1KZ — дизельный двигатель Toyota
Двигатели
Тойота двигатель 1KZ-TE 3.0 дизель собирала в Японии с 1993 года по 2006. Его ставили на микроавтобусы, внедорожники и пикапы. Электронный ТНВД осуществлял прямой впрыск топлива, а у самых мощных двигателей был интеркулер. К серии 1КЗ относился также ДВС 1KZ-Т.
Характеристики двигателя 1KZ
Перечислим основные показатели ДВС:
- марка ДВС – 1КЗ;
- блок цилиндров из чугунного сплава;
- годы выпуска – с 1993-го до 2006-го;
- ГРМ-ремень – зубчатого типа;
- диаметр цилиндра – 96,0 мм;
- допустимый расход масла – до 1,0 литра;
- используемое топливо дизельное;
- клапанов на цилиндр – два;
- количество цилиндров – четыре;
- крутящий момент (Н/м) – 287, 330, 345;
- мощность (л.с.) –130 и 145;
- объем масла в двигателе – 7 л;
- периодичность замены смазки – 10 000 км;
- степень сжатия – 21,2;
- точный объем – 2962 см.куб. ;
- ход поршня – 103 мм.
Расход топлива
Номинальный расход топлива 1KZ с 4АКПП и 5МКПП, потребление дизеля на 100 км:
Технические особенности
1993 – год первого выпуска дизельного двигателя 1КЗ, оснащенного турбонаддувом. Его чугунный блок цилиндров имеет два балансирных вала. Ход поршня равен 103 мм, ⌀ поршней – 96 мм, объём мотора – 3 л.
Сверху БЦ установлена алюминиевая головка, 1 распредвал, на каждый цилиндр – по 2 клапана. У клапана впускной/выпускной ⌀ – 42,5 / 37 миллиметров.
Каждые 40 000 км пробега система клапанов на 1KZ-TE требует регулировки.
На холодном моторе допустимы такие зазоры:
- впускные – 0,2-0,3 мм;
- выпускные – 0,25-0,35 миллиметров.
Зубчатый ГРМ следует менять через 100 000 километров пробега.
У 1KZ-TE топливный насос управляется электроникой, у 1KZ-T он механический. Мощность дизеля достигает 130 лошадиных сил, крутящий момент составляет 332 Нм. У 1КЗ, оснащенного интеркулером, мощность достигает 140 лошадиных сил, а у моделей с электронной педалькой – 145 лошадиных сил и 343 Нм.
Таких показателей помогает достигать турбокомпрессор. Также мотор 1КЗ оснащен системой EGR, обеспечивающей рециркуляцию отработанных газов.
ДВС 1КЗ сняли с производства в 2006-м, вместо него стали выпускать 1KD.
Обслуживание
Дизельные ДВС всегда надежнее бензиновых, а ресурс их больше. В руководстве по эксплуатации можно узнать, какой антифриз и масло заливать в двигатель Toyota 1KZ-TE. Рекомендованная вязкость масла 5W-30 или 10w30. Так как турбированные моторы к смазке требовательны, то плановая замена моторного масла необходима через каждые 7.000 пробега. Или после проверки, которая показывает засоренность или недостаточный уровень масла. Одновременно с маслом меняется и фильтр.
Замена ремня ГРМ проводится каждые 70-120 тыс. километров.
Регулировка клапанов у 1KZ-TE выполняется настроечными шайбами, но делать это собственноручно не рекомендуется.
Недостатки и слабые места 1КЗ
Благодаря засоренному радиатору, из-за сломанной вискомуфты либо термостата, протекающей помпы или треснутой ГБЦ происходит перегрев мотора.
Слабая ГБЦ может треснуть при незначительном перегреве. Если есть подозрение на трещину в головке блока цилиндров, нужно посмотреть в расширительный бачок. Если вы увидите там пузыри, диагноз можно считать подтвержденным, у 1КЗ это распространенная болезнь, которая лечится лишь одним способом – заменой головки.
Автомеханики и владельцы Toyota считают 1KZ-TE одним из наиболее надежных японских моторов, проблемы с ним возникают редко. Но есть некоторые слабые места. Например, внимания требует охлаждающая жидкость, которая вечно непонятно куда испаряется.
Тепловые зазоры клапанов требуют регулировки через каждые 40 тысяч пробега, а максимальный срок службы ГРМ – 100 000 километров.
Если аккуратно эксплуатировать машину, учитывая ее минусы, не перегревая мотор, то при нормальном обслуживании можно рассчитывать на ресурс 1КЗ в 500 000 км и больше.
Отзывы
Уважаемые Читатели на нашем сайте пока нет отзывов о моторе 1KZ-TE. Если Вы хотите поделиться своим опытом, мнением, то оставляйте их в виде комментариев в любой форме.
Тюнинг
Учитывая, что ДВС 1KZ-TE давно снят с производства, чип-тюнинг для него противопоказан «по возрасту». Если у вас есть серьёзные причины тюнинговать старичка, то прошивка способна увеличить его мощность до 200 лошадиных сил. Самолётом машина после этого не станет всё равно, а вот ресурс мотора сократится существенно.
На какие автомобили устанавливался 1KZ
Перечислим, на какие модели японских автомобилей ставился 1KZ:
- 4Runner N120 – 1993—1995.
- 4Runner N180 – 1995—2002.
- 4Runner N210 – 2002—2006.
- HiAce H100 – 1993—2004.
- Hilux N140 – 1997—2002.
- Land Cruiser Prado J70 – 1993—1996.
- Land Cruiser Prado J90 – 1996—2002.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на приличный возраст, двигатель Тойота 3.0 дизель 1KZ-TE всё ещё показывает высокую японскую надежность и замечательный ресурс, более 500 000 км.