Полегче с топливом. За и против бензинового Toyota Fortuner
Есть ли смысл в покупке сурового рамного внедорожника с базовым двигателем и в простой комплектации?
Главной фишкой обновленного вездехода Toyota Fortuner стал свежий 200-сильный турбодизель 1GD-FTV, которым с барского плеча поделился более престижный полноприводник Land Cruiser Prado. Глубоко модернизированный мотор получился у японцев вроде бы годным – тяговитым, экономичным, тихим. Да только небюджетным и холодным очень. Прошлой зимой мы изрядно закалились, пытаясь день за днем адаптироваться к вечной мерзлоте в салоне машины.
Финал снежного сезона 2022 года принес другие испытания – уже глобального масштаба. На фоне известных событий в Украине в очередной раз обрушился рубль, разорвались привычные логистические цепочки, здравый деловой подход сменили истеричные демарши с политической подоплекой. Залихорадило российский автомобильный рынок – цены взлетели до небес, долговечность и выносливость конкретной модели снова вошли в список главных покупательских приоритетов. Ведь кто знает, когда теперь представится шанс обновить личный автопарк?
Фарш невозможно провернуть назад. И раз уж всем придется адаптироваться к кризисной обстановке, резонно снова вернуться к оценке собираемого в Таиланде внедорожника. Ведь Fortuner – крепкий рамник, ведущий родословную от утилитарного пикапа Hilux, суровыми условиями его не напугать. Да и сама Toyota в народном представлении – синоним надежности и ликвидности на вторичке.
Тем более нам удалось найти в гараже местного представительства марки относительно доступную модификацию «Комфорт», которая идет только со 166-сильным бензиновым мотором 2TR-FE рабочим объемом 2,7 литра. Заодно посмотрим, как заслуженная атмосферная «четверка» с распределенным впрыском выдерживает морозы – лучше или хуже дизеля?
Ссылаться на официальные прайс-листы в нынешнее непростое время – что составлять бизнес-план по картам таро: не угадаешь, куда укажет перст судьбы. Но там, где математика работает со скрипом, на выручку приходит логика. И в случае с Fortuner расклад получается довольно очевидным: как бы ни взвинчивал цены производитель, и сколько бы ни накидывал сверху дилер за коврики и прочие брызговики, бензиновый внедорожник все равно должен получиться дешевле дизельного.
Дело вот в чем: у «Тойоты» тип мотора жестко привязан к уровню оснащения. Первым двум комплектациям «Стандарт» и «Комфорт» положена строго «четверка» 2.7, а вот три верхних исполнения «Элеганс», «Престиж» и Black Onyx по умолчанию оснащают турбодизелем. Поэтому желающим сэкономить выбора не остается – придется пожертвовать и двигателем на тяжелом топливе, и частью оборудования.
Зато выгода должна так или иначе быть ощутимой. Просто для справки: если бензиновый Fortuner по рекомендованному прайсу «Тойоты» на момент подготовки материала укладывался в 3,8-4,2 миллиона рублей, то солярочная модификация от 4 544 000 только стартовала.
Внимательный читатель скажет – некорректное климатическое сравнение затеяли. Ведь дизельный Fortuner катали в январе, а бензиновой машине солнечная весна досталась. Но не зря моя бабушка в такие моменты любила приговаривать: «Марток – надевай трое порток». В первой половине месяца утреннюю Москву порой сковывали морозы до минус 15 градусов.
Солярочный внедорожник в таких условиях прогревался вечность – приходилось так и ползти по «пробкам» до офиса в шапке и куртке. А вот 2,7-литровая Toyota ведет себя иначе. Пусть начальная машина лишена электрического догревателя воздуха и «волшебной» кнопки Power Heat, посредством которой можно принудительно поднять обороты холостого хода, однако двигателю это нисколько не мешает набирать температуру. Постоял на месте пару минут – смахнул снег с кузова, отправился в путь, и уже на третьем-четвертом светофоре из дефлекторов дует приятный теплый воздух.
Средний ряд в меру просторен и удобен. Даже во второй снизу комплектации «Комфорт» предусмотрен дополнительный кондиционер, на потолке – пульт управления скоростью обдува. А еще здесь есть розетка (12 вольт, 120 Вт), крючки для сумок, карманы, подлокотник с выдвижными подстаканниками. Тканевый салон «Форча» зимой тактильно приятнее кожаного, однако за 35 000 км пробега материал изрядно замусолился и выглядит уже не слишком опрятно.
Нюанс в том, что Fortuner в комплектации «Комфорт» не имеет климат-контроля. Нажать кнопку Auto и забыть о «погоде» в салоне не получится – регулировать скорость вентилятора и распределение потоков придется по старинке, хваткими «крутилками». С другой стороны, куда важнее другое – даже для относительно недорогого исполнения внедорожника Toyota не поскупилась на «теплые» опции вроде подогревов руля, ветрового стекла (в зоне «парковки» щеток) и передних сидений. Последние, кстати, обернуты тканью, поэтому в холода промерзают не столь сильно, как престижная кожа.
Иными словами, для северных регионов бензиновый Fortuner – адекватный выбор.
Свежий тойотовский дизель получился сбалансированным, однако в плане виброакустического комфорта бензиновая «четверка» все равно предпочтительнее. На средних оборотах – тихоня, на прогреве не трясется мелкой дрожью и только при активной стимуляции стрелки тахометра транслирует в салон натужный гул.
Увесистый капот – не для женских рук. В открытом положении поддерживается «кочергой». Установленный продольно двигатель не прячется стыдливо за декоративным пластиком, отсек по современным меркам просторный – гаражные умельцы оценят.
Звук, кстати, нераздражающий, а порой и солидный – так и не скажешь, что под капотом всего четыре цилиндра. Обращал внимание: при холодном запуске, когда атмосферник делает первый вдох полной грудью своих немалых 2,7 литра рабочего объема, окружающие не раз одобрительно качали головой. Мол, не иначе V6 там или V8 спрятан – как на «Крузаках». Внезапная монетка в копилку гордости владельца Fortuner.
А разбивается она, когда приходится подавать сигнал. Клаксон внедорожника немощен и пискляв, словно взят от затираемой всеми на дороге малолитражки. Так что, допустим, урезонить наглеца, пристыдив за неумелый, опасный маневр взрослым ревом, не получится.
Оценка способности бензинового Fortuner передвигаться динамично – самый спорный момент обзора. Toyota в официальных технических характеристиках не приводит время разгона до сотни, сообщая лишь, что независимо от модификации внедорожник способен в пределе набирать 175 км/ч. Но и без паспорта ясно: дизельная машина бодрее – уж слишком очевидно превосходство в мощности (200 л.с. против 166), а по крутящему моменту перевес так вообще более чем двукратный (500 Нм против 245).
Официальных данных нет, но наши нехитрые замеры показали, что бензиновый Fortuner разменивает сотню примерно за 11-12 секунд, то есть не сильно медленнее дизельной модификации. А вот по эластичности и экономичности последняя однозначно выигрывает.
Поначалу 2,7-литровый Fortuner и правда кажется ленивым увальнем, который прибавляет ход исключительно после пинка, а без грубого понуждения тут же скисает, переходя с бега на шаг. Попытка даже легкого ускорения вызывает суетливый скачок шестиступенчатого автомата (точно такой же стоит на дизельной версии) на одну, а то и две передачи вниз. Уверенного и плавного разгона «на моменте» не выходит – задыхается мотор. Да что разгон – порой и на ерундовом подъеме Toyota просит пониженную.
Но если за рулем окажется человек умелый, Fortuner раскроется и с другой стороны. У атмосферной «четверки» выраженный верховой характер – на пик отдачи двигатель выходит после 4000 об/мин. Значит, при энергичных маневрах нельзя ронять стрелку тахометра.
Самый простой способ – нажать кнопку Power Mode на центральном тоннеле. Это, скорее, полумера, однако для повседневности сойдет. Ну а по-хорошему разумно перевести автомат в спортивный или даже ручной режим. Тойотовский внедорожник – тот редкий случай, когда подрулевые лепестки не пылятся без дела. Можно переключаться и рычагом, правда, схема здесь «антигоночная»: от себя – переход на ступень вверх.
Общий принцип такой: как поработал – так и поехал, резервы скорости у Fortuner имеются, запишем это машине в актив. Другое дело, захочет ли владелец их раскрывать с учетом перечисленного ниже…
Заправщики на ближайшей к дому АЗС стали узнавать в лицо – зачастил к нам, приятель. Я же, опустошая в очередной раз счет банковской карты на круглую сумму, с грустью вспоминал дизельный Fortuner. Помнится, тот даже зимой с учетом покатушек по бездорожью укладывался в 10 л/100 км. Для бензиновой машины – нереальное достижение.
Скажу так: если толкаться на рамной «Тойоте» по городу и вдобавок пришпоривать вездеход на свободных участках, то следует готовиться к 17-18 литрам. Флегматичный, грамотный водитель может рассчитывать литров на 15. И только если задаться целью тотальной экономии топлива, полностью подчинив замыслу стиль езды, выбор маршрутов и попутно задействовав все резервы автомобиля вроде эко-режима, борткомпьютер сделает снисхождение и покажет на экране плюс-минус адекватные для 2,3-тонного «чемодана» 12-13 л/100 км.
Дизель на бездорожье, конечно, предпочтительнее, однако и бензиновый атмосферник неплохо справляется с вязким покрытием и рельефом. На крайний случай в раздаточной коробке предусмотрена понижающая передача. Задний дифференциал принудительно блокируется.
Приятный нюанс на мрачном фоне нефтяной расточительности – нетребовательность заслуженного атмосферника (семейство TR в строю уже почти 20 лет) к сорту горючего. В бак можно спокойно лить Аи-92 – самый доступный и самый распространенный бензин на огромной территории нашей страны.
Да простит меня Toyota за рискованный эксперимент, однако в вылазках за пределы Москвы я сознательно избегал пафосных брендовых заправок, чтобы проверить «пищеварение» двигателя. До уровня заведомо паленого топлива, конечно, не опускался, но продукцию локальных АЗС Fortuner сжигал в цилиндрах без напряга и тревожных симптомов – путешественники такую всеядность оценят.
Прошлой зимой дизельный Fortuner попал к нам в редакцию на нешиповках Continental VikingContact 7, а бензиновую машину Toyota обула в «гвозди» Nokian Nordman 7 SUV. Но на расклад управляемости и устойчивости смена типа и марки шин совершенно не повлияла – внедорожник по-прежнему с ленцой меняет курс, автомобиль болтает в колее, изрядно кренит, плюс пикантности ощущениям добавляют конструктивные нюансы трансмиссии. Напомню, полный привод «Форча» построен по олдскульной схеме парт-тайм с жестким подключением передней оси. То есть постоянно ездить в режиме 4х4 нельзя во избежание разрушения деталей.
Руль пустоват и длинноват, а обод «баранки» вдобавок украшен нелепой деревянной вставкой. Возможно, есть люди, которым подобный декор до сих пор кажется престижным. Однако на практике куда важнее, что сегмент этот не подогревается, да к тому же по нему скользят руки при активном маневрировании. Впрочем, хороший тренажер получился, заставляет помнить правильный хват.
Как уже было сказано выше, бензиновый Fortuner доступен только в двух начальных комплектациях. А Toyota по давней традиции предложение отдельных опций не практикует. Поэтому выбор доступного и теплого мотора неминуемо обернется отказом от всяких приятных штук из списка теоретические возможного для модели оснащения.
Fortuner по умолчанию семиместный. И третий ряд сидений даже в сложенном состоянии отнимает немало места в багажнике.
И если, допустим, штатная навигация, кожаный салон, электроприводы настроек водительского кресла и хромированные элементы декора – невеликие потери для утилитарного вездехода, то электронная имитация блокировки заднего межколесного дифференциала, система контроля скорости на спуске, климат-контроль, автоматические стеклоподъемники, бесключевой доступ и круговой обзор через камеры в обиходе пригодились бы.
А еще кому-то наверняка станет грустно от того, что бензиновый Fortuner не выпускают в особой версии Black Onyx с оригинальными бамперами, фарами и темными акцентами в отделке.