедорожной ситуации и решает, на сколько допустить пробуксовку и когда притормозить.
Для покупателей обновленного Land Cruiser 200 запущена программа помощи на дорогах, которая будет предлагаться бесплатно в течение трех лет. Владельцу внедорожника заменят колесо, зарядят аккумулятор, предоставят подменную машину, такси, проживание в отеле, а также возможность продолжить поездку на поезде или на самолете, и даже услугу «трезвый водитель».
Но сегодня не подходит ни один из них, потому что для полностью серийных автомобилей, какие были на тесте, обутых в дорожные шипованные шины Nokian Hakka 7, уральские дорожки оказались малопроходимыми. Сюда бы лифтованные внедорожники с лебедками, санд-траками и правильными покрышками — вот это был бы разговор.
Но у нас получился трофи-рейд под названием «Я вытащу твой застрявший ‘’Крузак’’ с -надцатой попытки». Проезжаешь несколько метров, закапываешься, материшь водителя, выходишь и начинаешь работать лопатой. Не зарыться не помогает даже новая фишка – «прозрачный» капот. Камера в решетке радиатора «запоминает» происходящее перед машиной несколько секунд назад, электроника обрабатывает картинку, а на экране центральной консоли показываются виртуальные габариты переднего бампера и колес в реальном времени. Получается, что ты как бы видишь то, что происходит под автомобилем, начиная практически от передней стойки.
Прикольная штука, вот только работает она исключительно на понижайке и на крайне низкой скорости – не быстрее пары километров в час. Гораздо полезнее оказывается система кругового обзора с отдельными картинками с камер на зеркалах заднего вида (видишь обочину и колею) и даже предполагаемую траекторию движения заднего колеса.