Toyota Land Cruiser 100. Интересная неисправность
Неисправность Land Cruiser 100 была непонятной и в некоторой степени мистической: Клиент запускал двигатель, трогался с места, какое-то время автомобиль двигался, а потом…благополучно останавливался, потому что двигатель переставал работать.
Имеющиеся сканеры не показывали никакой неисправности. Все было в полном порядке.
Естественно, сразу же подумали на сигнализацию, но электрики, всю ее перепроверив, дали однозначный ответ: «Сигнализация не при чем».
Они даже отключали центральный блок сигнализации, чтобы удостовериться в этом.
Подобную неисправность можно искать годами.
Во всяком случае очень долго можно ее искать, если не идти «пошагово» и не следовать такому простейшему понятию, как «Алгоритм неисправности».
Да, у каждой неисправности существует свой алгоритм.
У каждой неисправности есть свое начало.
Это как болезнь у человека: сначала у него краснеют глаза, потом он начинает чихать, потом кашлять, а завтра у него температура за 38 и диагноз: «Грипп».
Все в этом мире имеет свою отправную точку.
А для этого желательно иметь как можно больше информации.
Начали составлять алгоритм…
Запустили двигатель и, не трогаясь с места, начали «гонять» его на оборотах. Нет, все нормально, двигатель прекрасно развивал обороты и не думал глохнуть.
Тогда сделали по-другому: запустили двигатель, включили передачу и начали трогаться.
Несколько метров автомобиль двигался, но потом заглох.
Хорошо, а если автомобиль будет двигаться не на передаче, если его просто толкать с работающим двигателем?
Сделали так и убедились, что если автомобиль просто толкать усилиями нескольких человек, то автомобиль двигается и не глохнет.
Одна голова хорошо, а голова со сканером намного лучше (сканер + некоторые навесные датчики=приближение к разгадке неисправности).
Следующим этапом стало выяснение конкретной причины остановки двигателя: «Что конкретно «вырубается» и не дает двигателю работать?»
После многочисленных экспериментов было выяснено, что как только автомобиль набирает скорость в пределах 3 – 5 километров в час, то в этот момент импульсы форсунок пропадают.
А вот сигналы системы зажигания еще «держатся» какое-то время.
Настала пора посмотреть схему подключения форсунок:
Простейшая схема, из которой уже можно сделать конкретные и определенные выводы.
,- или отключение форсунок происходит по команде бортового компьютера
,- или отлючение форсунок происходит каким-то дополнительным устройством, которое располагается в цепи после развлетвления (+12 вольт на катушки зажигания).
Но самый интересный вопрос: «Почему и по какой причине отключение форсунок происходит только при наборе определенной скорости?».
Значит, существует «нечто», что напрямую связано с измерением скорости.
Датчики скорости, естественно.
Ни на схемах, ни в памяти не припоминается.
Есть хорошее и действительно «золотое» правило диагностики: « Поспешай не торопясь».
Действительно, всегда, когда возникает какая-то заминка при диагностике, то лучше всего приостановиться, покурить, подумать.
«Прекращают работать форсунки». Их, надо полагать, отключает бортовой компьютер. А по какой-такой причине? Что он может обнаружить «криминального» для работы двигателя при достижении скорости в 3-5 км\час?
ECU начнет «беспокоиться» только в том случае, если поступающие к нему сигналы будут «говорить» о том, что двигатель работает на пределе своих возможностей и возможен его выход из строя. Именно по такому принципу и работает так называемая « ECU cutoff system » — алгоритм определения критической ошибки и принудительное выключение двигателя бортовым компьютером.
И что самое важное было в нашем случае, что помогло «выйти» на неисправность: отключались только форсунки , сигналы на зажигание, сигналы датчиков числа оборотов ( Ne , Ge ) и другие, не менее важные для работы двигателя сигналы — присутствовали.
По обыкновенной логике бортового компьютера, если бы он что-то и отключал, то только все и сразу.
Не логичнее бы предположить, что существует некоторое «нечто», которое и является истинной и искомой причиной?
Вот так, «пошаговой логикой» начали смотреть, как и куда идет управление на форсунки от бортового компьютера и «пришли» к обыкновенному на вид реле, запрятанному в глубине проводов за панелью приборов:
На фото 1 показано уже разобранное реле, а на фото 2 — тот самый «девайс», который и «отвечал» за блокировку форсунок при достижении определенной скорости.
Сигнализация Black Bug , как известно, использует не брелок, а так называемый транспондерный ключ (карточка).
Принцип действия такого ключа был разработан в начале 90-х годов американской корпорацией Texas Instruments и заключается в «опознавании» транспондера, который находится у водителя, системой сигнализации, установленной на машине.
Как только транспондер попадает в зону действия сигнализации, он «ловит» радиосигнал низкой частоты и этот сигнал заряжает конденсатор транспондера для того, чтобы встроенный микрочип мог излучить обратный сигнал.
Центральный блок сигнализации получает его, сравнивает с «зашитым» в Память и решает, давать «добро» или отвергнуть.
Теперь, когда мы освежили в памяти принцип работы данного вида сигнализации, можно перейти к основному вопросу: «Почему при достижении скорости в 3-5 километров в час двигатель переставал работать?».
Вы будете тоже удивляться, но на этой плате установлен датчик движения:
1 – корпус датчика движения
2 – «начинка» датчика движения
Эта плата полностью автономна и способна самостоятельно «принимать» решение о блокировке той цепи, в которой она находится.
Что получилось в нашем случае?
После более детального разговора с Клиентом было выяснено, что некоторое время назад у автомобиля было разбито лобовое стекло и машина около месяца стояла на открытой стоянке. Дождь, ветер, и, как следствие, влага не могла не попасть вовнутрь автомобиля и далее через щели «торпеды» на корпус реле и вовнутрь его.
Влага сделала свое дело, о чем можно убедиться на фото 3 : «ножки» микросхемы сгнили, дорожки «перезамкнулись».
Получается, что датчик движения мог работать только по своей программе – блокировать форсунки при достижении определенной скорости.
А вот получать сигнал на разблокировку от центрального блока управления сигнализацией – нет.
Приблизительную схематику работы данного устройства можно посмотреть ниже:
В заключении можно сказать, что неисправность была устранена в лаборатории автомобильной диагностики ( LAD ).
Вы скажете: « Это же все просто! Тут нет ничего гениального!».
Только надо учитывать, что данная неисправность определялась и устранялась не сегодня и не вчера, а в то время, когда о технологии WAIT UP совершенно ничего не было известно, она только-только начала применяться в сигнализациях Black Bug …